Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чрезвычайные ситуации техногенного характера




Классификация чрезвычайных ситуаций по сферам возникновения.

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и темпу развития.

Опасности для человека, экономики и природной среды в Республике Беларусь.

а) Радиационная опасность. Игналинская АЭС находится в 7 км от границы РБ. Ровенская АЭС нах. в 65 км от границы РБ. В случае аварии радиоактивному загр-ю подвергнется тер-я Брестской обл. Смоленская АЭС нах. в 75 км от границы РБ. В случае аварии радиоактивно загрязненной может оказаться тер-я не менее 4-х районов Могилевской обл. Чернобыльская АЭС находится в 10 км от границы респ-ки. После аварии на ЧАЭС в 1986 г. в наст.время сохр-ся загр-е радионуклидами более 21 % тер-и республики. Радиац.опасность для населения представляют радиоактивные в-ва, к-ые исп-ся более чем на 1000 хоз.объектов РБ.

б)Химическая опасность. Источником являются предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности, промышленности минеральных удобрений, а также химические вещества, перевозимые автомобильным и железнодорожным транспортом, используемые в сельском хозяйстве. 19 городов республики отнесены к химически опасным:

Гродно, Новополоцк, Гомель, Светлогорск, Мозырь, Рогачев, Волковыск, Слоним, Новогрудок, Лида, Молодечно, Борисов, Солигорск, Слуцк, Минск, Бобруйск, Орша, Жлобин. Химически опасными признаны 10 районов Могилевской, Минской, Витебской и Брестской областей. Химически опасными областями являются Гомельская и Гродненская области.

Железнодорожным транспортом через территорию респ-ки ежемесячно перевозится от 400 до 1500 вагонов и цистерн с химически опасными в-вами, что создает химич.опасность практически на всей тер-и респ-ки.

Справка… Общий постоянный запас химически опасных в-в на объектах в РБ составляет более 50 тыс. т, из них аммиака — более 26 тыс. т, акрилонитрила — около 5 тыс. т, соляной кислоты— более 500 т. серной кислоты — около 400 т, хлора — около 300 т. Только в Минске имеется более 40 химически опасных объектов, в том числе объекты, содержащие хлор, аммиак, кислоты. В случае аварий может быть заражено до 40 % тер-и Минска.

в)Пожаровзрывоопасность представляют более 90 складов и баз Министерства обороны со взрывчатыми веществами, а также более 120 взрывоопасных объектов других министерств и ведомств РБ.

В Республике Беларусь имеется более 150 крупных пожароопасных объектов. Только железнодорожный транспорт ежемесячно перевозит до 1000 вагонов и цистерн с горючей жидкостью. Кроме того, опасность представляют 8 млн га леса и около 2,6 млн га торфяников. Только в Минске находится 17 крупных пожаро- и взрывоопасных объектов, из них на 3-х ТЭЦ имеется более 150 тыс. т мазута, нефтебаза «Буг» имеет 450 тыс. т керосина и бензина. На каждой автозаправочной станции имеется около 450—250 т бензина. г)Биологическая опасность — заболевания людей, животных и растений инфекционными и другими болезнями.

На территории Республики Беларусь находится до 500 природных очагов сибирской язвы, природные очаги бешенства, туляремии, геморрагической лихорадки с почечным синдромом и псевдотуберкулёзом, наблюдаются поражения сельскохозяйственных культур бурой ржавчиной, фитофторозом, картофельной совкой, колорадским жуком и т.д.

д) Опасность природных явлений процессов. В Беларуси наиболее вероятны такие стихийные бедствия, как наводнения, ураганы, лесные и торфяные пожары, ливни, засухи, смерчи и др. Они наносят огромный материальный ущерб, иногда с человеческими жертвами. е)Экологическая опасность представляет собой вероятность ухудшения показателей качества природной среды под влиянием природных факторов или хозяйственной деятельности человека, что может привести к угрозе жизни и здоровью людей либо существования экологических компонентов.

ж) Гидродинамическая (дамбы и плотины).

Кроме того, экологическую опасность представляют легковые и грузовые автомобили, автобусы, предприятия.

Ежегодно в водоемы республики выбрасывается очень много сточных вод. Поверхностные и грунтовые воды в отдельных районах республики очень загрязнены. Загрязняется почва, особенно урбанизированных территорий, падает урожайность сельскохозяйственных культур, изменяется климат, на грани исчезновения 84 вида животных и 85 видов растений. Сохраняется опасность разрушения экологических систем, особенно во время чрезвычайных ситуаций.

Известны следующие виды экологической опасности:

— социально-зкологическая — связана с ухудшением среды обитания людей, отражается на показателях их здоровья и благополучия;

— биосферно-экологическая — связана с угрозой нарушения природного равновесия, деградацией ландшафтов, исчезновением видов растений, животных и т.д.;

— ресурсно-экологическая — обусловлена ухудшением природно-ресурсного потенциала, деградацией природных ресурсов, их загрязнением, потерей ресурсами свойства возобновления.

 

 

По масштабу распространения чрезвычайные ситуации классифицируют на: локальные, местные, региональные, национальные и глобальные. В понятие масштаба распространения входят не только размеры территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация, но и ее косвенные последствия (нарушение связи, систем водоснабжения и водоотведения, необходимость ремонта или разборки поврежденных зданий и сооружений и др.), а также тяжесть этих последствий, которую оценивают по затрате сил и ресурсов, привлеченных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Локальные чрезвычайные ситуации возникают на отдельных объектах народного хозяйства (предприятиях, промышленных очистных сооружениях, складах и хранилищах и др.). Последствия чрезвычайных ситуаций на этих объектах устраняются собственными силами и за счет своих ресурсов.

К местным чрезвычайным ситуациям относят такие, которые возникли в населенном пункте, городе, в одном или нескольких районах, а также в пределах области. Устранение их последствий производится с привлечением ресурсов области.

Региональные чрезвычайные ситуации занимают территорию нескольких областей или экономического района; национальные – охватывают территорию нескольких экономических районов, но не выходят за пределы государства; глобальные чрезвычайные ситуации распространяются и на другие государства. Соответственно устранение перечисленных последствий осуществляется за счет субъектов Российской Федерации, государства в целом или международного сообщества (при глобальных чрезвычайных ситуациях).

Локальная чрезвычайная ситуация при известных условиях вполне может перерасти в региональную, национальную или глобальную. При этом важно установить конкретный тип критерия или параметр, согласно которому возникшая обстановка относится к тому или иному типу чрезвычайной ситуации.

По масштабам возможных последствий ЧС делят:

· частные, масштабы последствий которых наносят социальный ущерб и материальный ущерб одному человеку, семье или небольшому коллективу, а также ущерб природной среде в месте проживания;

· локальные, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия;

· объектовые, масштабы последствий, которых ограничиваются территорией завода, предприятия, учреждения и пострадало при этом не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек;

· местные, масштабы последствий которых ограничиваются поселком, городом, районом и при этом пострадало от 10 до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек, либо материальный ущерб составляет от 1 тыс. до
5 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

· территориальные, масштабы последствий которых распространяются на одну, две области, при этом пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 миллионов минимальных размеров оплаты труда;

· национальные, последствия которых распространяются на всю страну или регион, при этом пострадало свыше
500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше
0,5 миллионов минимальных размеров оплаты труда;

· глобальные, масштабы последствий, которых носят глобальный характер.

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. По темпу развітія такие события можно подразделить на:

· внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);

· быстро возникающие (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.)

· умеренно развивающиеся (половодье, выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);

· медленно распространяющиеся ми развивающиеся (экологические отклонения, аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.).

Наиболее опасны ЧС, развивающиеся по катастрофическому сценарию.

По ведомственной принадлежности источники ЧС подразделяются на аварии, происходящие в строительстве, промышленности, жилищной и коммунально-бытовой сферах обслуживания населения, с/хоз-ве, лесном хозяйстве, на транспорте.

Для оценки последствий ЧС применяют и классификацию по числу пострадавших:

малые потери, если во время ЧС пострадало 25 - 100 человек, из них нуждаются в госпитализации 10 - 50 человек;

средние потери, если во время ЧС пострадало 101 - 1000 человек, из них нуждаются в госпитализации 51 - 100 человек;

большие потери, если во время ЧС пострадало более 1000 человек, изних нуждаются в госпитализации более 100 человек.

При оказании медицинской помощи пользуются классификацией очагов поражения по видам медицинских последствий: травматический, химический, радиационный, инфекционный (эпидемический), комбинированный.

Классификация ЧС по сфере возникновения. По сфере возникновения ЧС могут быть техногенного, природного, биологического, экологического и социального характера. К ЧС техногенного характера относятся ситуации, вызванные следующими событиями:- аварии на атомных электростанциях с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением территорий /ЧАЭС/;- аварии на ядерных установках инженерно- исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территорий;- аварии на химически опасных объектах /ХОО/ с выбросом /выливом, утечкой/ в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ /СДЯВ/, повлёкшее за собой групповые поражения людей;- аварии в научно-исследовательских учреждениях /на производственных предприятиях/, осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств /БС/ и препаратов или иных биологических веществ, с выбросом в окружающую среду;- авиационные катастрофы, повлёкшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ;- столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метро), повлёкшие за собой групповое поражение людей, значительные разрушения железнодорожных путей или разрушения сооружений в населённых пунктах;- аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертв, загрязнение ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоёмов; аварии на трубопроводах, вызвавшие массовый выброс транспортируемых веществ и загрязнение окружающей среды в непосредственной близости от населённых пунктов; аварии на электростанциях; аварии на очистных сооружениях; гидродинамические аварии (прорыв плотин, дамб и др.); пожары, возникшие в результате взрывов на пожароопасных объектах. ЧС природного характера могут возникать вследствие: геофизических явлений (землетрясение, оползни, сели); геологических явлений (например, просадка земной поверхности); метеорологических, в том числе аэродинамических явлений (буря, ураган, смерч); грометеорологических (град, ливень, сильный снегопад, мороз, засуха и др.);- гидрологических явлений (например, наводнение, паводки);- природных пожаров (лесные, торфяные и т.п.);- явлений космического происхождения (например, космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).Природные явления (стихийные бедствия) могут приносить огромный материальный ущерб, приводить к значительным человеческим жертвам. ЧС биологического характера вызываются массовыми инфекционными заболеваниями людей, с/х и диких животных, поражением растений болезнями и вредителями. ЧС экологического характера могут вызываться загрязнением окружающей среды (кислотные дожди, смог и т.п.), деградацией почв и др. причинами, не все из которых достаточно хорошо изучены. Например, потепление климата может быть связано и с вековыми климатическими колебаниями, не зависящими от человека, и с усилением парникового эффекта в результате увеличения содержания диоксида углерода (СО2) как следствие антропогенного воздействия на атмосферу.К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся войны, локальные и региональные конфликты (межэтнические, межконфессиональные и др.), голод, крупные забастовки и т.п. ЧС социального характера могут в свою очередь вызвать иные виды ЧС. Вероятность возникновения рассматриваемых ситуаций повышается в условиях экономического, политического, экологического и др. видов кризиса.

 

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время – это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.
РОО (радиационно опасные объекты); ХОО(химически опасные объекты); Объекты коммунального хозяйства; гидротехнические сооружения, пожаро и взрывоопасные объекты и др.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Основные причины аварий:

· просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

·некачественное строительство или отступление от проекта; · непродуманное размещение производства;
· нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

Радиационно – опасные объекты. К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д. При авариях или катастрофах на объектах атомной энергетики образуется очаг радиоактивного заражения (территория, на которой произошло радиоактивное заражение окружающей среды, повлекшее поражение людей, животных, растительного мира на длительное врем). Радиоактивное загрязнение (заражение). Радиоактивное загрязнение (заражение) местности происходит в двух случаях: при взрывах ядерных боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.
При ядерном взрыве преобладают радионуклиды с коротким периодом полураспада. Поэтому происходит быстрый спад уровней радиации. При авариях на АЭС характерно, во-первых, радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительным периодом полураспада. Поэтому резкого спада уровней радиации нет.

Опасные химические вещества (ОХВ). Опасными химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений. Крупными запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах. Наиболее распространенные ОХВ – хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. В большинстве случаев при обычных условиях ОХВ находятся в газообразном или жидком состояниях. Однако, газообразные ОХВ обычно сжижают. При авариях жидкость переходит в газообразное состояние, образуя зоны поражения различной площади и концентрации в зависимости от приземного ветра. Зоны поражения иногда достигают десятки километров.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Аварии на транспорте. Аварии на железнодорожном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей. Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

Аварии в метрополитене. Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии на автомобильном транспорте. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Аварии на морском и речном транспорте. При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др. Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Аварии на авиационном транспорте. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование. При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.