Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История Социологии Западной




К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые для общественного развития и прогресса.

Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки определенной науки, которую назвал социологией. Хотя он не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства, когда люди столкнулись с ограниченностью ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействие между людьми и результаты таких взаимодействий.

Такие наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и так далее. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным проведением. Таким образом, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать существующий порядок.

В этот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу новой науки об обществе. Но в основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Отставание в изучении общественных явлений можно объяснить несколькими причинами.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Задача. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества другого вещества.

Пример:

2. Сколько литров кислорода потребуется для сгорания 10 моль водорода?
Решение:

  1. Записываем над уравнением реакции имеющиеся данные, а под уравнением – число моль согласно уравнению (равно коэффициенту перед веществом):
    10 моль x моль
    2H2 + O2 = 2H2O
    2 моль 1 моль
  2. Составляем пропорцию:
    10 моль – x моль
    2 моль – 1 моль
    Находим x:
    x = 10 моль • 1 моль / 2 моль = 5 моль
  3. Находим требуемый объем:
    v = 22,4 л/моль • 5 моль = 112 л (где 22,4 – молярный объем газов)

Ответ: 112 л.

 

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.

Социоло́гия — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Исторические и научные предпосылки возникновения социологии.
Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Среди них выделяются - Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.

Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.
Термин "социология" появился лишь в начале XIX века - между 1838 и 1840 гг. Его создателем стал Огюст Конт. О. Конт дал ей имя, определил ее предмет и методы.
Социология, по мнению А. Гоулднера, возникала как идеология среднего класса. Именно в XIX веке мы отмечаем широкое движение интеллигенции, причем во всех европейских странах, включая и Россию, в помощь социальным аутсайдерам. Социология рождалась как наука об обществе и его трансформации.
Социологическая мысль явилась ответом на кризис динамично развивающегося европейского общества. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества. Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований.

 

2. Этапы развития социологической мысли

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, способностью к обучению. Делался вывод о том, что самое главное – научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества и люди смогут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие.

Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. «В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все, что относится к обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм». Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизации.»

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества).

Э.Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Таким образом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»

Учение об обществе Э.Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и современные ученые справедливо называют его классиком в области социологии.

Таким образом, название науки «социология», столь удачно примененное О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

 

3. Институализация социологии в Европе и США

- история становления и развития социологич. знания в США и Зап. Европе, формировавшегося в процессе борьбы осн. социологич. ориентации, направлений и школ. Социология прошла длительный и сложный путь - от безуспешных попыток стать универсальной областью знания о человеч. об-ве до более трезвого осознания своих предметных границ. Название этой науки дал О. Конт, провозгласивший необходимость создания С. как самостоятельной научной дисциплины. Позитивизм Конта (см. Позитивизм в социологии), ограничивая возможности теоретич. мышления, содержал в зародыше все те элементы, к-рые в дальнейшем обусловили переход зап. социологов к описательному эмпиризму. В то же время Конт во многом содействовал обретению социологией своего предмета и своего места среди др. обществ. наук. Г. Спенсер создал опред. предпосылки для понимания об-ва как "живой системы". Однако законы "соц. эволюции", сформулированные Спенсером, не были законами развития в полном смысле этого слова:методология, всецело основанная на аналогии об-ва с биологич. организмом, не давала возможности понять истинную сущность и специфику соц. развития. Тем не менее мн. ошибочные идеи Спенсера были возведены в абсолют такими социологами, как П.Ф. Лилиенфельд, Д. Фиске и др. Из др. социологич. ориентации и школ второй половины XIX - нач. XX вв. отметим географич. (Г. Бокль и др.), утверждавшую решающую роль географич. среды в истории; механистическую (Г. Кэри, Г. Скотт и др.), считавшую, что в основе об-ва лежат законы механики; технократическую (Т. Веблен), провозгласившуюкульт технич. элиты, и др. Возникновение этих школ отражало опред. этап в развитии зап. социологии после Конта и Спенсера, т. е. тот период, когда социология еще не определила предмет своего исследования и в значит с ни сливалась с обществоведением в целом. Прослеживая дальше процесс становле социологии как науки, необходимо уделить внимание именам Л. Гумпловича, Г. Зиммеля и особенно Э. Дюркгейма и М. Вебера, создавших специфически-социологич. методы мышления и с ответствующие - социологич. же - категории. Всех этих мыслителей объединяет стремлен представить об-во в его специфич. сущности 2 сводимой к сумме его элементов или к простой совокупности индивидов, что позволило бы рассмотреть об-во как систему, вычленив его отдельные компоненты и сформулировав опрел законы функционирования. Л. Гумплович был первым в истории бурж соц. мысли, кто привлек внимание к тому факт, что социология - это прежде всего учение о соц. группах, играющих доминирующую роль в обществ. процессе; он же попытался сформулировать осн. законы их существования ("самосохранение" и "солидарность"). Определяя индивида лишь как "продукт группового опыта", Гумплович свел до минимума роль личности в истории. Рассматривая развитие об-ва с позиций биологизма, Гумплович, с одной стороны, примыкали органич. (см. Школа в социологии органическая} направлению в социологии, а с др. - к психологич. (см.Направление в социологии психологическое), поскольку объявлял соц. процесс соц.-психологич. процессом группового взаимодействия. Направление в развитии социологич. мысли, заложенное Гумпловичем, стало весьма влиятельным в начале XX в. Из числа его наиболее видных представителей следует назвать Л. Уорда, прямо заявлявшего о том, что силы обществ. - силы психические, а потому и социология должна иметь психологич. базис. Уорд интересен и тем, что своим протестом против преобладания соц. статики в известной мере содействовал последующим попыткам создать "генетическую социологию" (В. Парето и др.), хотя сама по себе его социология (определяемая им как соц. философия) еще носит по преимуществу функционалистский характер (см. Анализ функциональный в социологии). В этот период происходят серьезные изменения в проблематике социологич. теории, что связано свлиянием на нее соответствующих филос. концепций. Речь идет, прежде всего, о таком крупном представителе т.наз. "философии жизни", каким являлся нем. мыслитель В. Дильтей, к-рый отверг претензии О. Конта и Г. Спенсера к истолкованию соц. процессов в их единстве, к изучению об-ва как целого. Отождествляя предшествующую соц. мысль с псевдонаучной алхимией, Дильтей настаивал на том, что объектом социологич. исследования должна соц. группа, а место социологич. абстрактных метатеорий призваны занять теории сугубо специализированные. Именно по этому пути пошли такие амер. исследователи, как У. Самнер, считавший соц. неравенство нормальным состоянием об-ва и необходимым условием развития цивилизации; Смолл, пытавшийся создать теорию "соц. процесса" в целом; как создатель учения о "первич- и "вторичных" группах Ч. Кули; Ф. Гиддингс с его концепцией "себеподобного сознания" согласно к-рой какое-то существо признает другое сознание таким, какое оно есть у него самого); 3. Росс, вслед за Э. Дюркгеймом утверждавший, го разделение труда и иерархическая организация - это отражение "соц. порядка"; Г. Одум, Томас, Р. Парк, Ч. Эллвуд. С опред. момента азвитие амер. социологии шло под знаком ослабления интереса к общей социологич. теории перехода к частным эмпирич. исследованиям. Сложней обстояло дело в западноевр. социологии конца XIX - нач. XX вв. Виднейший пред-гавитель ее в тот период - Э. Дюркгейм, буду-позитивистом, настаивал на необходимости полностью отделить от философии "положитель-социологич. науку, предметом исследова-ния к-рой должны быть исключительно "соц. факты", выступающие в виде обществ. учреждений, законов, установлений и т. д., и причинные зависимости между ними. Но природу соц. установлений Дюркгейм видел в "коллективных представлениях", последним же он - в духе объективного идеализма - приписывал самостоятельное существование. Развитие обществ. сознания им объявлялось осн. содержанием ис-торич. процесса, а степень обществ. солидарности - гл. критерием историч. процесса. При этом поведение личности, по его мнению, целиком детерминируется степенью сплоченности об-ва. Впрочем, подобная т.зр. характерна для всей зап. социологии, в том числе и современной Дюрк-гейму американской (Ч. Кули, Дж.Г. Мид и др.). Труды Дюркгейма - долгое время считавшиеся непревзойденными, - образцы сугубо социологич. анализа. Характерно, что он отстаивал тезис о необходимости сочетания (поскольку они органически дополняют друг друга) функционального и каузального способов исследования и объяснения соц. действительности. Современником Дюркгейма был М. Вебер, хотя влияние, оказанное им на мировую социологию, обозначилось уже после его смерти. Методологич. позиция М. Вебера нашла выражение в его учении о типах идеальных (см.). Учение об идеальных типах Вебер соединял с методом идиографическим (см.), сводившим историч. законы к описанию специфических индивидуальных явлений. Эта сторона его учения сказала огромное влияние на эмпирич. социологию. Истолковав идеографич. метод в духе психологизма (см. Направление в социологии психологическое) и применив его для истолкования индивидуального человеч. поведения, Вебер заложил основы т.наз. социологии понимающей (см.). Тенденция интерпретировать об-во как систему функциональных связей укрепилась под воздействием веберовской концепции соц. действия. Но Вебер шел дальше функционализма (см. Анализ функциональный в социологии), пытаясь создать возможность для объяснения процесса развития (доказательством чего является, в частности, егоклассификация соц. действий). Вообще же для Вебера (и для всей классич. западной социологии) функциональный анализ был лишь одним из принципов социологич. исследования, позволявшим - наряду с др. методами - объяснять генезис и преемственность различн. форм историч. процесса. Третья видная фигура "классического периода" западноевропейской социологии - Г. Зиммель, определявший социологию как науку о формах соц. процесса. Эти соц. формы (гос-во, церковь и т. д.) он рассматривал как рез-т самых различн. соц. отношений, интерпретируя их психологически. Главное внимание следует, по Зиммелю, сосредоточить на формах соц. взаимодействия, осн. рез-том развития к-рых стала дифференциация социальная (см.) (естеств. отбор создает высшие и низшие соц. группы). Осн. идея Зиммеля нашла свое развитие, детализацию и конкретизацию, представ в виде целой системы социологии, - у Л. фон Визе. Опред. влияние на совр. зап. социологию оказали также К. Маннгейм - в первую очередь своим тезисом о том, что соц. обусловленность знания есть фактор, ограничивающий и извращающий это знание, - и В. Парето с его "законом кругового движения, возникновения и падения элит". В целом для западноевр. социологии предвоенного периода характерно внимание к "глобальным" проблемам и стремление вывести отсюда - на основе историч. фактов, а не данных конкретно-социологич. исследования - соответствующие "глобальные" или близкие к таковым закономерности. В период после второй мировой войны картина значительно изменилась: западная социология почти совсем отказалась от познания законов соц. развития и превратилась в науку о функционировании об-ва, ограничив свою задачу изучением соц. структур и функциональных связей. На смену методу сравнительно-историческому (см.), посредством к-рого западная классич. социология пыталась отыскать законы обществ. жизни, приходит структурно-функциональный анализ (см. Анализ функциональный в социологии), требующий в кач-ве своей эмпирич. основы уже не материал соц. истории человечества, а рез-ты строго опред. конкретно-социологич. исследований (здесь, конечно, следует прежде всего выделить школу структурно-функционального анализа, представленную такими социологами, как Т. Парсонс и Р. Мертон). Интерес к общетеоретич. мысли падает, и социология (мы имеем в виду прежде всего американскую) расчленяется на целый ряд "автономных" социологий - городской и сельской жизни, социологию этнич. групп (Г. Джонсон, Р. Линд, Ф. Фро-зье и др.), социологию малых групп (Р. Парк, Ф. Трашер, Г. Гольдхамер, Э. Мэйо, К. Левин и др.), социологию семьи (С. Гамильтон, У. Гуд, К. Киркпатрик и др.). Оформление в 60-х гг. т.наз. "радикальной" (или "критической") социологии, ориентированной на различ. версии неомарксизма (см.), привело к изменению ситуации в западной социологии. Вновь была "реабилитирована" соц.-филос. проблематика, проблематика соц. развития и соц. конфликта и т. д. Дело, начатое "радикальной социологией", было продолжено социологией феноменологической (см.), экзистенциалистской социологией и др. социологич. направлениями, ориентирующимися на новые парадигмы, сформировавшиеся под влиянием модных филос. устремлений - феноменологии,экзистенциализма, критического рационализма и проч. Зап. социология являет картину "взвешенности" социологич. парадигм, из к-рых ни одна не может считаться безраздельно господствующей. В начале 70-х гг. эта ситуация самими бурж. социологами характеризовалась как кризисная (см. Кризис социологии). С середины 70-х гг. и в особенности в 80-х гг. зап. социологи предлагают различ. варианты выхода из кризиса, из к-рых ни один до сих пор не признан в кач-в или менее общезначимого. О социологич. дигмах в современной зап. социологии см. Сциология западная.

4. Институализация социологии в России

Институализация социологии в России

Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. " О социалистической академии общественных наук ", где специальным пунктом было записано ".. одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах". В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михайловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии. М.,1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курс а " История ВКПб " И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология. На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет, социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово" социология " оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие социологи - профессионалы. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социология: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет "застоя" носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти от народа, нарастании национальных тенденций и т. д.

Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерии и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социальных исследований при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская социологическая ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных социальных исследований (с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал "Социологические исследования". Но развитие социологии постоянно тормозилось в период "застоя". А после выхода в свет "Лекций по социологии" Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие "социология" оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология был снят в 1988г. Закончился семидесятилетний период борьбы социологии как самостоятельной науки об обществе. (Постановление ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. повышение роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых и социальных проблем советского общества) Сегодня на западе в США социологии уделяется большое внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социология, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием. В нашей стране в 1989 г. был первый выпуск ста человек.

 

5. Социальная статика и социальная динамика О.Конта

Хотя социология как самостоятельная наука оформилась в 19в, но до того эти же проблемы рассматривались многими философами. Вопросы социальной философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. И эта борьба как бы была лейтмотивом всей истории человечества. Поэтому каждому новому поколению философов приходилось создавать новые концепции гармонизации человеческого общества.

В средние века складывается теологический тип культуры и произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал утрачивать свое значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.