Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Донецьк 2011 1 страница




Філатова А.С.

Ім. М. Туган-Барановського

Мінестерство освіти і науки України

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 30

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 29

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 28

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 27

 

1. Истечение жидкости через отверстия и насадки. Скорость истечения и расход жидкости. Расчет дроссельных устройств. (40 б; min 20 б)

2. Гидропривод вращательного движения с регулируемым гидродвигателем. Расчет и построение характеристик гидропривода. (60 б; min 35 б)

 

Утверждено на заседании кафедры АПП протокол № 5 от «8» января 2013 г.

Зав. кафедрой_____________ Г.П. Клименко Экзаменатор __________


Донбасская государственная машиностроительная академия

(найменування вищого навчального закладу)

Направления: ТМ, OMT, ИП, МС (Заочное отделение, ускоренный курс)

Триместры 11, 12; Учебная дисциплина - Гидравлика, гидро- и пневмоприводы

 

1. Вращение сосуда с жидкостью вокруг вертикальной оси с постоянной угловой скоростью. Центробежное литьё. (40 б; min 20 б)

2. Гидравлический удар в трубах. Формула Н.Е.Жуковского. Способы уменьшения гидроудара. (60 б; min 35 б)

 

Утверждено на заседании кафедры АПП протокол № 5 от «8» января 2013 г.

Зав. кафедрой_____________ Г.П. Клименко Экзаменатор __________

 

 

Донбасская государственная машиностроительная академия

(найменування вищого навчального закладу)

Направления: ТМ, OMT, ИП, МС (Заочное отделение, ускоренный курс)

Триместры 11, 12; Учебная дисциплина - Гидравлика, гидро- и пневмоприводы

 

1. Расчет трубопроводов при последовательном и параллельном подключении линий. (40 б; min 20 б)

2. Гидропривод вращательного движения с регулируемым гидродвигателем. Расчет и построение характеристик гидропривода. (60 б; min 35 б)

 

Утверждено на заседании кафедры АПП протокол № 5 от «8» января 2013 г.

Зав. кафедрой_____________ Г.П. Клименко Экзаменатор __________

 

 

Донбасская государственная машиностроительная академия

(найменування вищого навчального закладу)

Направления: ТМ, OMT, ИП, МС (Заочное отделение, ускоренный курс)

Триместры 11, 12; Учебная дисциплина - Гидравлика, гидро- и пневмоприводы

 

1. Истечение жидкости через отверстие в тонкой стенке при постоянном напоре. (40 б; min 20 б)

2. Гидропривод поступательного движения с дросселем, установленным на выходе гидродвигателя. Расчет и построение характеристик гидропривода. (60 б; min 35 б)

 

Утверждено на заседании кафедры АПП протокол № 5 от «8» января 2013 г.

Зав. кафедрой_____________ Г.П. Клименко Экзаменатор __________

Донецький національний університет єкономіки і торгівлі

Реферат на тему: "Марксистська філософія та постмодернізм"

Виконала: Перевірила:

студентка групи ГРС-11 Кулєшова В.А

Марксистская философия, и в этом одна из ее специфических черт, возникшая как составная более широкого учения - марксизма. К его слогу, кроме философского учения, входит также теория экономического развития общества - политическая экономия и теория социально-политического развития-- "научный коммунизм". Эти три слогу нового мировоззрения внутренне взаимосвязанные, дополняют одна одну и понять философское учение марксизма можно лишь в контексте их взаимосвязи и взаимодействия.

Марксизм - одна из немногих попыток в истории человечества даты целостное понимание объективного мира и места и роли человека в нем, показать взаимосвязь материального и духовного миров, объективной и субъективного, природы и общества, раскрыть законы развития природы, общества и человеческого мышления. Причем, - это попытка объяснить и изменить мир на практике согласно сформулированным целей и идеалам вместе с тем.

Родина марксизма - Германия. Его творцы - Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.); время создания - 40-и года XIX ст.

Возникновение марксизма было детерминировано конкретными социально-экономическими и политическими предпосылками. В конце XVIII ст. в Англии, к тому времени экономические страны Европы, начался промышленный переворот, который в XIX ст. охватил другие европейские государства. Возрастал объем промышленного производства, строились новые фабрики, увеличивалась численность наемных работников. На смену феодализма широким фронтом шел капитализм. Формировались новые классы - буржуазия и пролетариат. Все более сильной становилась эксплуатация нанимаемой работы со стороны буржуазии, бездна между богатством и бедностью. В среде рабочего класса возрастает неудовольствие состоянием дел. Постепенно оно перерастает в забастовки, организованные выступления против существующего экономического и политического порядка. Некоторые из них приобретают большой резонанс. Среди них - восстание ткачей в г.Лионе (Франция) в 1831 г. и 1834 г., ткачей (Германия) в 1844 г., революционное движение английских рабочих за демократизацию государственного устройства (чартизм) в 1830-1840 гг.

Социальные конфликты и потрясения этого периода, закономерно, вызвали в сознании рабочих и прогрессивной интеллигенции много социально-философских вопросов: может ли быть общество справедливым, без эксплуатации человека человеком, и как этого достичь; перспективы развития общества и что есть его целью; как можно использовать знание об окружающей действительности на пользу всем людям; чему попытки реализовать на практике идеалы Свободы, Счастье, Равенства, Братства, Красоты заканчиваются крахом и др. Марксизм в целом и его философия в частности возникает в виде системы идей, принципов, теорий, которая стремится даты ответа на эти вопросы.

Большую роль в формировании марксистского философского видения мира сыграло бушующее развитие природоведения. Особое место здесь принадлежит трем большим научным открытиям первой половины XIX ст., которые дали возможность сделать ряд новых, принципиально важных философских выводов, оказывали содействие утверждению диалектического способа мышления.

1. В начале 40-х лет XIX ст. немецкий природовед Ю. Имей-Эр открыл закон сохранения и преобразование энергии, согласно которому разные виды энергии (механическая, тепловая, электромагнитная, гравитационная и др.), имея качественную специфику, взаимодействуют между собой и могут переходить с одного вида в другого. При этом количественно энергия не уничтожается, а лишь приобретает другую меру, по-иному проявляется. Со временем этот закон назовут первым законом термодинамики. За 100 лет к Майєра большой русский ученый Ломоносов открыл закон сохранения и преобразование вещества. Открытие закона сохранения и преобразование энергии в объединении с законом сохранения и преобразование вещества стало научным основанием для философских выводов о материи и движения, единство разнообразных форм движения, их взаимодействие.

2. В 1838-1839 гг. немецкими биологами Т.Шванном и М. Плей-Деном была создана клеточная теория живого вещества. Факт существования клеток был известен еще в XVII ст., но только этими учеными было установлено, что клетки - первооснова, анатомические единицы живых организмов, причем как растительных, так и животных. Вдобавок, нет принципиального отличия между клетками растений и животных, они выполняют одинаковые функции. Развитие живых организмов осуществляется благодаря размножению клеток, их возникновению, роста и отмиранию. Эта теория разрешила сделать философский вывод о единстве всех живых организмов и о том, что основой этого единства есть клетка.

3. В начале 40-х лет XIX ст. английский исследователь природы Ч.Дарвин, исследовав огромный пласта эмпирического материала в сфере биологии и сельского хозяйства, делает вывод об эволюционном развитии живой природы. Основные идеи теории относительно возникновения и развития растительного и животного мира, происхождение человека Ч.Дарвин изложил в научной работе "Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь" (1859 г.). Учение Ч.Дарвина нанесло разрушительный удар по религиозным представлениям о происхождении жизни на планете и возникновение человека. Приобрела надлежащую аргументацию идея непрерывности эволюции органического мира, закономерности возникновения человека как высочайшего проявления природы.

Большое влияние на формирование философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса справила классическая немецкая философия, особенно работы Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Немецкая классика выступила теоретической основой нового философского мировоззрения. К.Маркс и Ф.Энгельс критически восприняли и применили на абсолютно новых основах гегелевское учение о диалектике как теорию развития и философский метод. По-новому трактуются также философские идеи Фейербаха, в частности относительно объективности материи, сущности человека, критики религии.

Качественно отличаясь от немецкой классики за духом и содержанием, марксистская философия унаследовала от нее рационализм как способ объяснения и постижение действительности. Вера в силу ума, научное знание, социальный прогресс представленные здесь максимально полно, что определенной мерой определило ее оптимистичный характер и обеспечило широкую поддержку этого учения со стороны многих последователей.

От предыдущих учений философия марксизма отличается прежде всего предметом исследования. Она концентрирует внимание на потому, что есть общим для естественной и социальной действительности, человеческого мышления, процесса познания, которое объединяет эти сферы, исследует закономерности их развития. Марксизм отказывается от многовековой традиции, которая признавала философию наукой наук, всеобщей теорией, знанием о всем. Философия марксизма четко определяет свое отношение к конкретным наукам. Она использует знание этих наук, но кардинально отличается от них как предметом, так и методом познания. Это хорошо показано Ф.Энгельсом в работе "Диалектика природы" (1873-1886 гг.).

Кроме закономерностей развития природы, общества и познание, К.Маркс и Ф.Энгельс включают к предмету философии также человека, практику, отношение "человек - мир".

В работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886 г.) Ф.Энгельс выдвигает идею, что философия в целом как форма общественного сознания и каждая философская концепция в частности, независимо от времени ее создания и проблем, которые анализируются, всегда ставят одно и то же вопрос, который он называет основному вопросом философии (основному философскому вопросом). Его суть - отношение мышления к бытию. Это отношение может рассматриваться как единство двух сторон: 1) что существовало раньше - сознание, дух или материя (вопрос о первичности и вторичность); 2) или способный человек с помощью собственного сознания познать окружающий мир, получить объективно истинное знание о нем (вопрос о познаваемости).

Идея Ф.Энгельса об основном философском вопросе имеет в себе определенный эвристический потенциал, поскольку дает возможность определенным чином классифицировать философские школы и направления. Согласно марксизму, философов, которые признают материю первичной, а сознание вторичным, называют материалистами. Тех, кто признает первичность духа или сознания, называют идеалистами. Идеализм, в свою очередь, возникает вдвоем формах - субъективный и объективный. Субъективный идеализм видит первооснову бытия в сознании субъекта. Объективный идеализм как первооснову бытия рассматривает дух или идею, которая существует объективно, вне субъекта.

В зависимости от ответа на друге сторону основного философского вопроса философы также были разделены на два лагеря: тех, кто признавал возможность познания человеком окружающего мира и получение объективно истинного знания о нем, и тех, кто такую возможность возражал. Философов, которые возражают возможность познания, называют агностиками, а соответствующее философское течение - агностицизмом.

Со временем основной философский вопрос в философии марксизма получило статус фундаментального методологического принципа. Вся история философии начала рассматриваться через призму борьбы материализма и идеализма. Марксизм стал на сторону материализма и подвергал сокрушительной критике не только "чистый" идеализм (как, например, у Платона или Гегеля), а и любые наименьшие отклонения в его сторону. За пределами марксизма подавляющее большинство философов не разделяло и сегодня не разделяет мысли, что отношение сознания к материи, духу к природе есть центральной философской проблемой, основному философскому вопросом. Это подтверждается историей развития всей мировой философии. Поэтому в специальной литературе его нередко называют так называемому основному вопросом философии или берут у кавычки.

Творцы марксизма используют материалистические идеи античной философии, эпохи Возрождения, Нового времени и Фейербаха, но идут значительно дальше. Критикуя Л.Фейербаха за его отрицательное отношение к диалектике Г.Гегеля, они критически переосмысливают ее, возвращают лицам к реальной материальной действительности. Таким образом, материализм становится диалектическим, а диалектика - материалистической. Такое объединение дало свои положительные результаты. В рамках конкретной философской концепции возникшая возможность применить диалектику при анализе не только сознания (как в Г.Гегеля), а и природы, экономических, социальных, политических и других процессов, которые происходят в обществе, процесса познания. Непосредственными результатами такого применения диалектики есть, например, фундаментальная работа К.Маркса "Капитал" (1857-1867 гг.), работа Ф.Энгельса "Диалектика природы", много других. Объединение материализма и диалектики нашло отображение в термин, который среди других используется как название этой философской теории - диалектический материализм.

Принципиально по-новому в марксистской философии решается комплекс вопросов, связанных с жизнью общества. Предыдущая усматривала источник развития общества в идеях, взглядах, теориях, которые существовали в разные исторические эпохи и взыскивали влияние на жизнь людей, определяли политику, мораль, экономику, характер государственного устройства и др. Философия марксизма переносит акцент на экономическую жизнь общества, прежде всего на сферу материального производства. Последовательно проводит мысль, которая в основе общественного развития лежит способ производства материальных благ. Именно способ производства как органическое единство двух компонентов - продуктивных сил и производственных отношений - является тем стержнем, вокруг которого объединяются все другие слогу общественной жизни.

Среди многих видов отношений между людьми (политических, правовых, семейных, моральных и др.) как базовые марксизм выделяет отношения в сфере производства материальных благ. Производственные отношения определяют все другие отношения между людьми и представляют общественный базис. Материальное бытие, экономический базис определяют общественное сознание (мораль, право, идеи, теории и т.п.). Таким образом, здесь впервые за всю историю философии развитие общества рассматривается из материалистических позиций. Прошлое и будущее человечества возникает как последовательный, закономерный процесс изменения экономического устройства общества, развития сначала материального, а уже потом духовной жизни поколений. Вот почему философию марксизма называют также историческим материализмом.

Материализм и диалектика разрешили К.Марксу и Ф Энгельс открыть феномен повторяемости в общественных процессах и тем самым довести, что и общество, а не только природа, развивается по определенным законам, выделить отдельные этапы в его развитии, которые были названы общественно-экономическими формациями, по-новому оценить роль народных масс и отдельных личностей в истории, дать свое понимание причин возникновения и функционирование государства, социальных классов, их борьбы между собой, показать эволюцию семьи и др.

В целом марксизме присущий переоценка роли материального фактора, в частности экономического, в объяснении жизнедеятельности общества. Значение сознания, субъективного фактора постоянно подчеркивалось, но недостаточно учитывалось.

Особое место в философии марксизма занимает проблема человека. Если наибольшие достижения материалистической домарксистской философии в понимании человека, ее назначение в мире сводились к тому, что человек - частица природы, активное, сознательное существо, имеет право на свободу и нуждается в гуманном отношении к себе (французский материализм XVIII ст. и учение Л.Фейербаха), то К.Маркс и Ф.Энгельс человека не только как продукт природы, а и как социальный феномен. Причем акцент делается на ее социальных характеристиках. Основные идеи марксистского учения по этому вопросу изложено в работах Ф.Энгельса "Роль работы в процессе превращения обезьяны в человека" (8/6 г.), "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884 г.), "Тезиса о Фейербахе" К.Маркса (1845 г.) и др. Указывая на двойную (биологическую и социальную) природу человека, марксистская философия сводит ее сущность к социальным чертам и трактует как совокупность всего общественного отношения. Человек возникает здесь как носитель социальной активности, субъект деятельности, творец материальных и духовных ценностей. Это уже не та абстрактная, и безличное существо, которым она выступает в философии Л.Фейербаха, а конкретно-историческая и реальная.

Проблема человека в марксизме органически связана с теоретическим осмыслением такого общественного феномена как отчуждение. Под последним понимается сложное явление, содержанием которого являются преобразования самого процесса человеческой деятельности и ее результатов (произведений, социальных институтов и организаций, денег, духовных ценностей и др.) в силу, которая властвует над человеком, давит на нее, диктует определенные требования, силу, противоположную ее желанием и стремлением. Основоположники марксистской философии пришли к заключению, которое причиной отчуждения является эксплуатация человека человеком, в основе которой лежит частная собственность на средства производства. Они предложили и конкретный путь выхода из ситуации, которая сложилась, - уничтожение частной собственности на средства производства. Это можно осуществить, по их мнению, через утверждение нового типа собственности - собственности всех и каждого вместе с тем на те средства, которыми создаются материальные ценности, собственности, общественной по своему характеру.

Идея уничтожения частной собственности и преодоление отчуждения проходит красной нитью через весь марксизм. Обществом свободной работы, социального равенства, справедливости и гуманизма провозглашается коммунизм. Творениях К.Маркса и Ф.Энгельса коммунизм выступает в двух аспектах: как светлое общество будущего, цель угнетенных и как действительное, реальное движение, которое ослабляет залог отчуждения. Указывается и социальная сила, способная кардинально изменить общественное отношение, обеспечить переход от частной до общественной собственности. Такой силой в учении марксизма выступает рабочий класс, пролетариат.

Сегодня можно сказать, что коммунистический общественный идеал так и не нашел адекватной реализации на практике ни за жизнь основателей марксизма, ни после их смерти, хотя попыток было немало. Теория оказалась бессильной материализоваться в реальном общественном отношении, а те формы, в которых она воплощалась, например в СССР, Болгарии, НДР, Венгрии и других странах, не отвечали ее основным положением. Причины этого нуждаются в специальном анализа.

Одной из характерных особенностей марксистской философии есть ее непосредственная направленность на защиту нужд и интересов пролетариата, К.Маркс писал в 1844 г.: "Подобно до того, как философия находит в тпролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие..." (В действительности эта философская теория имела своей социальной базой не только пролетариат, а и более широкая масса трудящегося люда, который испытывал эксплуатации со стороны буржуазии.) При этом творце марксизма считали, что их философской теории присущий также признака науки, поскольку она, с их точки зрения, объективно, истинно отображает тенденции развития действительности.

Важным шагом в развитии мировой философской мысли постоянная разработка в рамках философии марксизма проблемы практики. В этом учении практика занимает одно из центральных мест и трактуется как материальная предметно-чувствительная, целенаправленная деятельность человека, благодаря которому изменяются естественный и общественный мир, в том числе и самый человек. Высшим уровнем практики К.Маркс и Ф.Энгельс считали революционное изменение общественного отношения. Революционная практика пролетариата и широких народных масс считалась тем рычагом, с помощью которого эта философская теория могла реализоваться.

К.Маркс отмечал в "Тезисах о Фейербахе": "Философы лишь по-разному объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его". По сути вся марксистская философия - это попытка рационально обсудить пути изменения мира на лучший. Этой идее подчиненные все ее слогу - онтология, гносеология, диалектика и др. Она стала духовным оружием в руках тех, кто желал кардинального изменения общественного порядка. Но результаты применения этого оружия оказались трагическими.

Важная характеристика марксистской философии - ее атеизм. В этом учении религия подвергается сокрушительной критике с использованием достижений науки и достояний предыдущей философии, прежде всего французских просветителей XVIII ст. и учение Л.Фейербаха.

Как уже отмечалось, марксизм было создано в Германии. Но постепенно он выходит за ее пределы, распространяется в других странах. Свой взнос в разработку и пропаганду марксистской философии сделала плеяда политических деятелей, ученых, теоретиков, которые жили и создавали в период активной деятельности К.Маркса и Ф.Энгельса или сразу после их смерти. В Германии - это Й.Дицген (1828-1888 гг.), К.Шорлеммер (1834-1892 гг.), А.Бебель (1840-1913 гг.), Ф.Меринг (1846-1919 гг.), в Франции - П.Лафарг (1842-1911 гг.), в Италии - А.Лаброла (1843-1904 гг.), в Болгарии - Д.Благоев (1855-1924 гг.), в России - Г.В.Плеханов (1856- 1918 гг.).

Возникновение и развитие марксистской философии, без сомнения, является качественным прыжком в Исторического процессе. Много сложных проблем бытия человека, общества, природы, развития науки, методологии познания и практики приобрели в ней принципиально новой интерпретации. В рамках самого марксизма появление этого учения рассматривается как революционный переворот в философии. Но неразумной есть как абсолютизация данной философской теории, которая имела место в СССР и других странах социалистического лагеря, так и ее огульная, поверхностная и неконструктивная критика. К марксистской философии нужно подходить, как и к другим философским учениям, взвешено и беспристрастно. В ходе дальнейшего общественного развития одни ее идеи сохранились и развивались, другие подданные критике и возражению. Новые социальные условия нуждаются в новых подходах, новом философском осмыслении. Наверное, лишь история сможет даты этой философии непредубежденную оценку.

Среди последователей учения К.Маркса и Ф.Энгельса особое место принадлежит В.И.Ленину (1870-1924 гг.). Философские идеи марксизма достали в ленинских работах дальнейшее развитие. Рассматривать и оценивать его необходимо, принимая во внимание по меньшей мере две группы факторов. Первая группа связана с социально-экономическим развитием капитализма, в том числе в России в конце XIX - начала XX ст., и духовно-политическими процессами, которые имели место к тому времени в обществе. Вторая - имеет свои корни в науке. Конец XIX - начало XX ст. - это время научных открытий в физике, которые не вписывались в традиционную научную картину мира, противоречили принципам классической механики, на началах которой эта картина базировалась, и нуждались в новом философском видении. Речь идет прежде всего об открытии радиоактивности и электрона. Если благодаря открытию была отброшена идея неизменности химических элементов, то открытие электрона показало, что атомы имеют сложную структуру и не является, как это считалось, начиная из античности, неделимыми и частицами, из которых составляется материальный мир. Такие открытия не могли остаться без внимания философов.

Ленин старается максимально использовать философию марксизма для создания теории борьбы рабочего класса. Так, диалектика интересует его в двух аспектах: как философский метод, который адекватно отвечает материалистической философии, и как метод, который может и должен использоваться в политической деятельности, практике борьбы с царизмом, при осуществлении социалистической революции и решении задач социалистического строительства. Раздумья по поводу диалектики в наиболее сконцентрированном виде нашли воплощение в работе В.И.Ленина "Философские тетради".

Содержанием диалектики для В.И.Ленина есть развитие, которое обнаруживает себя через взаимосвязи, взаимодействие, явлений и процессов действительности. Согласно его учению, диалектика оказывается в двух формах: объективной и субъективной. Под объективной диалектикой понимается развитие действительности, окружающего мира в том виде, как он происходит сам по себе, независимо от влияния людей, т.е. объективно. Субъективная диалектика - это отображение, воспроизведение реального процесса развития (объективной диалектики) в сознании людей, это, в сущности, знание об этом развитии. Фиксируются они и функционируют в человеческом мышлении в виде системы принципов, законов.

Развитие выступает предметом субъективной диалектики. Ленин называет диалектику теорией развития, наиполнейшим и все посторонним знаниям о нем.

Видное место в ленинском философском наследстве занимают вопрос теории познания. В своей основной философской работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1908 г.) он делает ряд принципиальных выводов гносеологического характера. Обосновывается идею, которая в основе материи лежит такое свойство как отображение. Отображение - это атрибут материи, одна из ее существенных характеристик. В зависимости от уровня организации, развития материальных систем изменяется и его специфика. В у случае можно различать отображение на равные безжизненной, живой природы и на уровне сознания, общества. Познание мира, за В.И.Лениным, - это тоже процесс отображения, воспроизведение свойств объекта познания в сознании человека. Поэтому отображение - восходящий, фундаментальный принцип теории познания, ее стержень, ядро.

С другой стороны, В.Ленин трактует познание как сложный, противоречивый процесс, который функционирует по законам диалектики. Диалектическими есть и процесс познания, и его результат - знание, которое с определенной мерой истинности или ошибочности отображает реальную действительность. Ленин формулирует принцип единства диалектики, теории познания и логики и проводит мысль, которая диалектика есть вместе с тем теорией познания и логикой.

На богатом природоведческом материале В.И.Ленин показывает внутренняя взаимосвязь философии и конкретных наук.

Специфическое место в кругу проблем, которые нашли свою разработку в ленинских роботах, принадлежит проблеме материи. Напомним, что материя - одно из центральных понятий марксистской философии. Но ни К.Маркс, ни Ф.Энгельс четкого определения этого понятия не дали. По мнению Ленина, определяющими характеристиками материи есть ее объективность и способность отображаться. С другой стороны, В.И.Ленин старается разобраться, какую роль в жизни отдельных индивидов и общества в целом сыграет сознание, субъективный фактор. В связи с созданием В.И.Лениным политической партии, целью которой было свержение царизма в России, проблема сознания в его роботах приобретает специфическую окраску, она выступает прежде всего как проблема взаимосвязи общественной психологии и идеологии. Внимание акцентируется на необходимости активного внесения идеологии в стихийное революционное движение трудящихся. После смерти В.И.Ленина коммунистической идеологии в СССР отводилось чрезвычайно большое внимание, она стала официальной государственной идеологией и имела тотальный, всеобщий характер, не допускалось никаких отклонений от ее положений.

В ленинских роботах чрезвычайно большое внимание отводится вопросом функционирования общества и практики революционных. Подчеркивая решающую роль трудящихся масс в истории, движущую силу общественного развития, вслед за К.Марксом и Ф.Энгельсом, видит в классовой борьбе. Путь практического преодоления эксплуатации пролетариата - социалистическая революция и диктатура пролетариата. Осуществляет ее прежде всего рабочий класс при поддержке широких трудящихся масс. В работе "Большой почин" (1919 г.) В.И.Ленин дает определение классов, подчеркивает, что отношение больших групп людей к средствам производства является определяющим признаком классов. В других роботах выделяются и анализируются конкретные формы классовой борьбы (политическая, экономическая, идеологическая).

Среди широкого круга вопросов общественного развития, которыми интересовался и которые исследовал В.И.Ленин, особое место принадлежит теории социалистической революции. Он делает вывод, который капитализм из конца XIX ст. вступает в очередной этап своего развития - империализм, который объективно создает условия для социалистической революции. Революция как качественный прыжок, который обеспечивает переход общества на принципиально новую степень своего развития и предусматривает кардинальное изменение форм и характера собственности на средства производства, социальной, политической и духовной жизни общества. Октябрьская социалистическая революция 1917 г. в России готовилась и осуществлялась согласно ленинской теории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.