Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования




Билет № 7

Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).

Охарактеризуем транспортную систему ФРГ и Пакистана.

Начнём с ФРГ:

На всей территории страны очень густая транспортная сеть; развиты все виды транспорта:

а) автомобильный преобладает (около 84.2 % в общем грузообороте; густота сети дорог с твёрдым покрытием - более 110 км на 100 кв. км территории;

б) железнодорожный (около 9 % в общем грузообороте);

в) воздушный (около 6.8 % в общем грузообороте);

г) речной: получил развитие в основном во внутрирайонных перевозках на реках: Рейн, Эльба, Дунай;

д) морской: крупнейший порт с грузооборотом от 20 до 90 млн. тонн - Гамбург на Северном море;

е) трубопроводный (передача нефти и газа).

Наибольшее развитие получил автомобильный вид транспорта.

Теперь рассмотрим транспорт Пакистана:

Транспортная сеть редкая и размещена неравномерно; она имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории англичанами, которые предпочитали вывозить сырьё из страны, не развивая транспортной сеть, а осваивая только прибрежные районы.

Преобладают 4 вида транспорта (перечисление по нисходящей):

а) морской: крупнейший порт - Карачи в Аравийском море;

б) речной: главная артерия - Инд;

в) железнодорожный;

г) газопроводный.

Последние развиты в меньшей степени.

Большое значение и распространение имеет гужевой транспорт (лошади, мулы), особенно вдали от прибрежных районов.

Сходство транспорта ФРГ и Пакистана - в хорошем развитии морского вида, однако, его значение внутри самих стран различно; широко используется речной транспорт в обоих государствах.

Главные различия связаны с более низким уровнем экономического развития Пакистана, о чём свидетельствует слабое развитие железнодорожного, автомобильного и, особенно, воздушного транспортов.

Сравнение транспортных систем государств в 3-ем вопросе данного билета наиболее представительно рассматривать на примерах развитых и развивающихся стран разных регионов.

1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.

2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

3. Характеристика по картам ЭГП (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).

Земельные ресурсы - вид природных ресурсов; эта твёрдая опора, та физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство).

Это в большей степени территориальные ресурсы. Их на Земле столько, сколько и суши, что составляет 29 % или 13.4 млрд. га земной поверхности. Однако, лишь 30 % земельного фонда мира - это сельскохозяйственные угодья, а остальное - это горы, районы вечной мерзлоты, пустыни, ледники, болота, непроходимые джунгли, таёжные леса.

Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн. кв. км) и зарубежная Азия (27.7 млн. кв. км), а самым маленьким - зарубежная Европа (5.1 млн. кв. км) и Австралия с Океанией (8.5 млн. кв. км).

Но если рассмотреть обеспеченность регионов земельными ресурсами из расчёта на душу населения, то результат будет противоположным: на каждого жителя малонаселённой Австралии приходится по 37 га земли, а на жителя зарубежной Азии - только по 1.1 га, приблизительно столько же и в зарубежной Европе.

В земельном фонде выделяются:

- сельскохозяйственные: обрабатываемые - пашня, сады, засеянные луга, естественные луга и пастбища;

- лесные земли;

- земли, занятые под населёнными пунктами, промышленностью, транспортом;

- малопродуктивные и непродуктивные земли.

Основные массивы пахотных земель в мире сосредоточены в Западной и Восточной Европе, в Южной Сибири, в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Северной Америке.

Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель: США, Индия, Россия, Китай, Канада.

Пастбища, под которые используются 23 % земли, преобладают в Австралии, странах Центральной Азии, части стран Северной Африки, на юге Южной Америки и западе США.

Проблемы использования земельных ресурсов:

Происходит деградация сельскохозяйственных земель, в конечном итоге наблюдается сокращение обрабатываемых площадей, вследствие следующих факторов:

а) процесс опустынивания: в районе пустыни Сахары, в Юго-Западной Азии, в Северной и Южной Америке из-за «перегрузки» полей сельскохозяйственными культурами и неправильной их обработки, вырубки лесов, перевыпаса скота;

б) рост поселений людей и развития индустрии;

в) нарушение почвенного покрова в результате открытой добычи полезных ископаемых (образование карьеров, отвалов и т.п.);

г) изымание земель под создание водохранилищ;

д) эрозия почв, возникающая в результате неправильной обработки сельскохозяйственных земель.

