КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие «стратегия управления» и виды стратегий в ГиМУ
Социально-психологические методы управления Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся:
Эталонные стратегии развития бизнеса – это наиболее распространенные выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития предприятия. Основные элементы стратегий: 1. продукт; 2. рынок; 3. отрасль; 4. положение фирмы внутри отрасли; 5. технология. 1 группа эталонных стратегий: Стратегии концентрированного роста – связаны с изменением продукта и (или) рынка. В рамках СКР выделяют: -стратегия усиления позиции на рынке. Предполагает большие маркетинговые усилия; -стратегия развития рынка – поиск новых рынков для уже производимого продукта; -стратегия развития продукта – новый продукт на освоенном рынке. 2 группа эталонных стратегий: Стратегии интегрированного роста: -стратегия обратной вертикальной интеграции – рост фирмы осуществляется за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками + создание дочерних структур, которые осуществляют снабжение; -стратегия вперед идущей вертикальной интеграции – контроль над структурами, находящимися между фирмой и потребителями. 3 группа эталонных стратегий: Стратегии диверсификационного роста (расширение). Применяется, если фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в данной отрасли. -стратегия центрированной диверсификации – поиск новых дополнительных возможностей для производства новых продуктов; -стратегия горизонтальной диверсификации – поиск возможного роста на существующем рынке за счет новой продукции; -стратегия конгломеративной диверсификации – новый продукт на новом рынке. 4 группа эталонных стратегий: Стратегии сокращения. Фирма нуждается в перегруппировке сил. -стратегия ликвидации; -стратегия сбора урожая (отказ от долгосрочных планов, максимальное получение доходов в краткосрочной перспективе) – стратегия бесперспективного бизнеса; -стратегия сокращения – подразделение закрывается, сдается в аренду, продается – цель: получить средства для развития остальных подразделений; -стратегия возможностей уменьшения издержек и проведения мероприятий по сокращению затрат. Необходимость вовлечения сил и средств государства, адекватных кризисной ситуации, означает, что задачей государственного стратегического управления является смена курса в управлении с учетом стратегических целей, реорганизация органов власти и управления и координация их усилий по консолидации населения на основе общих социально и культурно значимых идей. Социокультурные трансформации проявляются в смене поколений. Смена социально и культурно значимых идей ведет к смене стратегических целей. Превращение человеческого фактора в действенную силу, использование всех видов человеческого ресурса, включая индивидуальные интеллектуальные и физические способности каждого человека, - цель государственного стратегического управления. Ее реализация требует знания - структуры внутренней организации функционально полной системы социального взаимодействия, - законов самоизменения характера социального взаимодействия, - законов социокультурных трансформаций формы организации совместной деятельности. Стратегия государственного управления находится во взаимосвязи с оперативным управлением и тактикой. По отношению к ним стратегия государственного управления является ведущей, так как именно она определяет общую цель действий, силы, средства и механизмы решения антикризисных задач. Положения тактики государственного управления вытекают из целей оперативного управления, которые в свою очередь вытекают из целей стратегии государственного управления. В этой связи программно-целевое управление государством необходимо строить на основе
В системе программно-целевого управления стратегия задает общие и конкретные организационные и экономические параметры, определяющие направления и формы деятельности в каждой из сфер социально и культурно значимой деятельности. В ходе их реализации меняются возможности материального и морального порядка, являющиеся основными силами и основным ресурсом стратегии. Результатом стратегии государственного управления является выработка общих основ использования различных видов ресурсов, координация разных видов и форм деятельности ради укрепления мощи государства и процветания народа.
6. Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений в административном управлении: его основные этапы и содержание Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Содержание основных этапов принятия и реализации решения
На практике все проходит не так гладко: ü подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению; ü процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее; ü участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов. ü ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции; ü предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения; ü нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее; ü менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя таким образом на их качество.
Конфликт – ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонами, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения и мешает другой стороне делать то же самое. В некоторых ситуациях конфликты помогают выявить разнообразные точки зрения, дают дополнительную информацию, помогают выявить большее число альтернатив. Это делает процесс принятия решений более эффективным и дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации и дисфункциональные – снижение личной удовлетворенности и эффективности организации в целом. Роль конфликта во многом зависит от того, насколько эффективно им управляют. Причина конфликтов: 1. ограниченность ресурсов; 2. различия в целях; 3. различия в представлениях и ценностях; 4. различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте; 5. плохие коммуникации; 6. некомпетентность; 7. низкая общая культура поведения. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-либо вопросу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадающие желания, интересы, мнения. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент. Когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Модель конфликта: 1. определение природы конфликта; 2. конфликтная ситуация; 3. инцидент; 4. возможность разрастания конфликта; 5. реакция на конфликтную ситуацию: a. отсутствие конфликта; b. наличие конфликта, то №6: 6. последствия: a. функциональные; b. дисфункциональные. Типы конфликтов, последствия. По характеру причин: 1. конфликт целей: участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем; 2. конфликт взглядов: стороны расходятся во взглядах, идеях по какой-либо конкретной проблеме; 3. чувственный конфликт: появляется в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди вызывают друг у друга раздражение стилем поведения, манерой общения, ведением дел. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, т.к. в их основе лежат причины, связанные с психикой человека, личности. Последствия: c. функциональные; d. дисфункциональные. Функциональные последствия: 2. в результате конфликта люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что уменьшит трудности в реализации решений; 3. стороны будут больше расположены к сотрудничеству в будущих ситуациях; 4. конфликт может уменьшить синдром покорности руководителю; 5. в результате конфликта может расшириться набор альтернативных вариантов решения проблемы; 6. через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в восполнении еще до того, как решение начнет выполняться. Дисфункциональные последствия: 1. неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда; 2. меньшая степень сотрудничества в будущем; 3. представление о другой группе как о враге, представление о своих целях как о положительных, а о целях других – как отрицательных. 4. сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими; 5. увеличение враждебности между конфликтующими сторонами; 6. придание большего значения победе в конфликте чем решению конфликтной проблемы. Уровни конфликтов в организации. 5 уровней конфликта: 1. внутриличностный; 2. межличностный; 3. внутригрупповой; 4. межгрупповой; 5. внутри организации. Стили разрешения межличностных конфликтов: матрица – 2 переменных: отношение к себе и к другим.
1 – сила (выигрыш-проигрыш) 2 - сотрудничество (выигрыш - выигрыш) 3 – уход от конфликта (проигрыш всех) 4 - войти в положение другого (невыигрыш-выигрыш) 5 – компромисс (не выигрыш – не выигрыш) Внутригрупповые конфликты – столкновение между частями или всеми членами группы. Причины: 1. производственные; 2. социальные; 3. эмоциональные; 4. смена лидера; 5. появление неформального лидера. Межгрупповой конфликт – столкновение 2-х и более групп в организации. Причины: 1. профессионально-производственные; 2. социальные; 3. эмоциональные. Внутриорганизационный конфликт: 0. вертикальный конфликт (между уровнями управления); 1. горизонтальный (вовлекаются равные по статусу члены коллектива); 2. линейно-функциональный (его разрешение связано с улучшением отношений между линейным руководством и специалистами); 3. ролевой конфликт (когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание).
11. Понятие "эффективность управления" и подходы к ее измерению на разных уровнях государственной власти и управления. Критериями эффективности, которые наиболее высоко ценятся в иерархической культуре, являются рентабельность, своевременность, плавное функционирование и предсказуемость. Доминирующий теоретический постулат деятельности, который определяет движение организации к успеху, состоит в том, что контроль способствует рентабельности (исключает потери и образование излишков) и, следовательно, достижению эффективности. Например, иерархические организации вроде налогового управления считаются результативными, только если они добиваются этих доминантных характеристик. Мы не хотим гибкости в налоговом управлении; мы хотим безошибочного обеспечения русла рентабельности. Критерии эффективности, наиболее высоко ценимые в рыночной культуре, - это достижение целей, опережение соперников в конкурентной борьбе, увеличение рыночной доли и обретение достойных подражания уровней оборота финансов. Доминирующая рабочая теория, направляющая успех организации, состоит в том, что конкуренция создает стимулы к достижению более высоких уровней продуктивности и, следовательно, более высокого уровня эффективности. Одной из иллюстраций является массированное наступление всеми силами Большой троицы североамериканских автомобильных компаний - General Motors, Ford и Chrysler - на зарубежных конкурентов, особенно на Toyota, Nissan и Honda в первой половине 1990-х гг. Любая заминка в перехвате рыночной доли, росте оборотов и увеличении продуктивности воспринималась как неудача. В клановой культуре к наиболее высоко ценимым критериям эффективности относятся сплоченность организации, высокий уровень морали и удовлетворенности наемных рабочих условиями труда, развитие человеческих ресурсов и бригадная форма работы. Доминирующая в этом типе культуры рабочая теория состоит в том, что вовлечение в бизнес и участие наемных работников в принятии решений способствуют доверительности и обязательности. Обязательные, удовлетворенные условиями труда наемные работники и обеспечивают эффективность. Например, забота корпорации Disney о включении каждого наемного работника в "состав исполнителей" - вплоть до требования знать традиции этой семьи настолько хорошо, чтобы каждый мог назвать имена семи гномов, - иллюстрирует эту базисную теорию, существо которой в том, что обязательные, преданные делу наемные работники показывают результаты мирового класса. И, наконец, в адхократической культуре в качестве доминантных критериев эффективности наиболее высоко ценятся новая продукция, творческое решение проблем, идеи на передовом рубеже знаний и рост на новых рынках. Лежащая в основе этой культуры теория состоит в том, что новаторство и новые идеи создают новые рынки, новых потребителей и новые благоприятные возможности. Именно такие результаты сочетают в себе базисные индикаторы рентабельности. Когда в 1980-е гг. компании IBM бросала вызов новаторская и весьма проворная Apple Computer Company, первая характеризовалась на фоне Apple как неповоротливая, громоздкая и элитарная. Однако в более близкое к нам время компания Apple потеряла свои позиции в конкуренции. Она стала производить недостаточно новую продукцию, медленнее выходить на рынок, утратила настрой на новаторство, тогда как IBM вновь обрела несколько потускневший лоск и почти вытеснила Apple из бизнеса, вложив значительные ресурсы в создание новой продукции и новых технологий (например, в рабочие сети и Internet). Война IBM и Apple, о которой трубила обложка "Fortune Magazine" в конце 1980-х гг., увенчалась победой конкурента, проявившего более мощное новаторское упорство. Эффект – польза, приносимая людьми (обществу) разницей между затратами и результатами, и способность этой разницы удовлетворять жизненные потребности общества, людей. Измерение эффективности государственного управления: Критерии общей социальной эффективности ГУ – производительность труда, рост национального богатства, динамика экономического развития, благосостояния людей, осуществление социальной справедливости, состояние духовной культуры, общественная безопасность. Критерии специальной социальной эффективности – цели, время, стиль, сложность, затраты (по системе государственно-управленческих органов) Критерии конкретной социальной эффективности – соответствие компетентности, законность, реальность управляющих воздействий, отражение запросов людей, демократизм должности, престиж органа и должности, правдивость информации, нравственность поведения (по деятельности органов и должностных лиц). Методика Всемирного банка (стандартные индикаторы, критерии, показатели), по которой определяется развитие стран и их сравнение между собой: 1. Картина мира: основные экономические показатели, качество жизни (долголетие, образованность и уровень жизни). 2. Население: народонаселение и трудовые ресурсы; бедность; распределение доходов и потребления; образование и здравоохранение. 3. Окружающая среда: землепользование и с\х производство, водные ресурсы, облесение и заповедные зоны, энергопотребление и выбросы. 4. Экономика:динамика экономического роста, структура производства. Структура спроса, бюджет центрального правительства, платежный баланс, счета текущих операций и валютные резервы. 5. Государство и рынок: финансирование в частном секторе, роль государства в экономике. Энергетика и транспорт, связь, информатика, научно-техническое развитие. 6. Глобальные связи: международная торговля, финансовая помощь и потоки капитала Показатели жизни российского общества позволяет сделать вывод о неэффективном государственном управлении. Проблемы эффективности государственного управления тесно взаимосвязаны с проблемами государственной службы, поскольку весь процесс государственного управления реализуется посредством осуществления профессиональной служебной деятельности, именуемой государственная служба. Проблемы эффективности государственной службы РФ выявлены в Федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 19.11.2002. № 1336: -нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне; -неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы; -наличие противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе; -несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности; -слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов; -низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества; -недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы; - сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих; -недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы. Все эти проблемы необходимо решать в комплексе. К настоящему времени предприняты определенные попытки разрешить данные проблемы: изданы и действуют ФЗ-58 «О системе государственной службы», ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ», в которых присутствуют отдельные нормы, направленные на преодоление вышеназванных проблем.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |