КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования
Билет № 7 Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя). Охарактеризуем транспортную систему ФРГ и Пакистана. Начнём с ФРГ: На всей территории страны очень густая транспортная сеть; развиты все виды транспорта: а) автомобильный преобладает (около 84.2 % в общем грузообороте; густота сети дорог с твёрдым покрытием - более 110 км на 100 кв. км территории; б) железнодорожный (около 9 % в общем грузообороте); в) воздушный (около 6.8 % в общем грузообороте); г) речной: получил развитие в основном во внутрирайонных перевозках на реках: Рейн, Эльба, Дунай; д) морской: крупнейший порт с грузооборотом от 20 до 90 млн. тонн - Гамбург на Северном море; е) трубопроводный (передача нефти и газа). Наибольшее развитие получил автомобильный вид транспорта. Теперь рассмотрим транспорт Пакистана: Транспортная сеть редкая и размещена неравномерно; она имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории англичанами, которые предпочитали вывозить сырьё из страны, не развивая транспортной сеть, а осваивая только прибрежные районы. Преобладают 4 вида транспорта (перечисление по нисходящей): а) морской: крупнейший порт - Карачи в Аравийском море; б) речной: главная артерия - Инд; в) железнодорожный; г) газопроводный. Последние развиты в меньшей степени. Большое значение и распространение имеет гужевой транспорт (лошади, мулы), особенно вдали от прибрежных районов. Сходство транспорта ФРГ и Пакистана - в хорошем развитии морского вида, однако, его значение внутри самих стран различно; широко используется речной транспорт в обоих государствах. Главные различия связаны с более низким уровнем экономического развития Пакистана, о чём свидетельствует слабое развитие железнодорожного, автомобильного и, особенно, воздушного транспортов. Сравнение транспортных систем государств в 3-ем вопросе данного билета наиболее представительно рассматривать на примерах развитых и развивающихся стран разных регионов. 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования. 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды. 3. Характеристика по картам ЭГП (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя). Земельные ресурсы - вид природных ресурсов; эта твёрдая опора, та физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство). Это в большей степени территориальные ресурсы. Их на Земле столько, сколько и суши, что составляет 29 % или 13.4 млрд. га земной поверхности. Однако, лишь 30 % земельного фонда мира - это сельскохозяйственные угодья, а остальное - это горы, районы вечной мерзлоты, пустыни, ледники, болота, непроходимые джунгли, таёжные леса. Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн. кв. км) и зарубежная Азия (27.7 млн. кв. км), а самым маленьким - зарубежная Европа (5.1 млн. кв. км) и Австралия с Океанией (8.5 млн. кв. км). Но если рассмотреть обеспеченность регионов земельными ресурсами из расчёта на душу населения, то результат будет противоположным: на каждого жителя малонаселённой Австралии приходится по 37 га земли, а на жителя зарубежной Азии - только по 1.1 га, приблизительно столько же и в зарубежной Европе. В земельном фонде выделяются: - сельскохозяйственные: обрабатываемые - пашня, сады, засеянные луга, естественные луга и пастбища; - лесные земли; - земли, занятые под населёнными пунктами, промышленностью, транспортом; - малопродуктивные и непродуктивные земли. Основные массивы пахотных земель в мире сосредоточены в Западной и Восточной Европе, в Южной Сибири, в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Северной Америке. Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель: США, Индия, Россия, Китай, Канада. Пастбища, под которые используются 23 % земли, преобладают в Австралии, странах Центральной Азии, части стран Северной Африки, на юге Южной Америки и западе США. Проблемы использования земельных ресурсов: Происходит деградация сельскохозяйственных земель, в конечном итоге наблюдается сокращение обрабатываемых площадей, вследствие следующих факторов: а) процесс опустынивания: в районе пустыни Сахары, в Юго-Западной Азии, в Северной и Южной Америке из-за «перегрузки» полей сельскохозяйственными культурами и неправильной их обработки, вырубки лесов, перевыпаса скота; б) рост поселений людей и развития индустрии; в) нарушение почвенного покрова в результате открытой добычи полезных ископаемых (образование карьеров, отвалов и т.п.); г) изымание земель под создание водохранилищ; д) эрозия почв, возникающая в результате неправильной обработки сельскохозяйственных земель. Пути решения проблем: 1) вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель ещё неиспользованных (горные склоны, балки и т.д.); 2) расширение обрабатываемых земель за счёт моря (Нидерланды - 40 % территории отвоёвано у моря); 3) контроль за увеличением площади городов (повышение этажности зданий, расширение подземных сооружений); 4) повышение плодородия почвы и увеличение продуктивности сельского хозяйства; 5) химический синтез пищевых продуктов, промышленного культивирования микроорганизмов (биотехнологии). Страны мира предпринимают усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. Их действия координируются специализированными органами ООН - ЮНЕСКО, ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути её решения. Проблемы охраны окружающей среды. Топливно-энергетическая промышленность представляет собой комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливно-энергетического сырья, его транспортировкой. В её составе: 1) топливная промышленность: угольная, газовая, нефтяная, торфяная, сланцевая, уранодобывающая; 2) электроэнергетика: АЭС, ГЭС, ТЭС, электростанции, использование энергии солнца, ветра, приливов и отливов, энергию внутреннего тепла Земли; 3) линии электропередач, нефте- и газопроводы. В условиях НТР роль топливно-энергетической промышленности возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации производств, обуславливающих интенсивный рост потребления энергии. Топливно-энергетическая промышленность прошла в своём развитии несколько этапов: 1) угольный (до середины XX века); 2) нефтяной (до 1960 г.); 3) газовый (до 1980 г.); 4) переходный от использования минерального топлива к возобновимым и неисчерпаемым энергоресурсам: энергия солнца, ветра и т.п.(современный этап). Особенности размещения топливно-энергетическая промышленности: 1) нефтяная: большая часть ресурсов нефти приходится на развивающиеся страны (более 4/5 запасов и около 1/2 добычи мира). Ведущее место по добыче нефти занимают: Россия, США, Саудовская Аравия, Мексика, Китай, Ирак, Иран, ОАЭ и др. Основные экспортёры нефти: страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Ирак), Карибский район (Венесуэла), Северная и Западная Африка (Тунис, Камерун), Россия. Основные районы ввоза нефти: США, Западная и Восточная Европа, Япония. В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами её потребления. 2) газовая: Ведущее место по добыче занимают: Россия, США, Канада, Нидерланды, Саудовская Аравия, Алжир, Индонезия, Великобритания. Основные экспортёры газа: Россия, Канада, Алжир, Иран, Индонезия. Основные импортёры газа: США, Западная и Восточная Европа, Япония. 3) угольная: По добыче угля лидируют: Китай, США, Россия, Великобритания, Австралия, Польша (в основном - в экономически развитых странах). Основные экспортёры совпадают с основными районами добычи. Основные импортёры: Европа и Япония. 4) электроэнергетика: В структуре производства электрической энергии преобладают ТЭС (63 % всей выработки), затем ГЭС (20 %) и АЭС (17 %). Большое количество ТЭС находится в России, США, Великобритании, Польше. Обычно ТЭС тяготеют либо к угольным бассейнам, либо к районам потребления энергии. ГЭС - в России, Канаде, США, Норвегии и др. Размещены в основном в развитых странах, но большая перспектива - у развивающихся. АЭС - в США, Франции, Японии, ФРГ, России (в большинстве - в экономически развитых странах). Использование альтернативных источников энергии: - гелиостанции: в США, Франции; - геотермальные: в США, Италии, на Филиппинах; - приливные: во Франции, Канаде, России, КНР; - ветровые: в США, Дании. Страны, выделяющиеся преобладающим количеством производимой электроэнергии: США, Россия, Япония, ФРГ, Канада. Топливно-энергетическая промышленность и окружающая среда: 1) нарушение почвенного покрова при добыче полезных ископаемых; 2) загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами; 3) выбросы вредных веществ тепловой энергетикой в окружающую среду, что изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод; 4) при строительстве ГЭС изменяется микроклимат территории, затопляются под водохранилища земли и т.п.; 5) АЭС вызывают проблемы захоронения радиоактивных отходов и глобальные масштабы загрязнения при авариях на них (Чернобыль). Энергетические проблемы: 1) истощение запасов нефти, газа, угля; 2) возрастание цены на мировом рынке на нефть; 3) загрязнение окружающей среды. Пути решения проблем: 1) уменьшение доли органических природных ресурсов (нефти, газа, угля), увеличение доли атомной энергетики и альтернативных источников энергии; 2) экономия сырья и топлива; 3) вовлечение в эксплуатацию новых месторождений; 4) создание очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |