Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Культура Киевской Руси




Вопрос 4. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события.

Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном (бог молний считался главным в дружинной среде) не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны соседей-христиан, относящихся к язычникам как к нелюдям. В 988 г. Владимир принял христианство в православном его варианте. Христианизация древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеский власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить «огнем и мечем». Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых (праздник Перуна — с днем Ильи Пророка). Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. Таким образом шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Качественные сдвиги в развитии культуры: распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов, теперь равной др. христианским странам, связи с кот. значительно расширились.

В основе процесса формирования культуры древней Руси лежали, с одной стороны, языческая культура восточно-славянских племен, и, с другой — христианская культура Византии. Киевская Русь была одной из самых образованных стран в мире. О существовании славянского алфавита на Руси известно с Х в. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию грамотности и образования: были организованы школы, в Софийском соборе в Киеве была создана первая библиотека. Литература в древней Руси развивалась, главным образом в трех направлениях: переписка религиозных текстов, переводы с греческого и латыни, оригинальные произведения древнерусских авторов. Мировоззрение древнерусского человека носило исключительно религиозный характер, чему соответствовала и литература. Древнерусская книга была рукописной, центрами по переписке книг были монастыри. Представляла из себя книга произведение искусства, написана была на пергаменте, богато украшена, поэтому и стоимость ее была чрезвычайно велика. Позволить себе иметь собственную книгу могли лишь самые богатые люди. Огромное значение для истории имеет летописание — погодные записи, отражающие наиболее важные события, происходящие в стране. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил в начале XII в. «Повесть временных лет», которая входила затем составной частью в другие летописные своды. Архитектура в указанный период достигла высокого уровня развития. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получает развитие с Х в., с момента принятия христианства. Византийские архитекторы приехали в Киев на следующий год после крещения Руси, в 989 г. и за шесть лет построили первую каменную церковь — Богородицы, получившую название Десятинная. До настоящего времени сохранилось около 60 храмов домонгольского периода, наиболее известными являются поденные в середине XI в. Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Спасский собор в Чернигове. Изобразительное искусство в домонгольский период имело свои особенности развития. Иконопись развивалась в трех направлениях: станковая (икона, написанная красками на деревянных досках), монументальная (настенная роспись храмов натуральными красками) и мозаика (выкладывание икон специальными камушками — смальтой). Первые иконы на Руси появляются в Х в., они были при везены на Русь греками из Византии и до XII в. русское иконописание в основных чертах находилось под влиянием византийской школы. Особыми видами искусства были литье колоколов, обработка кож и дерева, изготовление изразцов и т.д.

Вопрос 6. Формирование новых политических центров в период феодальной раздробленности (XII – XIII века).

В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.