Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения




Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.

Гигиеническое обучение и воспитание, определение, основные принципы. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Требования к лекции, санитарному бюллетеню.

Гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ) - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня санитарно-гигиенической культуры населения с целью сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продолжительности жизни.

ГОВ основано на данных медицинских, психологических, социальных и экономических наук.

Приказ ГОВ, 1992 г.:

1) за организацию всей работы ГОВ ответственен главрач ЛПУ

2) каждый лечебник на приеме должен проводить профработу

3) в школе введены в биологию 6 часов материала по данному направлению

Объекты ГОВ: общество в целом, семья, отдельная личность.

Цели ГОВ: создать умонастроение, направленное на охрану здоровья; воспитать у людей стремление к ЗОЖ; определить отношение к повседневному поведению.

Основные принципы работы по ГОВ:

- научность

- актуальность тематики

- настроенность на конкретную аудиторию

- массовость работы

- доступность для аудитории.

Методы и средства формирования ЗОЖ:

1. устная пропаганда

а) индивидуальное воздействие - беседы, инструктаж, консультация, телефонная консультация, личная корреспонденция

б) воздействие на группу лиц - лекция, беседа, групповая дискуссия, беседа за круглым столом, викторина, курсовое обучение

2. печатная пропаганда - брошюра, буклет, журнал, бюллетень, календарь, листок, памятка, стенгазета

3. наглядная пропаганда

а) плоскостные - плакат, рисунок, схема, чертеж, диаграмма, фотография, диафильм, слайд

б) объемные - муляж, макет, скульптура, манекен, натуральные (макро- и микро)

4. комбинированная - телевидение, радио, кино, музей, стационарная выставка

Требования к санбюллетеню: а) лист ватмана б) монотема в) 2 компонента: рисунок и текст; текст сформирован так, чтобы пациент увидел картинку, смог и захотел дочитать до конца

Требования к лекции: а) монотема б) продолжительность 40-45 мин в) актуальность г) настроенность на аудиторию д) 100% владение материалом е) быть готовым перейти на другой вариант общения с аудиторией.

Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ).

Изучение здоровья населения и оценка влияния на него различных факторов - важнейшая задача ЗО. Данные о состоянии здоровья являются основой для:

1) планирования профилактических и оздоровительных мероприятий

2) совершенствования организационных форм и методов работы учреждений ЗО

3) определения потребности в различных видах помощи, расчета численности медицинских кадров, сети лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий

Факторы, влияющие на здоровье человека, можно разделить на 4 группы:

1) биологические (пол, возраст, наследственность, тип конституции, темперамент)

2) геофизические, или природные (температура воздуха, влажность, ландшафт, флора, фауна и др.)

3) социально-экономические (условия труда, быта, состояние окружающей среды, состояние службы ЗО, образ жизни и др.)

4) психофизиологические (факторы, связанные с действием второй сигнальной системы)

Их значимость в формировании здоровья неравноценна, ведущую роль играют социальные факторы.

Формула здоровья - здоровье зависит от:

а) образа жизни (50%);

б) состояния окружающей среды (20%);

в) генетических факторов (20%);

г) лечебных мер, медицины (10%)

Факторы, определяющие здоровье, подвержены постоянным изменениям, и многие из них трудно поддаются учету. В настоящее время для оценки состояния здоровья используют лишь те показатели, разработка и учет которых достаточно хорошо налажены:

а) демографические показатели

б) показатели заболеваемости

в) показатели инвалидности

г) показатели физического развития.

Прямую характеристику здоровья населения дают показатели физического развития, остальные показатели характеризуют общественное здоровье косвенно.

Физическое развитие - свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость. На формирование физического развития оказывают влияние медико-биологические, природно-климатические и социально-экономические факторы. Нарушение физического развития свидетельствует о неблагоприятных условиях образа жизни, что требует проведения мер медико-социального воздействия.

При изучении морфологических и функциональных признаков, характеризующих физического развитие, используется метод антропометрии, который позволяет осуществлять количественный учет вариации физических свойств человека. Комплексный подход при изучении физического развития основан на следующих показателях:

а) соматометрические (морфологические): измерение размеров тела и его частей (длина и масса тела, окружность грудной клетки)

б) физиометрические (функциональные): определяются с помощью специальных физических приборов (жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила)

в) соматоскопические (описательные): основаны на описании тела в целом или отдельных его частей (состояние опорно-двигательного аппарата: осанка, форма грудной клетки, эластичность кожи, развитие мускулатуры, степень жироотложения, тип телосложения и т.д.)

Изучение физического развития состоит из:

1) оценки физического развития различных возрастно-половых групп населения

2) динамического наблюдения за физическим развитием в одних и тех же коллективах

3) разработки возрастно-половых стандартов физического развития детей

4) оценки эффективности оздоровительных мероприятий на основе сдвигов в состоянии физического развития.

Для изучения, анализа и оценки физического развития применяют методы наблюдения:

а) генерализующий - наблюдение за достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются. При обработке результатов исследования получают средние показатели физического развития на определенный момент времени

б) индивидуализирующий метод - длительное наблюдение за развитием каждого ребенка.

Схема анализа показателей, характеризующих здоровье:

1) значение (что обозначает) показателя

2) методика расчета показателя

3) уровень показателя в РБ и его тенденции

4) критерии показателя по ВОЗ

5) факторы, оказывающие влияние на показатель

Анализ состояния здоровья в целом следует осуществлять по показателям в зависимости от их значимости и вклада в состояние здоровья.

11. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических
данных для здравоохранения.

Демография (греч. demos - народ, grapho - пишу; народоописание) - наука о населении в его общественном развитии.

Содержание демографии: изучает числен­ность, состав населения, миграционные процессы, воспроизводство населения и факторы, определяющие их.

Медицинская демография - часть демографии, изучающая взаимосвязь воспроизводства населения с социально-медицинскими факторами и разрабатывающая на этой основе медико-социальные меры, направленные на обеспечение наиболее благоприятного раз­вития демографических процессов и улучшения здоровья населения.

Значение демографических данных для медицины:

а) расчет показателей заболеваемости

б) планирование работы лечебных учреждений

в) анализ деятельности лечебных организаций и врачей

г) определение демографической политики государства.

Демографическая политика - деятельность республиканских органов управления и социальных институтов, направленная на создание устойчивых количественных и качественных параметров воспроизводства населения.

Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных на­правлениях: статика населения и динамика населения.

Статика населения - численный состав населения на определенный момент времени, изучается по ряду основных признаков: пол, возраст, со­циальные группы, профессия, семейное положение, национальность, язык, культурный уровень, религия, место жительства, географическое размещение, плотность населения и т.д.

Основной метод изучения статики населения - пе­репись - научно-организованная статистическая операция с целью получения данных о численности населения, его составе и размещении.

Для переписей населения характерны следующие особенности (требования):

1) всеобщ­ность

2) единая для всего населения программа

3) поименность - при дальнейшей обработке данные обезличиваются

4) непосредственное получение сведений (по самоопределению респондента, без предъявления документов)

5) личный опрос каждого жителя переписчиками

6) строгое соблюдение тайны переписи

7) пере­пись проводится в период наименьшей миграции населения (в зимнее вре­мя, в середине месяца, в середине недели))

8) кратность: не реже 1 раза в 10 лет (по рекомендации ВОЗ

Последняя пере­пись на территории Республики Беларусь проводилась 16.02.99 г.

В межпереписной период данные получают в результате корректировки по данным рождаемости, смертности, миграции населения.

1994 г. - в РБ 10 млн 319 тыс - самая большая численность, 1 января 2005 г. - 9 млн 982 тыс (в Минске 1 млн 753 тыс 600 чел).

Типы возрастных структур населения: прогрессивный, ста­ционарный и регрессивный в зависимости от удельного веса. В основу классификации положена возможность участия населения в воспроизводстве.

Все население разделено на 3 возрастные группы:

I группа - 0-14 лет, дофертильный возраст;

II группа - 15-49 лет, фертильный возраст;

III группа - 50 лет и более, постфертильный возраст.

На основании расчета удельного веса лиц в возрасте 0-14 лет, 15-49 лет, 50 лет и старше определяется тип возрастной структуры населения.

а) прогрессивный - доля детей в возрасте от 0 до 14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше.

б) регрессивный тип - доля лиц в возрасте 50 лет и старше превышает долю лиц в возрасте от 0 до 14 лет.

в) стационарный - доля детей от 0 до 14 лет равна доле лиц в возрасте от 50 лет и старше.

Прогрессивный тип возрастной структуры населения обеспечивает дальнейшее увеличение численности насе­ления, регрессивный угрожает нации вымиранием.

В Республике Беларусь в 2005 году отмечался регрессивный тип возрас­тной структуры населения, так как удельный вес I группы составлял 15,6%, а III группы - 30,2%. Для развивающихся стран характерен прогрессивный тип воз­растной структуры населения.

Возраст 50 лет для большинства стран - возраст трудоспособного насе­ления, брать его за основу в определении типа возрастного состава населения не всегда целесообразно. Многие ученые предлагают определять уро­вень демографической «старости» населения по удельному весу лиц в возрасте 60 лет и старше, в зависимости от которого различают этапы (степени) развития старения населения по шкале Э. Россета (удельный вес лиц 60 лет и старше менее 8% - демографическая молодость, 8-10% - преддверие старости, 10-12% - собственно старость, 12% и более - демографическая старость).

В 2000 году в Республике Беларусь доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляла 18,4%, следовательно, для страны характерен демографически старый тип населения.

Проблемы старения:

- повышение уровня заболеваемости в стране

- повышение хронической и множественной патологии

- повышение уровня смертности

- повышенная потребность в стационарной помощи

- повышенная потребность в обслуживании на дому

- повышенная необходимость расширения гериатрической службы

Значение статики для практического здравоохранения: показатели статики населения необходимы для:

- расчета показателей естественного движения населения;

- расчета показателей общественного здоровья населения;

- планирования и организации видов медицинской помощи населению;

- определения финансовых средств, выделяемых из государственного бюджета на здравоохранение;

- организации противоэпидемической работы в регионе;

- расчета показателей, характеризующих деятельность органов и учреж­дений здравоохранения, врачей;

- расчета потребности населения в медицинских кадрах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.