Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы образования в российском обществе




Образование как социальный институт.

Семья как социальный институт и малая социальная группа.

 

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) Физиологические и сексуальные потребности; 2) Потребности в безопасности своего существования; 3) Социальные потребности в общении;4) Престижные потребности в признании; 5) Духовные потребности в самореализации;Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а так же семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов. 1. Репродуктивная функция семьи Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. 2. Социально-биологическая функция семьи В итоге естественно-биологические потребности человека вудовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это формируется в социально-биологическую функцию семьи. 3. Функция социализации личности Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. 4. Экзистенциальная функция Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется вэкстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. 5. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция Суть этой функции с общественной точки зрения заключается вподдержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. 6. