Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура лексического значения




Акустический

Три аспекта изучения звуков речи.

с точки зрения акустического аспекта все звуки отличаются друг от друг: высотой тона, долготой, силой, тембром.

Деление звуков на гласные и согласные обусловлено наличием музыкальных тонов и шумов. Отдельная группа согласных – сонорные согласные (сонаты).

Для исследования звука применяют электроакустические приборы, которые позволяют разложить звук на сопоставляющие его тоны, получается спектр звука.

2. Биологический подразделяется на

- произносительный (изучает всю совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимых для произнесения соответствующего звука – артикуляцию)

- перцептивный.

Производящие органы делятся на активные (язык, нёбная занавеска, губы) и пассивные (зубы, носоглотка, альвеолы, нёба).

Учитывая работу произносящих органов, учёные создали артикуляционную классификацию звуков: гласные (ртораскрывательные, у глас. отсутствует фокус и место образования) и согласные.

6 различительных черт классификации гласных:

1) продвижение языка вперёд или назад: гласные переднего, среднего и заднего ряда); 2) степень продвижении языка вверх и вниз: гласные высокого, среднего и низкого подъема); 3) лабиализация (обугление); 4) назализация; 5) долгота/краткость; 6) открытость/закрытость.

У согласных звуков есть место образования (фокус).

По месту образования согласные делят на: 1) губные: а) губно-губные (п,б,м), б) губно-зубные (ф,в); 2) язычные: а) переднеязычные (т,з,с), б) среднеязычные (й), в) заднеязычные (к,г,х); 3) язычковые (франц. р); 4) фарингальные (украин. г).

По способу образования шума: 1) смычные (взрывные) (к,г,п,б); 2) щелевые (ф,в); 3) смычно-щелевые (аффрикаты) (ц,щ,); 4) смычно-проходные (сонанты).

3. Функциональный.

Содержательная (внутренняя) сторона слова очень сложное явление. В содержании слова нужно различать 2 момента:

1) заключённое в слове указание на определённые грамматические категории – грамматическое значение слова;

2) заключённое в слове указание на какое-то содержание, свойственное только данному слову – лексическое значение слова.

Лексикология занимается исследованием лексического значения слова. Лексикология утверждает, что лексическое значение принадлежит только знаменательным словам. Важнейшую часть лексического значения, его ядро, составляет отображение того или иного объекта действительности, предмета в широком смысле. Обозначаемый словом предмет или явление – денотат или референт. Отображение денотат в нашем сознании – концептуальное значение слова или десигнАт. Кроме ядра в состав лексического значения входят коннотации – различные эмоциональные, экспрессивные, стилистические «добавки» к основному значению слова.

В структуре лексического значения слова выделяют 3 стороны: 1) отношение к денотату или так называемая предметная отнесённость слова; 2) отношение к понятию, т.е. к классу предметов; 3) отношение слова к его коннотативным значениям.

Лексические значения разных слов неоднородны. Неоднородность лекс. знач-ий слов служит основанием для их классификации.

Все лекс. знач-ия можно классифицировать по

1) по отношению к предметам действительности: номинативные, сигнальные, прямые, переносные, конкретное, асбтрактное;

2) в зависимости от отношения лекс. знач-ий к нашему сознанию: терминологические, общие, безОбразные, Образные, эмоциональные, неэмоциональные;

3) по различию их связей друг с другом внутри языка: синонимичные, антонимичные, монолексические (значения принадлежат одному и тому же слову и взаимозависимы в нем, когда каждое слово имеет несколько значений, связанных друг с другом), омонимичные (похожи на монолексические, но между омонимичными нет связи), немотивированные, мотивированные (когда понятно, почему данное явление/предмет назвали именно так, как его назвали), производящие значения, производные значения.

4) свободное значение;

5) значения связанные (конкретное значение выражается 2, а то и 3 словами: оказать уважение)

В речи слова способы обнаруживать временные значения возникающие лишь в определённых контекстах. Такие значения называются употребление слова/речевого значения слова. Такие значения могут быть непонятны основной аудитории и расшифровываются автором, могут закрепиться.

15. Определение фонемы. Её функции.

Фонема – наименьшая функциональная единица языка, которая служит для различения звуковых оболочек слов и его форм.

Смыслоразличительная функция фонемы обнаруживается при сравнении пар слов, различающихся только 1 фонетическим явлением, выступающим в аналогичной позиции.

Такие пары слов или форм называются минимальными парами. Тождественность позиций фонем служит гарантией того, что различительную роль выполняют именно противопоставленные фонетические явления.

Если на те или иные явления в языке можно подобрать минимальные пары, значит, эти фонетические явления в данном языке выступают в качесте самостоятельных фонем. При помощи метода миним. пар можно утверждать, что, например, в рус. яз. существует следующие самостоятельные фонемы: т/д (том/дом), о-у.

Метод миним. пар происходит от идеи о наличии у языка 1цх взаимосвязанных планов: внешняя оболочка слова (экспонент, план выражения) и внутреннее содержание (план содержания). Путем подбора минимальных пар в рус.яз. было установлено, что существует система 6 гл. звуков и 21 согласного. В англ.яз. существует 24 соглас. фонемы, а в отношении гласных нет согласия: 6 кратких гласных, 5 долгих гласных, 8 дифтонгов.

16. Предметная и понятийная отнесённость слова.

Важнейшей частью лексического значения слова является отображение конкретного предмета или явления.

Денотатами (референтами) могут быть как предметы, явления, события в реальном мире, денотаты могут иметь фиктивный характер – предмета в реальности не существует, но мы знаем, о чём идет речь (леший, русалка).

Независимо от реального или фиктивного характера денотата различают общую и частную предметную отнесённость слова.

Общая предметная отнесённость – это отнесённость концептуального значения слова к целому классу денотатов.

Частная предметная отнесённость – отношения концептуального значения слова к отельному индивидуальному предмету.

По своей способности выступать в общей или частной отнесённости большинство знаменательных слов делятся на 3 группы: 1) имена собственные, 2)имена нарицательные, 3) указательно-заместительные слова.

Имена собственные всегда выступают только в частной предметной отнесённости.

Нарицательные слова могут выступать и в общей и в частной предметной отнесённости. Например, в системе языка (словаре) они имею общую отнесённость, в речи могут иметь либо общую, либо частную отнесённость.

Указательно-заместительные слова (местоимения, местоименные наречия: там, здесь, тогда) в системе языка имею только общую предметную отнесённость, а в речи эти слова всегда выступают только в частной отнесённости.

 

Понятийная отнесённость слова.

Логика рассматривает понятие как одну из форм выражения мира в мышлении. Понятие, выраженное словом, соответствует не отдельному денотату, а целому классу денотатов, обладающему определёнными признаками общими для всех классов.

Нарицательные слова прямо выражают понятие (называют класс предмета), а не конкретные предметы. Имена собственные всегда обозначают индивидуальные предметы., но они входят в общие классы, поэтому имя собственное в сознании соотносится с опред. общим классом. Указательно-заместительные слова также соотносятся с понятиями. В целом все разряды слов выражают понятия или соотносятся с понятием. Понятия, с которыми соотносятся слова языка, не обязательно являются научными понятиями. Научные понятия выражают специальные слова науки и техники. Обычные слова выражают бытовые/донаучные понятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.