Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления о системе семейных ролей




Назовите виды семейных ролей, определите их содержание

Тема 5. Психология супружеских отношений

1. Раскройте содержание следующих понятий: роль, социальная роль, тендерная роль. Определите основные характеристики семейной роли как разновидности социальной роли

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.


Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н.Дружинин).


Роли в семье – традиционная тема для семейного консультирования, но часто консультация ограничивается выбором новой роли, более подходящей к данной ситуации в семье. Например, в отсутствии отца маме приходится брать на себя мужские функции по воспитанию детей, и психолог часто помогает ей найти в себе силы, почувствовать себя правой в том, чтобы действительно выполнять эти функции. Действительно, «кто, если не я»?

Релятивный характер ролей в семье, несмотря на такую поддержку, - или вследствие ее! - часто приводит к негативным результатам. Мама не может одновременно быть в двух ролях, и необходимость «стать чуть-чуть папой» заставит ее потесниться в подлинной роли мамы, что вызовет недостаток тепла, безусловного принятия в отношениях с детьми и, кроме того, может создать иллюзорное чувство самодостаточности такой семьи, «папа нам и не нужен!» Ситуация ущемленности, недостаточности, дисфункции такой семьи консервируется, и семья живет в иллюзиях, тиражируя их в воспитании детей.

Искажение ролей может быть и у других членов семьи: «отец-ребенок», «старшая дочь – маленькая мама» («герой-ребенок»), «бабушка-мама» и др. К сожалению, уже начали складываться устойчивые стереотипные искажения, характерные для сегодняшнего социума. К ним можно отнести, кроме перечисленных и роли в эрзац-семьях («мы просто живем вместе»), например роль «девушки-жены». Каждое из этих искажений своего рода кентавр из двух и более ролей, «собранных» таким образом, чтобы уменьшить ответственность за свою подлинную роль и немедленно насытить актуальные потребности. Например, в эрзац-семье девушка, которая живет вместе с парнем в сексуальных отношениях, близких к отношениям в молодой семье (что хотят оба в паре), только частично берет на себя часть ответственности жены (еда, совместный досуг). Она вовсе не берет на себя остальные ответственности: переживание семейных конфликтов, болезни своего парня, рождение детей, выстраивания отношений с его родителями и пр. – в этом она ведет себя как подруга, которая вовсе не обязана «терпеть столько от него, кто он мне, наконец?!». Но кентавр оказывается нежизнеспособным, и отношения в паре погибают, не успев начаться всерьез, как это могло бы быть, если бы пара начала супружескую жизнь в полноте.

Искажения семейных ролей искажают и всю семейную систему, которая является целостным организмом, «болеющим», если ее члены занимают не свойственные им роли.

Тезис: мы не формируем роли так, как нам это нравится, а выбираем готовые, уже существующие роли, творчески приспосабливая их к себе (и себя к ним). Роли заданы сущностью человека социального. Искажения ролей приводят к негативным последствиям в жизни самого человека и его близких.


Литература

1. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с. (С. 136-143).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.