Пути решения проблем:

1) вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель ещё неиспользованных (горные склоны, балки и т.д.);

2) расширение обрабатываемых земель за счёт моря (Нидерланды - 40 % территории отвоёвано у моря);

3) контроль за увеличением площади городов (повышение этажности зданий, расширение подземных сооружений);

4) повышение плодородия почвы и увеличение продуктивности сельского хозяйства;

5) химический синтез пищевых продуктов, промышленного культивирования микроорганизмов (биотехнологии).

Страны мира предпринимают усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. Их действия координируются специализированными органами ООН - ЮНЕСКО, ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН).

2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути её решения. Проблемы охраны окружающей среды.

Топливно-энергетическая промышленность представляет собой комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливно-энергетического сырья, его транспортировкой.

В её составе:

1) топливная промышленность: угольная, газовая, нефтяная, торфяная, сланцевая, уранодобывающая;

2) электроэнергетика: АЭС, ГЭС, ТЭС, электростанции, использование энергии солнца, ветра, приливов и отливов, энергию внутреннего тепла Земли;

3) линии электропередач, нефте- и газопроводы.

В условиях НТР роль топливно-энергетической промышленности возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации производств, обуславливающих интенсивный рост потребления энергии.

Топливно-энергетическая промышленность прошла в своём развитии несколько этапов:

1) угольный (до середины XX века);

2) нефтяной (до 1960 г.);

3) газовый (до 1980 г.);

4) переходный от использования минерального топлива к возобновимым и неисчерпаемым энергоресурсам: энергия солнца, ветра и т.п.(современный этап).

Особенности размещения топливно-энергетическая промышленности:

1) нефтяная: большая часть ресурсов нефти приходится на развивающиеся страны (более 4/5 запасов и около 1/2 добычи мира).

Ведущее место по добыче нефти занимают: Россия, США, Саудовская Аравия, Мексика, Китай, Ирак, Иран, ОАЭ и др.

Основные экспортёры нефти: страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Ирак), Карибский район (Венесуэла), Северная и Западная Африка (Тунис, Камерун), Россия.

Основные районы ввоза нефти: США, Западная и Восточная Европа, Япония.

В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами её потребления.

2) газовая:

Ведущее место по добыче занимают: Россия, США, Канада, Нидерланды, Саудовская Аравия, Алжир, Индонезия, Великобритания.

Основные экспортёры газа: Россия, Канада, Алжир, Иран, Индонезия.

Основные импортёры газа: США, Западная и Восточная Европа, Япония.

3) угольная:

По добыче угля лидируют: Китай, США, Россия, Великобритания, Австралия, Польша (в основном - в экономически развитых странах).

Основные экспортёры совпадают с основными районами добычи.

Основные импортёры: Европа и Япония.

4) электроэнергетика:

В структуре производства электрической энергии преобладают ТЭС (63 % всей выработки), затем ГЭС (20 %) и АЭС (17 %).

Большое количество ТЭС находится в России, США, Великобритании, Польше.

Обычно ТЭС тяготеют либо к угольным бассейнам, либо к районам потребления энергии.

ГЭС - в России, Канаде, США, Норвегии и др. Размещены в основном в развитых странах, но большая перспектива - у развивающихся.

АЭС - в США, Франции, Японии, ФРГ, России (в большинстве - в экономически развитых странах).

Использование альтернативных источников энергии:

- гелиостанции: в США, Франции;

- геотермальные: в США, Италии, на Филиппинах;

- приливные: во Франции, Канаде, России, КНР;

- ветровые: в США, Дании.

Страны, выделяющиеся преобладающим количеством производимой электроэнергии: США, Россия, Япония, ФРГ, Канада.

Топливно-энергетическая промышленность и окружающая среда:

1) нарушение почвенного покрова при добыче полезных ископаемых;

2) загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами;

3) выбросы вредных веществ тепловой энергетикой в окружающую среду, что изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод;

4) при строительстве ГЭС изменяется микроклимат территории, затопляются под водохранилища земли и т.п.;

5) АЭС вызывают проблемы захоронения радиоактивных отходов и глобальные масштабы загрязнения при авариях на них (Чернобыль).

Энергетические проблемы:

1) истощение запасов нефти, газа, угля;

2) возрастание цены на мировом рынке на нефть;

3) загрязнение окружающей среды.

Пути решения проблем:

1) уменьшение доли органических природных ресурсов (нефти, газа, угля), увеличение доли атомной энергетики и альтернативных источников энергии;

2) экономия сырья и топлива;

3) вовлечение в эксплуатацию новых месторождений;

4) создание очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.