![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональное общение. Позитивные факторы, определяющие характер взаимоотношений с пациентом
Профессиональное общение. Факторы, мешающие формированию терапевтического альянса.
Психологическое состояние человека имеет решающее значение как в возникновении болезни, так и может является причиной особенностей ее течения, определяет развитие и успех лечебных воздействий. Медицинский работник всегда, осознает он или нет, производит на пациента какое-то впечатление, которое и является основой дальнейшего взаимодействия. Важны не только коробочка с таблетками или внутривенная инъекция, но и те слова, мимика, жесты, атмосфера в целом, в которой происходит это действо. Добросовестный медицинский работник всю свою жизнь совершенствуется в своих оперативных навыках, заканчивает не один факультет повышения квалификации. И гораздо меньше уделяет внимание владению таким могущественным орудием, как слово, которое постоянно находится в его руках. Не следует забывать, что пациенты в большинстве случаев достаточно внушаемы. С внушаемостью пациентов связана тяга к различным нетрадиционным методам лечения. Живучесть к необычному говорит о постоянной, глубинной потребности человека не только в медицинской, но и психологической помощи и поддержке. И если представители официальной медицины, не понимая этого, ограничиваются простым выписыванием рецепта, то разочарованные пациенты пытаются получить эту помощь в другом, подчас очень сомнительном месте. Поэтому не медики решают, заниматься ли им индивидуальной психотерапией или нет. Просто они занимают такое положение в обществе, что каждый ожидает от них психологической помощи и поддержки. Медработник всегда оказывает сильное воздействие на психику, и единственное, что она может свободно выбрать – это влиять ли ему в положительном или отрицательном смысле, на пользу или вред пациенту. Специфика профессионального общения медицинского работника как важнейшая составляющая ее профессиональной деятельности состоит в том, что: Оно ориентировано на пациента, чрезвычайная сложность заключается в определении особенностей функционирования его физиологических систем в период заболевания, а так же нарушением различных социальных связей. В отличие от здорового человека личность пациента изменяется и дополняется теми особенностями, которые вносит в нее болезнь. Мероприятия по укреплению и поддержанию здоровья, профилактике заболеваний, обучению пациента различным умениям и навыкам, защите прав пациента обеспечиваются исключительно профессиональным общением. Отсутствие у медработнику знаний, умений и навыков профессионального общения делает его профессионально некомпетентным.
Специфика межличностной коммуникации в рамках профессионального общения имеет свою цель – выработку определенной точки зрения на проблемы пациента и раскрывается в следующих процессах и феноменах: 2. Наличие коммуникативных барьеров. От наличия или присутствия барьеров зависит адекватная оценка пациентом своего состояния. У пациента могут быть развиты психологические защиты от информации о состоянии здоровья и возможных прогнозах заболевания, возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у медработника. Барьеры могут возникнуть, когда медработник говорит с пациентом на различных языках, диалектах, имеют дефекты речи, дикции, говорят быстро и невыразительно; употребляет неоправданно профессиональные термины без объяснения (может привести к психогении или ятрогении); допускает несоответствующие формы поведения (фамильярность, жаргон – «бабуля», «дедуля»; не учитываются психологические особенности возраста, пола, темперамента, характера); объясняет происходящее в нелогичной форме и последовательности (логика доказательства может оказаться ошибочной); воспринимает пациента в соответствии с социальным статусом, определенной профессиональной принадлежностью, национальностью, и пр. Но также медработник должен быть готов к возникновению этого барьера и по отношению к нему при условии низкой авторитетности. 3. Феномен коммуникативного влияния. Стиль коммуникативного влияния на собеседника оказывает различное характерологическое воздействие на психологические установки по отношению к пациенту. Эта установка определяет стиль коммуникативного воздействия. Авторитарное воздействие – это установка «Сверху - вниз», диалогическое воздействие – пристройка «рядом». Установка СВЕРХУ предполагает не только подчинение пациента, но и восприятие его как пассивного объекта воздействия, без учета его особенностей (медработник вещает, пациент внимает, некритически впитывает информацию). Установка РЯДОМ - пациент воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение. Манипулирование пациентом противоречит принципам, правилам биоэтики, этическому кодексу, основам законодательства, и пр. Эффективность общения достигается с учетом: - Доверительного отношения к медработнику других работников здравоохранения и пациентов; Сообщение, переданное уверенным и решительным тоном, с определенной долей вероятности вызовет у пациента больше доверия, чем сообщение, переданное неуверенно. При этом медработник должен предостерегаться от самонадеянных и авторитарных суждений, противопоставляя этому конструктивный диалог. Информация, преподнесенная пациенту должна соответствовать критерию «уместности сообщения», «выбора времени».
Обработка пациентом невербальных сообщений медработника может иметь как положительный, так и отрицательный терапевтический эффект. Поэтому медработнику необходимо иметь средний уровень развития склонностей к общению, владеть навыками невербального общения, обладать высоким уровнем развития эмпатии, рефлексии, осознано развивать мотивацию на общение с пациентами. Т.е. медработник должен идентифицировать себя с ролью человека «помогающих профессий». 1) Визуальный контакт – при встрече глазами медработник может сообщить пациенту свою вовлеченность в его ситуацию и по его «глазному» ответу начинает выстраивать свое поведение. Пациент тоже изучает медработника. Глазные реакции чаще всего непроизвольны. 3) Пространственно-временные компоненты общения (дистанция, место общения, взаимное расположение, время) 4) Внешний вид медработника и пациента – физические характеристики (рост, вес, состояние кожи, лица, рук), манера одеваться, причесываться. Задача формы – произвести на окружающих желаемое впечатление. Форменная одежда способствует появлению доверия к медработнику, т.к. многие производственные характеристики с первого впечатления можно и не различить. Белый цвет профессиональной одежды символизирует чистоту, свет, радость, точность, торжественность, стерильность, инфекционную безопасность. Форма одежды сообщает пациенту, что перед ним профессионал – «все будет в порядке». Шапочка или мед.колпак – знак принадлежности к профессии, дающий возможность медперсоналу подчеркнуть свою индивидуальность. Он делает медработника выше ростом – становится заметным на общем фоне. Убранные волосы под шапочку создают ощущение дисциплины и порядка. Пациент доверяет тому профессионалу, который следит за своим здоровьем, умеет ухаживать за самим собой, и, следователь, за другими. Появление в одежде медработника форм свободного покроя и мягких успокаивающих тонов, без обязательного ношения головного убора, способствует сокращению дистанции между медсестрой и пациентом и уменьшению дискомфорта от пребывания пациента вне дома.. 6) Неязыковые компоненты речи – интонация, тон, темп, тембр, громкость речи, ударение, паузы, покашливание, смех, плач, шепот, вздох и т.д. Правильно подобранная интонация говорит о бодрости и оптимизме. Реагирует пациент чаще всего не на смысл слов, а на интонацию. Спокойный, уверенный голос обладает терапевтическим свойством. Агрессивный, озлобленный, рассерженный голос передает стрессовое состояние медработника пациентам. Крики – безошибочный показатель работы отделения. Громкость голоса нужно соразмерять с количеством слушающих, величиной аудитории. Громкая речь – раздражает, тихая – утомляет. Высокий фальцет (крик) унижает пациента. Пауза – вызывает дистанцию у собеседников, сообщает желание продолжать разговор или нет.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |