Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное сознание, его природа и структура




Понятие культуры. Особенности духовной культуры и ее роль в развитии общества.

Универсального определения К. нет. Понятие К. (лат. возделывать, обрабатывать) совокупность мат-х и дух-х ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для развития человечества, передавать от поколения к поколению и составляет К. Под материальной стороной К. понимают качеств-е дост-я хар-е степень овладения человеком силами природы, совершенства орудий труда, технический уровень произ-ва, навыки и умения людей пользоваться техникой, научная орг-я культура труда, обсл-е материально бытовых потр-ей людей и т.д. Духовная К. Кач-е дост-я показ-е уровень и глубину познания природы и об-ва, широту достигнутого кругозора, внедрение в общ-ю жизнь прогр-х идей и получ-х знаний, т.е. духовная К. есть сов-ть кач-х дост-й в обл-и науки, философии, образования, просвщения, морали, литературы и искусства, пол-х и прав-х отн-ий. Явлениями дух-ой жизни явл-я язык, речь, логика, правила поведения, культуры чувств. Функции К. Познавательная (дост-я К. служат в кач-ве новых способов дальнейшего познания окр-го мира и использования этого знания в человеческой практике), информативная (накопление и трансляция соц-го опыта, от одного поколения к другому, внутри страны в пределах жини одного поколения, од одного народа к другому, К. выступает как память человечества), коммуникативная (позв-я людям вступать в общ-е друг с другом), нормативная (рег-я поведение отд-х нд-ов и соц-х групп), цивилизационная (гуманистическая, главная, системообр-я функция). Близким понятием являя- цивилизация – отр-т хар-р и условия общ-го прогресса, т.е. степень разв-я мат-ой и дух-ой К. Цивилизация подчеркивает непрерывность ист-го процесса, проблему сохр-я, обог-я лучших дост-ий в челов-ой К. К негат-м кач-ва мцивилизации отн-т тенденцию к стандартизации мышления (СМИ), ориентацию на абсолютною верность неких истин, свойственную ей низкую оценку оригинальности и независимости индив-го мышления.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание. Философия диалектического материализма

так определяет ОС. ОС это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. ОБ это материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе.

ОС как духовная сторона исторического процесса выполняет две функции: функцию отражения ОБ, по отношению к которому оно является вторичным (причем между ОБ и ИС отсутствует жесткая связь), и вторая функция – активное обратное воздействие на общественное бытие.

Структура. ОС представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются ОС, и тогда мы говорим о его формах. Различные формы ОС отражают различные стороны действительности. Исторически первой формой ОС было моральное сознание. Оно также древне как и само общество ибо общество не может существовать если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения. В условиях первобытного общества возникают эстетическое и религиозное сознание. При переходе к классовому обществу возникают политическое и правосознание, а позднее, в связи с отделением труда умственного от физического – научное и философское сознание. Сегодня можно говорить о рождении экологической формы ОС. По социальным функциям можно все формы ОС условно разделить на те, в которых происходит духовно-практическое освоение социальной действительности (моральное, политическое и правовое) и духовное освоение всего окружающего мира (искусство, философия, религия).

Во вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества можно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание есть отражение ОБ отдельным человеком через призму конкретных условий его жизнедеятельности. ИС это своеобразный сплав общего (отражение характерных сторон ОБ данной исторической эпохи), особенного (отражение принадлежности его к данному классу, нации и т.д.) и единичного (индивидуальные черты личности). Взаимоотношения ОС и ИС носят диалектически противоречивый характер.С одной стороны, ИС проникнуто и, как правило, в массе своей организовано ОС, с другой стороны, содержание самого ОС имеет своим единственным источником ИС.

И, наконец, структура ОС может рассматриваться под углом зрения уровня глубины отражения ОС социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т.д.). Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Соотношение между ОП и И предопределено тем, что первая является эмоциональным, а вторая – рациональным уровнем ОС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.