Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное общение. Позитивные факторы, определяющие характер взаимоотношений с пациентом




Профессиональное общение. Факторы, мешающие формированию терапевтического альянса.

 

Психологическое состояние человека имеет решающее значение как в возникновении болезни, так и может является причиной особенностей ее течения, определяет развитие и успех лечебных воздействий.

Медицинский работник всегда, осознает он или нет, производит на пациента какое-то впечатление, которое и является основой дальнейшего взаимодействия. Важны не только коробочка с таблетками или внутривенная инъекция, но и те слова, мимика, жесты, атмосфера в целом, в которой происходит это действо.

Добросовестный медицинский работник всю свою жизнь совершенствуется в своих оперативных навыках, заканчивает не один факультет повышения квалификации. И гораздо меньше уделяет внимание владению таким могущественным орудием, как слово, которое постоянно находится в его руках.

Не следует забывать, что пациенты в большинстве случаев достаточно внушаемы. С внушаемостью пациентов связана тяга к различным нетрадиционным методам лечения. Живучесть к необычному говорит о постоянной, глубинной потребности человека не только в медицинской, но и психологической помощи и поддержке. И если представители официальной медицины, не понимая этого, ограничиваются простым выписыванием рецепта, то разочарованные пациенты пытаются получить эту помощь в другом, подчас очень сомнительном месте.

Поэтому не медики решают, заниматься ли им индивидуальной психотерапией или нет. Просто они занимают такое положение в обществе, что каждый ожидает от них психологической помощи и поддержки. Медработник всегда оказывает сильное воздействие на психику, и единственное, что она может свободно выбрать – это влиять ли ему в положительном или отрицательном смысле, на пользу или вред пациенту.

Специфика профессионального общения медицинского работника как важнейшая составляющая ее профессиональной деятельности состоит в том, что:

 Оно ориентировано на пациента, чрезвычайная сложность заключается в определении особенностей функционирования его физиологических систем в период заболевания, а так же нарушением различных социальных связей. В отличие от здорового человека личность пациента изменяется и дополняется теми особенностями, которые вносит в нее болезнь.
 Характер поведения медработника может оказывать влияние на течение болезни и состояние пациента и тем самым профессиональное общение примыкает к таким факторам профессиональной деятельности, влияющим на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры. Следовательно, медработник должен быть компетентен не только в выполнении профессиональных задач, но и в профессиональном общении.

 Мероприятия по укреплению и поддержанию здоровья, профилактике заболеваний, обучению пациента различным умениям и навыкам, защите прав пациента обеспечиваются исключительно профессиональным общением.

 Отсутствие у медработнику знаний, умений и навыков профессионального общения делает его профессионально некомпетентным.

 

Специфика межличностной коммуникации в рамках профессионального общения имеет свою цель – выработку определенной точки зрения на проблемы пациента и раскрывается в следующих процессах и феноменах:
1. Наличие обратной связи - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Помогает понять, как представляемая информация воспринимается пациентом.

2. Наличие коммуникативных барьеров. От наличия или присутствия барьеров зависит адекватная оценка пациентом своего состояния. У пациента могут быть развиты психологические защиты от информации о состоянии здоровья и возможных прогнозах заболевания, возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у медработника. Барьеры могут возникнуть, когда медработник говорит с пациентом на различных языках, диалектах, имеют дефекты речи, дикции, говорят быстро и невыразительно; употребляет неоправданно профессиональные термины без объяснения (может привести к психогении или ятрогении); допускает несоответствующие формы поведения (фамильярность, жаргон – «бабуля», «дедуля»; не учитываются психологические особенности возраста, пола, темперамента, характера); объясняет происходящее в нелогичной форме и последовательности (логика доказательства может оказаться ошибочной); воспринимает пациента в соответствии с социальным статусом, определенной профессиональной принадлежностью, национальностью, и пр.

Но также медработник должен быть готов к возникновению этого барьера и по отношению к нему при условии низкой авторитетности.

3. Феномен коммуникативного влияния. Стиль коммуникативного влияния на собеседника оказывает различное характерологическое воздействие на психологические установки по отношению к пациенту. Эта установка определяет стиль коммуникативного воздействия. Авторитарное воздействие – это установка «Сверху - вниз», диалогическое воздействие – пристройка «рядом». Установка СВЕРХУ предполагает не только подчинение пациента, но и восприятие его как пассивного объекта воздействия, без учета его особенностей (медработник вещает, пациент внимает, некритически впитывает информацию). Установка РЯДОМ - пациент воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение. Манипулирование пациентом противоречит принципам, правилам биоэтики, этическому кодексу, основам законодательства, и пр.
4. Существование вербального и невербального уровней передачи информации.
Вербальное эффективное изложение информации должно быть простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщении, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента в целом и их изменений во время пребывания в ЛПУ. Информация должна соответствовать критерию ясности – информация медработника предполагает односложность ответа пациента. Использование слов «больше, меньше, чаще, реже, иногда, мало, много, …» и т.д. приводит к неоднозначной интерпретации сообщения.

