Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая система Г.Спенсера




Методическая, методологическая

Гуманистическая функция

Прогностическая функция

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основе анализа соц. процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития, происходят ли они в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь текущий и долговременный характер. Особенно важно иметь такой прогноз в переходные эпохи развития общества. В этом плане социология может определить диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из вариантов, включая побочные эффекты и долговременные последствия.

Социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений.

Данная функция заключается в выработке приемов исследовательской деятельности.

 

Английский мыслитель Г. Спенсер (1820-1903) развивал многие идеи Конта, прежде всего его позитивистские установки и его представления об обществе, как целостном организме. Основное его сочинение – «Система синтетической философии». Он являлся основателем органической школы в социологии. Общество рассматривается прежде как взаимодействие природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органически связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Спенсер уподобил общество живому биологическому организму. В обоснование своего подхода он приводил следующие доказательства: 1. как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в их массе; 2. те и другие усложняются; 3. их части приходят во все большую зависимость друг с другом; 4. те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают. Эти доказательства целиком вращались вокруг естественных обстоятельств, не принимая во внимание специфические социальные качества общества. Спенсер уподоблял правительство в государстве мозгу человека, торговлю сравнивал с кровообращением, телеграфные провода – с нервной системой.

В эволюции Спенсер выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция), переход от однородного к разнородному (дифференциация), переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Она объективно обусловлена потребностями людей. В процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. В ходе соц. эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь, возрастают в размере, в разнообразии, определенности и сложности. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Соц. эволюция совершается людьми в процессе их деятельности; общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. Каждый индивид должен смотреть на себя не только с субъективной точки зрения, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе, как одного из многочисленных общественных единиц. Как член общества он должен действовать в направлении улучшения социальной жизни, альтруистические действия также необходимы, как и эгоистические.

Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Он анализирует многочисленные проявления соц. равновесия, в том числе равновесие между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, между общество м и личностью.

Спенсер излагает свое понимание проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок. Распад начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Картина распада общества, предложенная Спенсером дает немало для понимания современных процессов, происходящих в нашем обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.