КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система методов и приемов по формированию орфоэпических навыков у учащихся
Как уже отмечалось выше, работа по формированию орфоэпических норм должна проводиться учителем на каждом уроке. Для этого учителями используются различные методы и приемы. Например, при изучении раздела «Фонетика» могут быть использованы следующие упражнения: 1. Усвоение смыслоразличительной функции звука. В каждой загадке спрятались два слова, разных по смыслу, но близких по звучанию. Нужно только один звук (букву) заменить другим. Найдите разгадку: С “к” я в школе на стене – Горы, реки есть на мне. С “п” - от вас не утаю – Тоже в школе я стою. (карта – парта) Хоть и мала я, но взгляни: Весь мир в себе я отражаю. Но “к” на “ц” перемени – И по болоту зашагаю. (капля – цапля) С “п” я в доме, с “в” я в поле, С “м” я в море, с “г” - в футболе, С “к” вбивают, с “т” взрывают, С “д” долину называют. (пол-вол-мол-гол-кол-тол-дол) С “б” мучительной бываю, С “м” одежду пожираю, С “р” актеру я нужна, С “с” для повара важна. (боль-моль-роль-соль) Конечно же, загадка эта На первый только взгляд сложна: Я с “у” - далекая планета, А с “и” - я в Азии страна. (Уран – Иран) В заключение следует сделать вывод, так важна ли четкая артикуляция звуков. 2. Работа над интонацией Произнести пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией. · Правда дороже золота. · Веселье делу не помеха. · Смерти бояться – на свете не жить. · Без труда нет добра. · Старинная пословица не мимо молвится. · Родина краше солнца, дороже золота. Произнести пословицу с иронией, с восхищением. Меняется ли смысл высказывания? Какова роль интонации в нашей речи? · Не ищи красоты – ищи добра. · На чужой сторонушке рад своей воронушке.
· Умный молчит, когда дурак кричит. · Голова без ума что фонарь без огня. · Была бы голова, будет и борода. · Без крыльев и птица – ком. 3. Работа над коррекцией диалектного произношения При работе над правильным произношением учитель-словесник не должен забывать о том, что литературный язык - ведущая форма национального русского языка, не изолирован от территориальных разновидностей последнего – местных говоров. Языковая интуиция множества людей и конкретные исследования литературной речи отдельных территорий позволяют с уверенностью утверждать, что носители литературного языка из Москвы и Екатеринбурга, Красноярска и Воронежа говорят неодинаково. Диалектный вариант литературного языка создается незначительными отклонениями от образцовой нормы, обусловленными речевой средой определенной территории, но качественно или фундаментально отличными от просторечных явлений. 4. Работа над акцентированием В литературной речи важная роль отводится нормативному произношению и ударению. Отклонения от орфоэпических норм становятся помехой в общении с аудиторией: отвлекают внимание от содержательной стороны выступления, направляют мысль на второстепенные детали. Для чтения предлагаются слова, при произношении которых необходимо соблюдать орфоэпические нормы: ДосУг, звонЯт, договОр, приговОр, зАговор, благоволИть и т.д. Работа над устранением много ударности. Нараспев, а потом в среднем темпе прочитать слова, произнося ударный слог в два раза дольше остальных. 1. двусложные слова: долго, поле, зелень, небо, мама, возраст, тени 2. слова с ударение на первом слоге; 3. играть, клубок, поход, земля, читать, пятак, листок – слова с ударением на втором слоге; 4. газета, малина, крапива, ударный, возможность, веточка, крупные – трехсложные слова; 5. характерно, многократно водоросли, непременно, понедельник, запятая, засмеяться – четырехсложные слова;
6. чередование, выражение, государственное, литературная – многосложные слова. Задания по нормативному произношению пронизывают весь курс русского языка. Учитель должен стремиться упорядочить, систематизировать знания орфоэпических норм учащихся. С этой целью могут использоваться так называемые «орфоэпические разминки». Каждый урок начинается с чтения небольших предложений, в которых встречается слово, требующее знания орфоэпической нормы. 1. Вечерами мы с мамой любим домовничать. 2. Звонят – откройте дверь. 3. Медальон на тоненькой цепочке. 4. Мы разговаривали до самого аэропорта. 5. Я бегло посмотрел каталог. 6. Большой урожай свеклы. Детям также предлагается объяснить, какую роль играет ударение в приведенных парах слов. При необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям. рУки – рукИ, языкОвая – языковАя, пОлки – полкИ, прОпасть – пропАсть, стрУны – струнЫ, парИть – пАрить, моЮ – мОю, крУжки – кружкИ, хлОпок – хлопОк. Кроме того, учащиеся должны самостоятельно подобрать поэтические строки, в которых встречаются отклонения от норм ударения. Показать уместность или неуместность этих отступлений. Объяснить, чем вызваны эти отклонения от норм. Следующее упражнение направлено на развитие внимания к произносимому слову. Сколько слов записано? ПозднЕе (пОзднее), глазки, плачу, города, острота, дела, стрелка, слова, косы, пяток, свечи, сорок, паром, синее, рассыпать. Игра «Четвертый лишний»: можно предложить учащимся самостоятельно составить подобную цепочку слов. · монолог, диалог, каталог, филолог · связала, взяла, приняла, начала. · баловать, нефтепровод, недуг, средства. Следующее задание: из орфоэпического словаря выбрать 10 слов на одну тему, составить с ними небольшой рассказ и прочитать его в классе. Или, из орфоэпического словаря учащиеся самостоятельно выбирают 10-15 слов, выписывают их на курточку и предлагают классу: · списать (предварительно эти слова записываются на доске) и расставить ударения; · прочитать записанные на доске слова и составить с ними словосочетания или предложения. Можно также провести конкурс дикторов. Каждому выступающему предлагается прочитать текст на 1-2 минуты. Чтение оценивается по следующим критериям: правильность произношения (соблюдение орфоэпических норм произношения и ударения), выразительная интонация, темп, четкость и ясность произношения звуков и звукосочетаний.
Система упражнений по речевому тренингу может быть дополнена сообщениями учащихся о великих ораторах человечества, об их работе над исправлением недостатков речи, дикции.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |