Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская православная церковь в 13 – пер. пол. 15вв




Вопрос 12.

Внешняя политика Василия II.

Вопрос 11.

С утверждением татаро-монгольского ига русская церковь была включена ханами в созданную ими систему управления. При этом, они придерживались правила, к которому прибегали и в других покорённых странах,- духовенство становилось привилегированной категорией населения. Это не означало, что во время татарских набегов, духовенство не страдало наравне с населением, - речь шла о системе податных и административных льгот. Которые получала православная церковь и её служители. С 60-х годов 13 века установилась практика выдачи митрополитам ханских грамот, в которых причислялись дарованные привилегии: освобождение от уплаты даней(прежде всего ордынского «выхода»), пошлин и повинностей. Таким образом, церковь обладала привилегиями и льготами, которые даже превосходили по своему объёму доордынские времена. В огромной монгольской державе, где уживались различные религии, веротерпимость долгое время было нормой государственной политики – в противном случае это могло угрожать единству империи. Веротерпимость ордынских правителей предполагала лояльное отношение церкви к власти завоевателей. Это требование ставило духовенство в двойственное положение. Церковь поддерживала власть, проповедуя покаяние и покорность «неверному царю» - хану Золотой Орды. Вместе с тем, участвуя в процессе формирования национального самосознания, церковь с её единым учением, богослужебной практикой и организацией, постепенно становилась фактором единения земель и духовного сопротивления. Большие трудности испытывало духовенство в связи с разорением и упадком Киева. Митрополиты Кирилл II (1250-1280) и Максим (1281-1305) находились в постоянных разъездах, не имея надёжного пристанища в бывшем стольном городе. В итоге в 1299г митрополичья кафедра была окончательно перенесена из Киева во Владимир. Крупной политической фигурой стал митрополит Пётр (1308-1326) с именем которого традиционно связывается возвышение Москвы. Он заботился о выгодах митрополии и возвышении своего сана и его интересы совпали с интересами московских князей, в результате чего возник политический союз, из которого наибольшую пользу извлекли потомки Калиты. Митрополит Пётр был в конфликте с великим Владимирским князем Михаилом Ярославичем Тверским, который надеялся посадить на кафедру своего ставленника, и появление Петра нарушило его планы. Поводом для столкновения послужила – симония – практика продажи церковных должностей. В требовании отменить симонию, которому сочувствовал тверской князь, Пётр увидел посягательство на права митрополита, вмешательство мирских лиц во внутрицерковные дела. Дважды Михаил Ярославич пытался лишить Петра кафедры. Митрополит сумел оправдаться. Но ситуация потребовала поисков союзника. Он был найден в лице Юрия Даниловича, непримиримого соперника Михаила Ярославича. Митрополит Петр подкреплял своим авторитетом многие действия Даниловичей. С благословения Петра был построен кафедральный каменный собор Успения Богородицы. Митрополит скончался в Москве(1326г), Иван Калита похоронил его в Успенском соборе и добился его канонизации. Таким образом и Москва обрела «своего» местночтимого святого, со временем обратившегося в общерусского. Истинный подтекст всех этих усилий московских князей – стремление потесниь главного соперника, Тверь которая в первой трети 13 века обладала большей, чем Москва, духовно-религиозной властью. Следующий митрополит Феогност(грек, 1328-1353) также поддерживал Москву. Много сил пришлось приложить Феогносту для того, чтобы сохранить единство митрополии. Литовские князья всячески пытались заиметь собственного, послушного их воле митрополита. Феогносту с большим трудом удалось низвергнуть «самозваных» митрополитов юго-западной Руси. Однако было ясно, что с образованием двух центров, соперничавших между собой за главенство в объединении древнерусских земель, раскола митрополии не избежать. Преемником Феогноста стал митрополит Алексей(1354-1378) это был редкий случай, когда константинопольский патриарх утвердил на митрополичий престол «русича», ставленника московских князей. Алексей активно включился в политическую борьбу. Он неофициально возглавил правительство Москвы. Соединение в его руках светской и духовной власти способствовало торжеству дела потомков Калиты. Москва очень скоро, не только вернула утраченное, но и стала завоёвывать новые позиции. Для достижения своих целей Алексей прибегал даже к арестам политических противников. Так, в 1368г был брошен в темницу Михаил Тверской, приехавший под митрополичьи гарантии в Москву. Использовал митрополит и высокий духовный авторитет Сергия Радонежского. При участии Радонежского было сломлено стремление ростовского князя Константина Васильевича обрести независимость. В середине 14 века возникло течение, направленное на улучшение нравов духовенства и рост авторитета церкви. Главой его стал Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря. В его обители утвердился общежитийный устав, согласно которому монахи отказывались от всякой личной собственности. Аскет, человек твердых религиозных убеждений и правил, Сергий своим благочестивым поведением утверждал новый тип церковного деятеля – подвижника. Алексей сумел оценить всю силу духовного воздействия Сергия. При этом митрополит проявил себя как дальновидный церковный политик, который использовал авторитет Сергия и его последователей для упрочения позиций церкви. После смерти Алексея за митрополичий престол разгорелась борьба. Московским князьям на этот раз не удалось поставить своего сторонника. Преемники Алексея, болгарин Киприян и грек Фотий, проводили достаточно независимую политику, заботясь о единстве своей митрополии и не допуская откровенной поддержки московских правителей. Но к этому времени Москва уже превратилась в признанный центр Сев. Вост. Руси, вокруг которого шёл процесс «собирания земель». Смерть Фотия положила начало длительной борьбе за освободившуюся кафедру между московскими и литовскими ставленниками. Но в этой смуте ни одна из сторон не достигла решающего успеха – в 1437г в Москве появился, присланный из Константинополя, Исидор, ставленник патриарха, последний русский митрополит из греков. Вскоре он отправился на Флорентийский собор, где вошёл в число активных сторонников объединения восточной и западной церквей, признания власти Папы Римского. На Руси решение вост. иерархов было воспринято как отступление от православия. Уния была решительно отвергнута. Возвратившийся в сане кардинала Исидор был арестован и заключён в Чудов монастырь как отступник от веры. Уния, а затем и последовавшее в 1453г падение Константинополя подорвали авторитет греческой церкви. Московская митрополия отделилась от константинопольского патриарха. Первым русским митрополитом стал рязанский епископ Иона, который не без колебаний, поддержал Василия II в феодальной войне. Митрополичья кафедра приобрела национальное значение, следствием этого была возросшая зависимость митрополита от великокняжеской светской власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.