Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детская беспризорность как социальная проблема




Вопрос №!9

Бомжи, алкоголики, проститутки, бывшие заключенные, мигранты, беженцы

 

Одним из наиболее распространенных видов маргинальности-переходности является состояние, возникающее при переходе человека из одной социально-профессиональной группы в другую. Социально-профессиональная мобильность связана с изменениями в профессионально-должностном статусе. В широком смысле «социально-профессиональной мобильностью называется перемена профессий, сопровождающаяся изменением социального статуса».

Маргинальность-переходность возникает также в результате процессов экономической социальной мобильн ости. Она означает перемещения в социальной структуре по уровню доходов.

Следующий вид маргинальности-переходности связан с процессами горизонтальной социальной мобильности, а именно с миграцией населения. Мигранты составляют отдельную маргинальную группу. Процессы миграции, не связанные с культурным обменом, являются предпосылкой для возникновения структурной маргинальности.

 

Характеристика периферийных маргинальных групп. В современной социологической литературе к представителям социальной периферии традиционно относят группы бездомных, бродяг, беспризорных, уличных проституток, опустившихся алкоголиков и наркоманов.

Бездомные составляют достаточно многочисленную группу среди периферийных маргинальных слоев. Основные термины для обозначения данных лиц — бездомный, бомж, бродяга.

 

Характеристика в лекции.

 

Проблема беспризорности и безнадзорности детей заслуживает самого серьезного и глубокого разговора, в котором должны принять непосредственное участие все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели науки и культуры, профсоюзного и общественного движения.

В настоящее время возникает серьезная социально-психологическая проблема – проблема терпимости, толерантности общества к присутствию рядом в повседневной жизни этих детей.

Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи требует усилий и заботы со стороны общества и государства.

Опасность беспризорности видится в том, что такая среда способствует формированию личности, неприспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем значительная часть молодого поколения совершает преступления и будет считать это нормой и в своей дальнейшей жизни. Нахождение подростка длительное время в беспризорной криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь.

безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

 

· беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;

 

Детская беспризорность и безнадзорность рассматриваются как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества.

Кроме этого, необходимо отметить качественное изменение характеристик самой подростковой преступности. В настоящее время она отличается высокой степенью организованности.

Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся.

 

Действительно, сегодня одной из причин роста детской безнадзорности является катастрофическая бедность большого числа россиян, которые просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами. Однако, как замечают представители как правоохранительных органов, так и социальных служб, и материальное благополучие семьи не всегда гарантирует ребенку безоблачное будущее.

Также детская беспризорность тесно связана с социальным сиротством, только за последние два года, в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав.

Также одной из основных причин этого явления стало разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования.

Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Проблема безнадзорных детей — это комплексная социальная проблема.

 

Вопрос 26

Специфика организации социальной работы в отделах профилактики правонарушений

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направляемых на выявление условий и причин, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, а антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, их семьями, находящимися в социально опасном положении. Признаки социально опасного положения и трудной жизненной ситуации в текстах основных российских законов совпадают:

Целью профилактики является поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков. Несовершеннолетние являются наиболее криминальной категорией населения.

Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:

- Выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей.

- Полноценной реализации воспитательных функций, здоровых в физическом и социальном отношении детей.

- Полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, организации их занятости полезной деятельности во внеучебное время. Защита детей от невнимания семьи, жестокости, насилия и негативных проявлений асоциальной среды должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом. Современная система профилактики безнадзорности осуществляется разноведомственными службами и учреждениями. Одной из важнейших задач государственного управления является четкое разделение функций и сфер профилактического влияния различных ведомств².

Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в эту систему входят службы и учреждения органов социальной защиты населения, органов управления образованием, органов здравоохранения, органов юстиции, органов и служб внутренних дел, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественные и коммерческие организации.

 

В основе деятельности всех этих разнопрофильных служб, учреждений и организаций лежат общие направления и принципы социально-воспитательной, профилактической работы с подростками

 

Прежде всего здесь идет речь о социально-педагогической совокупности форм и методов социальной и корекционной работы, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная воспитывающая среда.

 

Вопрос о возможностях исправления несовершеннолетних в условиях специальных учреждений закрытого типа вообще является очень сложным. Еще и сегодня в нашем обществе широко распространены представления об этих учреждениях, вызванные ассоциациями с понятиями «зоны», «зэков», непременной колючей проволокой и т.д. Соответственно, и основная функция этих учреждений воспринимается не как перевоспитание, а изоляция несовершеннолетних правонарушителей для предотвращения распространения девиантного поведения среди «нормальных» детей и подростков.

 

Сегодня такое представление постепенно начинает меняться, уступая место пониманию важности функции ресоциализации, или исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов. Основой деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, так и закрытого типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая.

 

Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учреждений для детей с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность» [7; 101].

 

При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:

 

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

 

2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

 

3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.

 

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения [7; 105].

 

Приемы коррекционно-воспитательного взаимодействия во всех учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, будь то социальный приют, социально-реабилитационный центр, открытое или закрытое специальное общеобразовательное учреждение, общие:

 

- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;

 

- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;

 

- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;

 

- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.) [7; 111].

 

Следует, однако, отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений закрытого типа, безусловно, существует своя специфика. Она заключается в следующем:

 

- она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;

 

- ее объектом являются подростки с повышенным индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

 

- часто она подспудно ассоциируется как суррогат или аналог исполнения уголовного наказания;

 

- иногда она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, заимствованных из пенитенциарной системы и обусловленных менталитетом разделения «тюремного персонала» и «тюремного мира»;

 

- в идеале она никогда не прекращается с окончанием срока пребывания, так как бывший воспитанник нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;

 

- специалист, проводящий воспитательно-коррекционную работу, занимает объективно особое место, осуществляя миссию посредничества между философией социального контроля и враждебной ей философией девиации. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения в этих антагонистических отношениях

 

Коррекция девиантного поведения в условиях школы

В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.

 

В условиях средней школы был создан ряд условий для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи девиантному подростку с целью его социальной коррекции.

Социальная коррекция проводится рядом специалистов: психологи, классный руководитель, социальный работник, сам подросток.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.