Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение школьных навыков. Направления и методы их коррекции




К нарушению школьных навыков в медицине принято относить проблемы, которые возникают у детей в первых классах школы и при отсутствии целенаправленного лечения остаются на всю жизнь. Эти расстройства проявляются даже при самых благоприятных условиях обучения, и они вызваны врожденным повреждением головного мозга.
Алалия (дефект активной речи или восприятие ее) – у ребенка происходит недоразвитие всех сторон речи грамматической, лексической, фонетической. У таких детей оказывается врожденным недоразвитие речевых зон доминантного полушария. Выделяют моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии дети не могут согласовывать слова в роде, падеже, числе. Неправильно употребляют предлоги, переставляют в словах слоги, не употребляют в речи отглагольные формы. Сопровождаются эти нарушения и соответствующим поведением. Дети расторможены, у них снижены внимание и работоспособность, имеются интеллектуальные нарушения.
При сенсорной алаллии дети не всегда полностью понимают обращенную к ним речь, так как плохо дифференцируют звуки. У таких детей проявляются трудности в соотношении между предметом и словом. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов. Но если такому ребенку дать невербальное задание, то он выполнит его очень хорошо. Из-за данных вербальных нарушений у таких детей отмечается бедность словарного запаса, косноязычие.
К подобным нарушениям примыкает и дисграфия (нарушение письма). Это расстройство проявляется в виде неверного соотнесения звуков устной речи и их графического изображения. Если такому ребенку дать списывать текст, то он его выполнит неплохо, но если будет писать под диктовку, то сделает много ошибок. Дети с дисграфией заменяют буквы по сходству их произношения, пропускают гласные, согласные, а иногда даже и целые слоги. Они так же могут расчленять слово или, напротив, слитно написать отдельные слова. Иногда они зеркально пишут буквы. Если посмотреть тетрадку такого ребенка, то кроме ошибок, будет еще нарушено и само письмо – нечеткое написание букв, соскальзывание строк. Эти явления связаны с нарушениями психомоторики и пространственным восприятием. Дисграфия также может быть акустическая (встречается наиболее часто, сенсорная, оптическая).
Дискалькулия - нарушение навыка счета. Она может наблюдаться как изолированное расстройство или входить в структуру других нарушений школьных навыков. Проявляется в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами, особенно со сложными числами и с переходом через десяток. Такие дети с трудом анализируют схему тела, определяют левую и правую стороны, отыскивают геометрические фигуры по образцу, соотносят предметы в пространстве, они плохо усваивают понимание времени на часах в связи с трудностью определения расположения стрелок на циферблате. Часто дискалькулия сочетается с дисграфией в виде зеркального написания сходных букв. Например А и Д, Р и Ь, В и Б и так далее. Такие дети очень плохо рисуют, не умеют лепить, не могут освоить такие навыки, как завязывание шнурков. В старших классах такие дети не справляются с геометрией и черчением. Но интеллектуальные процессы, такие как память, абстрактное мышление, обобщения, у таких детей не нарушены.
Дислексия - нарушение формирования навыка чтения, которое может проявляться в невозможности соотнести графическое изображение буквы с соответствующим звуком и связанного с этим неверного считывания. Такие дети смешивают звуки, сходные по артикуляции, звучанию, графическому изображению.

 

Формирование умения учиться – задача всех ступеней школьного образования, она не может быть полностью решена в рамках начальной школы, однако если в начальной школе не заложить основы этого умения, то в старшей школе юноши и девушки, умеющие учиться, будут не правилом, а счастливым исключением.

Узнаваемыми приметами умения младшего школьника учиться, то есть искать способы расширения собственной компетентности, является прежде всего умение читать.

В младшем школьном возрасте “весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью,… которая имеет большое значение для умственного развития ребенка” (С.Л. Рубинштейн). На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи).

Актуальность рассматриваемого вопроса состоит в том, что в каждом классе есть учащиеся, которые не овладеют навыками чтения на уровне требования школьной программы в установленные ею сроки. Обучаясь во втором, третьем и более старших классах, дети не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно. А поскольку навык чтения является базовым умением для формирования остальных надпредметных знаний, то очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа.

Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с нарушением чтения. По данным Р. Беккер нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы.

Виды ошибок чтения достаточно разнообразны. А если учитывать ещё и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов коррекции можно оказаться в весьма затруднительном положении.

В современной логопедии существует довольно много способов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение чтения. Но одни из них недостаточно эффективны, другие требуют затрат большого количества времени.

С целью отбора наиболее эффективных методов коррекции чтения мною была проведена экспериментальная работа по применению методов, предложенных А. Н. Корневым, Б. Н. Боденко, отобраны наиболее приемлемые и интересные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.