Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постиндустриальное общество и проблемы конвергенции




Эмпирическая социология

В первой половине ХХ столетия на Западе, прежде всего в Америке и Европе, быстро развивалась эмпирическая социология (э.с.)- современное проявление социологического позитивизма, начало которому положил О.Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Однако в отличие от своих предшественников представители современной эмпирической социологии отказались от изучения фундаментальных проблем социальной философии, в том числе и от изучения общества как целостного социального организма, законов его развития. Они сосредоточили свое внимание на отдельных явлениях общественной жизни. Четко прослеживается установка на то, чтобы превратить социологию в точную и по сути прикладную научную дисциплину. Развитие прикладной эмпирической социологии привело к проявлению ее отдельных отраслей, таких как: социология города, села, семьи, молодежи и т.д. Все эти отрасли социологии имеют выраженную практическую направленность на выработку практических рекомендаций. Они могут касаться улучшения организации труда и морально психологического климата в коллективе (пр-во, армия). Э.с. базируется на определенных теоретических и методологических подходах. Начало их разработки положено ам. социологами У. Томасом (1863-1947) и Ф. Знанецким (1882-1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке». В дальнейшем теор. и методолог. основы э.с. разрабатывались в работах Д. Ланберга (1895-1966), П Лазерсфельда (1901-1976), Дж. Морено (1892-1974) и др. Дж. Морено разработал социометрию –науку об изменении общественных отношений. Однако социометрия не касается объективной стороны социальных отношений и концетрирует внимание на их субъективной, прежде всего психологической стороне. В эмоционально-психологических отношениях он пытался найти объяснение всех сторон общественной жизни: экономической, политической, нравственной и т.д. Он стремился выявить связи м-ду. «макроструктурой» социального коллектива (представители разл. профессий, руководителей и подчиненных) и его «микроструктурой» (чувства, система ценностей человека и т.д.). В несоответствии макро- и микроструктуры коллектива Морено усматривал возможности противоречий и комфликтов.

Человечество входит в новую, общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную, технологичную) цивилизацию. Появилась проблема, которая широко дискутируется среди философов: правомерна ли марксистская теория общественно-экономической формации и формационного подхода к анализу развития общества? Не предпочтителен ли так называемый цивилизационный подход? Эти два подхода не исключают, а наоборот предполагают друг друга. Человечество идет в одном направлении «доиндустриальная цивилизация» ® «индустриальная цивилизация» ® «постиндустриальная цивилизация». Для постиндустриальной цивилизации характерна не механическая система машин, а автоматизация пр-ва, основанная на электронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии: эта новая техническая и технологическая база меняет весь образ жизни общества и человека. Постиндустриальная (п-и.) цивилизация формируется современной НТР. Под воздействием НТР оказываются все все основные периоды деятельности человека:подготовка и обучение, время труда, время творчества и досуга. Информатика революционизирует эти периоды: увел. время проф. подготовки и обучения, выдвигаются требования мобильности по отношению к условиям и характеру труда. Сокращается время труда, что содействует улучшению условий труда и благополучию работника. Наблюдается тенденция включения ранее безработных в производство путем перераспределения рабочего времени, сокращением рабочего дня и рабочей недели. Высвобождается время на творчество и досуг. Развитие постиндустриальной цивилизации, вхождение в нее через рынок связаны с тем, каким способом происходит овладение новыми материальными и духовными ценностями, прежде всего новыми технологиями, электроникой, автоматизацией, информатикой. Постиндустриальная цивилизация явилась, с точки зрения технологического базиса общей для всех стран, будет иметь свою специфику применительно к отдельным народам, их культурам. Конвергенции теория (от лат. сбли-жаюсь, схожусь), одна из осн. концепций совр. зап. социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в обществ, развитии совр. эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем —капитализма и социализма с их последующим синтезом в некоем «смешанном обществе», сочетающем в себе положит, черты и свойства каждой из них. К. т. выдвинули II. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Ростоу(США), Ж. Фурастьс п Ф. Перру (Франция), Я. Тинбергев(Нидерланды), X. Шельскпй и О. Флехтхейм (ФРГ) и др.Она получила распространение в зап. обществ, мысли в до — со-х гг. К. т. включает широкий диапазон филос., социологич.,экономич. и политпч. взглядов и футурологич. прогнозов—от бурж.-реформистских и соцпал-демократич. стремлений совершенствования гос.-монополистич. регулирования социально-экономических процессов до откровенно антикоммунистических концепций и попыток «ассимиляции» капитализмом социалистических стран (3. Бжезинскпи, Р. Хантпнгтон, К. Менерт и др.). Вместе с тем среди нек-рых слоев зап. интеллигенции получила распространение идея т. н. негативной конвергенции (Р. Хеплб-ронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе социальные системы якобы усваивают друг у друга не столько положит., сколько отрицат. элементы каждой, что ведет к «кризису совр. ндустриальной цивилизации» в целом. Сторонники К. т., п т. ч. нек-рые представители Римского клуба, пытаются обосновать её ссылками на объективную тенденцию к интернационализации экономич., политпч. п культурной деятельности в совр. эпоху, на всемирный характер науч.-техипч. революции, на настоят, необходимость в совместном решении общечелонеч. глобальных проблем и т. п. С позиции нового политич. мышления обнаруживается как несостоятельность К. т., так и примитивность догматич. критики её в прошлом нек-рыми марксистами, акцентировавшими внимание лишь на противоположности двух социальных систем. Становление взаимосвязанного и целостного мира, приоритет общечеловеч. ценностей не приводят к отказу от классового подхода во внутр. и внешней политике, но делают необходимым диалог, поиски баланса интересов, форм взаимодействия в рамках общего мирового развития в науч.-технич., экономич., социальной областях, в области человеч. отношений, в решении глобальных проблем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.