Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 56. Взаимоотношения православной церкви и Советского государства




В конце 20-х усилилось гос. регулирование деятельности религиозных объединений. Началась разработка союзного закона «О религиозных культах». Обсуждение этого проекта проводилось в ведомствах, осущ. «Церковную политику»: НКВД, Президиуме ЦИК СССР. Утверждалось, что работа многих церковных общин приобрела антисоветский характер. Предлагалось усилить работу с ними как с контррево-люционной силой. Было решено сохранить сущ. в республиках законодательство по отношению к религии. Весной 1930 Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление «о религиоз-ных объединениях», вводился запрет на хозяйственную (созда-ние кооперативов) и благотворительную работу общин. Запре-щалось преподавание религиозных вероучений в учебных заведениях- гос., общественных, частных. Усилилась пропагандистская компания с разъяснением населению «Несостоятельности» религиозных вероучений. Центром атеистической пропаганды являлся «Союз воинствующих безбожников». Союз издавал многотысячными тиражами газеты и журналы. Создавались антирелигиозные музеи и выставки, организовывались курсы для подготовки пропагандистов атеизма. Участились целенаправленные репрессии против духовенства. Было увеличено налоговое обложение церковнослужителей. В новую конституцию СССР (1933)не было включено положение о свободе религиозной пропаганды.

В конце 30-х в СССР завершилось формирование административно-командной системы. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизнью. Сужение демократических свобод и прав граждан и общественных институтов сопровождалось ростом и укреплением культа личности И.В. Сталина. Многие отечественные и зарубежные историки считают возможным говорить о том, что в 30-е годы в СССР сформировалось тоталитарное общество.

Вопрос 57. СССР в конце 40-х – начале 50-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.

После окончания войны главной задачей политики СССР в первые послевоенный годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. В 46 г. принят план развития страны в годы 4-ой пятилетки (46-50 гг.). К 50 г. было восстановлено и построено вновь около 6 тыс. предприятий, в основном в тяжелой промышленности. Важное место в восстановлении промышленности уделялась электростанциям. Огромные средства были направлены на восстановления Днепрогэса. Уже в 47 г. – Днепрогэс дал промышленный ток. Сельское хозяйство вышло из войны ослаблено. В 46-49 гг. в пользу колхозов было прирезано около 11 млн. гектар земли крестьян. Началось укрупнение колхозов. В начале 50-х годов в деревни отправляли удобрения, технику, что позволяло достичь уровня 40 г. В 47 г. отменили карточную систему и провели денежную реформу. Война изменила общественно-политическую обстановку в стране. Однако власть была обеспокоена оживлением политической жизни. В стране вновь начались депрессии. В 48 г. появились лагеря специального режима для осужденных за антисоветскую деятельность. В 48-53 гг. политзаключенные лагерей Воркуты, Норильска, Печоры поднимали восстания в лагерях. В эти же годы проводилась депортация населения с западной Украины и Прибалтики в сибирские лагеря. Велась борьба с творческой интеллигенцией. В 46 г. постановлением ЦК КПСС были подвергнуты критике журналы «Ленинград», «Нива», творчество Зощенко и Ахматовой. Идейному разгрому подверглась наука. Большую поддержку получили лжеученые Лысенко, Лепешинская, которые вводили свои открытия о концепции наследственности, отрицая выводы науки, пороча ученых. Вновь нагнеталось атмосфера страха и террора. Возникло «Ленинградское дело» против видных деятелей партии Ленинграда, многих из которых репрессировали. В 53 г. арестована группа кремлевских врачей, обвиненные в смерти Жданова. Со смертью Сталина дело прекратили. 5 марта Сталин умер, и появилась надежда на проведение в стране демократических преобразований.

Вопрос 58. Внешняя политика в конце 40-х – первой половине 60-х годов.

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международный отношениях неизмеримо возросли. СССР стал одним из признанных лидеров мирового сообщества. В послевоенный период имевшиеся между СССР, США и Великобританией противоречия вспыхнули с новой силой. США выступили с претензией на мировое господство, используя для давления на СССР и другие страны имевшуюся у них монополию на атомное оружие. 1946 год стал поворотным в процессе создания новой системы международных отношений: от политики сотрудничества бывшие союзники перешли к конфронтации. Считается, что с речи У. Черчилля в Фултоне (США) в международной политике началась эра “холодной войны” — идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Развязывание “холодной войны” привело к созданию в 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО), а затем, в 1955 г., — Организации Варшавского Договора (ОВД), к участию СССР в корейском конфликте. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгие годы стали отношения между двумя сверхдержавами — СССР и США. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира; пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. СССР навязывал восточноевропейским социалистическим странам свою модель преобразований. Любое противодействие или отклонение от этой модели воспринималось сталинским руководством явно враждебно. По этой причине произошел полный разрыв отношений с Югославией (1948).

Вопрос 59. СССР в середине 50-х – первой половине 60-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.

После смерти Сталина (1953) начался этап либерализации внутренней и внешней политики СССР, получивший название десталинизации или хрущевской оттепели. Летом 1953 был объявлен курс на ускоренное развитие сельского хозяйства, лёгкой и пищевой промышленности. В 1950-х -начале 60-х гг. объём производства в машиностроении, химии и нефтехимии, электроэнергетике и ряде других отраслей увеличился в 4-5 раз. Впрочем, вдвое вырос объём производства в лёгкой, пищевой и других отраслях промышленности, производящих товары для нужд населения. В гражданской сфере наибольший рывок был сделан в жилищном строительстве, достигшем в начале 60-х гг. пика в своём развитии. В 1957 в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник земли, в 1961 осуществлён первый в истории полёт человека в космос; им стал советский лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин. Однако, в целом, руководству СССР не удалось обеспечить полноценное осуществление научно-технической революции, охватившей все наиболее развитые страны мира, что в последующие годы обусловило техническое отставание страны на наиболее перспективных направлениях. Склонность Н. С. Хрущева к непродуманным экономическим и политическим экспериментам, разрыв между словами и делами привели к ухудшению экономического положения в стране, нарастанию недовольства его политикой и в «верхах», и в «низах» общества, к дестабилизации системы управления. В октябре 1964 г. Н. С. Хрущева вынудили уйти в отставку, во главе обновленного руководства страной встали Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин.

Вопрос 60. Внешняя политика СССР во второй половине 60-х – начале 80-х годов.

В период 1965 по 1985г. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Так, если в1965г. было 29 министерств. то в середине 1980г их количество возросло до 160. Усиливался процесс централизации партийной организации; значительно расширился контроль над всеми сторонами жизни общества. Принятая 7 Октября 1977г. новая Конституция устанавливала в 6-й статье монопольное положение КПСС в политической системе страны, определив компартию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы». конституция постулировала принципы построения «развитого социалистического общества» и в целом носила демократический характер. Однако зафиксированные в ней права и свободы фактически не могли быть реализованы в СССР. Внутриполитический курс был основан на тезисе о «построении в СССР развитого политического общества» и необходимости совершенствования развитого социализма. Внешнеполитический курс СССР в 1965-1985 гг. был основан на положении о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу стран социалистического лагеря. с 1970-х гг. в отношениях двух мировых держав начались процессы, характеризуемые как «разрядка» международной напряженности. В августе 1970 г. договор между СССР и ФРГ запретил постановление границы, исключил применение сил в Европе. В сентябре 1971 г. было заключено соглашение по Берлину (США, СССР, Англия, Франция). В 1972 г. ФРГ и ГДР официально признали друг друга, в то же время состоялся первый визит президента США Р.Никсона в СССР. В 1972 г. в рамках визита Брежнева в США было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии глав 33 государств Европы, США и Канады. Были получены первые результаты в деле сокращения стратегических вооружений. После подавления в августе 1968 г. попытки демократического переворота в Чехословакии раскол в социалистическом лагере усилился. Это стало причиной новой политики СССР по отношению к «союзникам», направленной на усиление военной и экономической интеграции в Восточной Европе («Доктрина Брежнева»), что на деле означало ограничение суверенитета стран «народной демократией». главной тенденцией в странах «государственного социализма» с 1970-х гг. становится очевидным кризис системы, дестабилизирующей обстановку. Чрезвычайно динамичной была деятельность СССР по отношению к странам «третьего мира». В ряде государств утверждается просоветские режимы (Эфиопия, Лаос, Панама). В конце 1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.

Вопрос 61. СССР во второй половине 60-х – 80-х гг.: социальные и экономические успехи и неудачи.

В 1964 г. первым секретарём ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев. Пост председателя Совета министров СССР занял А. Н. Косыгин, с именем которого связана попытка осуществления экономической реформы (1965). В промышленности был восстановлен отраслевой принцип управления. Не отказываясь от командных методов управления экономикой, новое партийно-государственное руководство одновременно намеревалось перевести предприятия на т. н. хозрасчёт (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); основными плановые показатели сводились к объёму реализованной продукции, рентабельности и размеру прибыли. В сельском хозяйстве упор был также сделан на экономические рычаги - увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсии и др. Эффект экономической реформы сказался в период 1966-70 (объём промышленного производства увеличился на 50%, несколько увеличился объём производства сельскохозяйственной продукции, что позволило снизить остроту продовольственной проблемы). Однако в 1970-е гг. ростки рыночных механизмов были задавлены старой командной системой, зачатки самоуправления предприятий были фактически ликвидированы, вновь резко усилилось централизованное управление экономикой. Темпы экономического развития в 1971-85 снизились до уровня стагнации. Этот период получил название «застоя». Таким образом, годы пребывания Л. И. Брежнева на вершине власти (1964 - 1982) стали временем безраздельного господства партийно-государственной и хозяйственной номенклатуры, окончательно консолидировавшейся в правящий класс советского общества. К началу 1970-х гг. государственно-партийный социализм достиг высшего пика своего развития. Вместе с тем на этом этапе в полной мере проявились присущие ему кризисные явления в экономике и социальной сфере. Все попытки модернизировать административно-командную систему оканчивались неудачей.

Вопрос 62. Перестройка СССР: от попыток модернизации системы к смене модели развития.

В 1985 г. Генеральным секретарём ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М. С. Горбачёв. В апреле 1985 был провозглашён курс на «ускорение социально-экономического развития» за счёт более полного использования потенциала социалистической системы - укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей. Началась кампания борьбы с «нетрудовыми доходами». Серьёзный ущерб экономике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Провал курса на «ускорение» вынудил Горбачёва и его сторонников выдвинуть в 1987 идею «перестройки» (модернизации) социализма. Были разрешены «индивидуальная трудовая деятельность» и создание кооперативов в сфере услуг и производства потребительских товаров. Закон о государственном предприятии, вступивший в силу с 1 января 1988, пытался соединить несоединимое - расширение прав предприятий при сохранении полномочий министерств и ведомств. Началось сокращение национального дохода, что отрицательно сказывалось на материальном положении населения. В 1989 по стране прокатилась волна экономических забастовок. В этих условиях горбачёвское руководство признало необходимость постепенного перехода к рыночной экономике, но не предприняло никаких реальных мер в этом направлении. В 1987 Горбачёв заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». Реализация принципа «гласности» обеспечила идеологическую подготовку политической реформы. В 1988 осуществлена конституционная реформа. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов, избиравший постоянно действующий Верховный Совет. Выборы народных депутатов, проходившие на альтернативной основе (1989), показали резко негативное отношение к кандидатам, поддержанным партийными организациями, 1-й Съезд народных депутатов СССР (май - июнь 1989) избрал Горбачёва председателем Верховного Совета СССР. В 1990 Горбачёв стал президентом СССР. Таким образом, вторая половина 1980-х гг. вошла в историю нашей страны под названием «эпоха перестройки». Она была инициирована новым советским руководством во главе с М. С. Горбачевым, пришедшим к власти в марте 1985 г. Столкнувшись с проблемой ухудшения социально-экономического положения в стране, М. С. Горбачев выбрал путь реформирования государства и общества, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических, экономических и идеологических представлений о социализме.

Вопрос 63. Внешняя политика СССР во второй половине 80-х – начале 90-х годов: окончание «холодной войны» и строительство новых международных отношений.

 

С приходом к власти М. С. Горбачева советская внешняя политика претерпела радикальные изменения. В 1987 г. Горбачев опубликовал книгу «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Суть «нового мышления» в международных вопросах состояла в следующем: вся человеческая цивилизация тесно связана, в современном мире невозможно добиваться своих целей силовыми средствами, необходимо отказаться от конфронтации, основанной на идеологических различиях, и сосредоточиться на совместном решении стоящих перед человечеством глобальных проблем.

На практике «новое мышление» объяснялось стремлением избавить советскую экономику от непосильного бремени военных расходов и обеспечить получение западных кредитов, необходимых для проведения экономических реформ.

Решительный сдвиг был совершен новым руководством во внешней политике. Уже осенью 1985 г. М. С. Горбачев на встрече с афганским руководством заявил о необходимости вывода советских войск из Афганистана (сам же вывод начался лишь в 1988 г.).

Из новой редакции Программы КПСС, принятой в 1986 г. XXVII съездом партии, были исключены теоретические положения, рассматривающие мир как арену непримиримой идеологической борьбы социализма и капитализма. СССР взял твердый курс на уменьшение военных расходов. Благоприятный международный резонанс получили программа полной ликвидации ядерного оружия во всем мире до 2000 г., сформулированная М. С. Горбачевым в январе 1986 г., договоренность в Рейкьявике о 50%-ном сокращении стратегических наступательных вооружений СССР и США, предложения о превращении Индийского океана в зону мира, о принципах безъядерного и ненасильственного мира (Делийская декларация, принятая в ноябре 1986 г.).

Благодаря новым подходам начался процесс уничтожения целого класса ядерного оружия - ракет средней и меньшей дальности, на новый уровень поднят диалог и взаимоотношения с ведущими мировыми державами - США, Великобританией, Францией, ФРГ. Напряженность в мире уменьшилась. СССР стал более открытым миру.

Итак, при Горбачеве появился термин «новое мышление». Отпала необходимость в разорительной гонке вооружений, вынуждавшую направлять огромные средства на создание и поддержание паритета с США и их союзниками по НАТО в военной области. Завершился период раскола мира на две системы (произошло окончание «холодной войны»).

Вопрос 64. Межнациональные конфликты в СССР конца 80-х – начала 90-х годов. Возникновение СНГ.

Слабость горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы номенклатуры в целом и подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР. Весной – летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а затем Российская Федерация и др. союзные республики добились суверенитета. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В некоторых регионах вспыхнули межнациональные конфликты: в Нагорном Карабахе (1988 – 1990), в Фергане (1989), в Ошской области Киргизии (1990). С весны 1990 г. горбачевская администрация заметно теряет инициативу и, вынужденная постфактум принимать происшедшие изменения, начинает их законодательное оформление. Вводится новая государственная должность – президент СССР. Съезд народных депутатов СССР в марте 1090 г. избрал Президентом СССР М. С. Горбачева. Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4% принявших в нем участие высказались за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. В апреле 1991 г. начались переговоры Президента СССР с руководством республик в Ново-Огареве. Из 15 союзных республик только 9 согласились на участие в переговорах, но почти все они выступили против позиции М. С. Горбачева, стремившегося сохранить Многонациональное государство на основе реальной федерации субъектов. К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. В руках Центра оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел. Часть вопросов находилась в совместном ведении. Главы их правительств получили возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь «языком межнационального общения», утрачивал функцию государственного языка. Подписание договора было намечено на 22 августа. Но именно проект Союзного договора спровоцировал выступление так называемого ГКЧП с 18 на 19 августа 1991 г. 22 августа члены были арестованы, но подписание договора не состоялось. Распад СССР стал необратимым. Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа – начало сентября 1991 г.) объявил о своем самороспуске. Однако в сентябре по инициативе М. С. Горбачева предпринимается попытка вместо СССР сформировать Союз Суверенных Государств (конфедерацию с единым аппаратом президентской власти). Но эта попытка не удалась – -8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт, подготовленный в глубокой тайне от Президента СССР и народов страны, вошел в историю как «Беловежское соглашение». 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. 26 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Вопрос 65. Радикальные социально-экономические реформы в Российской Федерации (1992 г. – настоящее время).

25 декабря 1991 Верховный Совет утвердил официальное название Российского государства - Российская Федерация. Получив всю полноту власти, российское руководство с первых дней 1992 приступило к проведению экономической реформы. 2 января было объявлено о либерализации цен, что в условиях монопольного характера экономики и товарного голода привело к их многократному росту, а также к обесцениванию денег на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Практически одновременно началась форсированная приватизация государственной собственности, во многих случаях не подкреплённая необходимыми правовыми актами. Приватизация не только не способствовала оживлению промышленного производства, но, напротив, привела к свёртыванию целых отраслей промышленности, породила такие явления, как коррупция, отток отечественных капиталов за рубеж и другие злоупотребления. В 1995 уровень внутреннего валового продукта снизился по сравнению с 1990 на 40%. Особенно ощутимым было сокращение производства в машиностроении и лёгкой промышленности, что было обусловлено низкой конкурентоспособностью производимой ими продукции. Отношения между государствами - членами СНГ - развиваются по-разному. В то же время между некоторыми его участниками наблюдалось и наблюдается стремление к установлению более тесного взаимодействия. Это привело к созданию Сообщества (1996), а затем и Союза Беларуси и России, Устав которого был подписан президентами двух стран 23 мая 1997 г. В нем была зафиксирована политическая цель народов Беларуси и России - «последовательное продвижение к добровольному объединению государств - участников Союза».

Результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня.

Вопрос 66. Внешняя политика Российской Федерации (1992 г. – по настоящее время).

Внешняя политика Российской Федерации характеризовалась стремлением развивать партнёрские отношения со странами «ближнего» (бывшие республики СССР) и «дальнего» зарубежья. Был заключён ряд многосторонних и двухсторонних соглашений (с США, Германией, Францией и другими странами), отвечавших текущим и долговременным интересам России (соглашения о сотрудничестве с НАТО, ряд соглашений в области разоружения и др.). Россия была принята в Совет Европы, традиционным стало участие российского президента во встречах «большой семёрки». За Российской Федерацией закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. Однако изменение геополитической ситуации, связанное с распадом СССР, объективно вело к сужению роли России на международной арене. При всех вариантах главным звеном в столкновении интересов является Россия, на которую приходятся 60 - 65% экономики СНГ, 85 % - ЕврАзЭс и 95 % экономики российско-белорусского союзного государства. В зависимости от того, сможет ли она преодолеть свою мирохозяйственную периферийность и превратиться в растущую и привлекательную часть глобализируемой экономики, во многом будут развиваться события на постсоветском пространстве. Надо отметить, что известные постдефолтные позитивные подвижки в РФ в некоторой степени улучшили атмосферу наших отношений со странами СНГ; поведение России становится более последовательным и предсказуемым, что находит адекватный отклик со стороны партнеров. Но это не избавляет нас от весьма тяжелого выбора: на каком из реинтеграционных процессов сделать стратегический акцент - на СГРБ, ЕврАзЭс или на СНГ в целом? Одновременно двигаться по трем линиям в условиях активизации усилий по вступлению в ВТО, расширению сотрудничества с ЕС и АТЭС (в том числе с Китаем) не представляется возможным: даже ограниченный прогресс по какой-либо одной из них требует значительных интеллектуальных усилий и, разумеется, финансовых ресурсов. В то же время концентрация усилий на одном из направлений провоцирует ухудшение отношений в рамках других объединений. Начало новой чеченской кампании осенью 1999 г. вызвало на Западе резко отрицательную реакцию. Россию обвиняли в неприемлемых методах ведения войны, в больших жертвах среди мирного населения. Особенно непримиримую позицию заняла Франция. Российские политики обоснованно отвечали, что в Чечне Россия ведет борьбу с международным терроризмом и восстанавливает конституционный порядок на своей территории, в то время как НАТО в Югославии действовала на территории другого государства. Недовольство Запада привело даже к приостановке деятельности российской делегации в Совете Европы. Международный имидж России серьезно пострадал не только в результате войны в Чечне, но также в результате невыплаты долгов, множества коррупционных скандалов, активизации российских преступных групп за пределами России. В настоящее время, после смены президента, происходит налаживание новых отношений России с внешним миром, в том числе со странами Запада. Место России на международной арене в будущем будет зависеть не столько от ее военной мощи, сколько от того, насколько успешно возродится российская экономика, насколько прочными будут демократические основы российской государственности.

Вопрос 67. Межнациональные конфликты в Российской Федерации. Положение на Северном Кавказе.

После распада СССР отношения Федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федерации складывались непросто. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. 31 марта 1992 между автономными республиками России был подписан Федеральный договор. Он предусматривал разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к диктату. Документ стал основой государственного единства страны, развития последующих взаимоотношений между центром и национально-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994, по нему он остается полноценным субъектом Федерации. Специфические отношения сложились с руководством республики Чечня, которое не только не подписало Федеральный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России. Принятие Конституции 1993 явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженными конфликтами сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996. Подписанное в ноябре 1996 между российскими и чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась крайне напряженной и взрывоопасной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.