Эффективность общения достигается с учетом:

- Доверительного отношения к медработнику других работников здравоохранения и пациентов;
- Знаний медработнику об обсуждаемом предмете и одновременно понимания им ограниченности своих знаний и умений признаваться в собственном незнании;
- Соблюдение конфиденциальности их отношений.

Сообщение, переданное уверенным и решительным тоном, с определенной долей вероятности вызовет у пациента больше доверия, чем сообщение, переданное неуверенно. При этом медработник должен предостерегаться от самонадеянных и авторитарных суждений, противопоставляя этому конструктивный диалог.

Информация, преподнесенная пациенту должна соответствовать критерию «уместности сообщения», «выбора времени».

 

Обработка пациентом невербальных сообщений медработника может иметь как положительный, так и отрицательный терапевтический эффект. Поэтому медработнику необходимо иметь средний уровень развития склонностей к общению, владеть навыками невербального общения, обладать высоким уровнем развития эмпатии, рефлексии, осознано развивать мотивацию на общение с пациентами. Т.е. медработник должен идентифицировать себя с ролью человека «помогающих профессий».

1) Визуальный контакт – при встрече глазами медработник может сообщить пациенту свою вовлеченность в его ситуацию и по его «глазному» ответу начинает выстраивать свое поведение. Пациент тоже изучает медработника. Глазные реакции чаще всего непроизвольны.
2) Кинесика (мимика + жесты + поза)

3) Пространственно-временные компоненты общения (дистанция, место общения, взаимное расположение, время)

4) Внешний вид медработника и пациента – физические характеристики (рост, вес, состояние кожи, лица, рук), манера одеваться, причесываться. Задача формы – произвести на окружающих желаемое впечатление. Форменная одежда способствует появлению доверия к медработнику, т.к. многие производственные характеристики с первого впечатления можно и не различить. Белый цвет профессиональной одежды символизирует чистоту, свет, радость, точность, торжественность, стерильность, инфекционную безопасность. Форма одежды сообщает пациенту, что перед ним профессионал – «все будет в порядке». Шапочка или мед.колпак – знак принадлежности к профессии, дающий возможность медперсоналу подчеркнуть свою индивидуальность. Он делает медработника выше ростом – становится заметным на общем фоне. Убранные волосы под шапочку создают ощущение дисциплины и порядка. Пациент доверяет тому профессионалу, который следит за своим здоровьем, умеет ухаживать за самим собой, и, следователь, за другими. Появление в одежде медработника форм свободного покроя и мягких успокаивающих тонов, без обязательного ношения головного убора, способствует сокращению дистанции между медсестрой и пациентом и уменьшению дискомфорта от пребывания пациента вне дома..
5) Тактильный контакт – в рамках своей профессиональной деятельности медработник может касаться любой части тела пациента, не нарушая при этом коммуникативных табу в рамках различных культурных традиций. В норме человек переключается на роль пациента задолго до того как медработник прикоснется к нему, и все последующие манипуляции с его телом воспринимает адекватно. В этом пациенту способствует ослабление самоидентификации со своим телом или с органом, с которым проводится манипуляция. В противном случает пациент воспринимает подобные манипулциии как интимный контакт с посторонним человеком, который может сопровождаться как положительными, так и отрицательными эмоциями. Если медработник обнаруживает подобное поведение пациента во время процедуры, то это моет говорить либо о том, что пациент психотерапевтически не готов к процедуре, либо он психотерапевтически не сопровождает процедуру, либо алгоритм сопровождения не совершен в целом, или его нужно откорректировать для данного пациента в частности. Медработнику следует корректировать свое поведение.

6) Неязыковые компоненты речи – интонация, тон, темп, тембр, громкость речи, ударение, паузы, покашливание, смех, плач, шепот, вздох и т.д. Правильно подобранная интонация говорит о бодрости и оптимизме. Реагирует пациент чаще всего не на смысл слов, а на интонацию. Спокойный, уверенный голос обладает терапевтическим свойством. Агрессивный, озлобленный, рассерженный голос передает стрессовое состояние медработника пациентам. Крики – безошибочный показатель работы отделения. Громкость голоса нужно соразмерять с количеством слушающих, величиной аудитории. Громкая речь – раздражает, тихая – утомляет. Высокий фальцет (крик) унижает пациента. Пауза – вызывает дистанцию у собеседников, сообщает желание продолжать разговор или нет.
7) Передача информации через факторный или вкусовой каналы – ощущения обонятельные или вкусовые. Человек испытывает около 10000 различных вкусов. Они нужны для гигиенической оценки окружающей среды, для оценки пищи. Запахи оформляются лимбической системой мозга. Т.е. запахи эмоционально окрашивают происходящее, оживляют память, вызывают реакции сближения или отторжения. Поэтому с помощью определенных запахов медработник может моделировать состояния для пациента и стимулировать оптимальное поведение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.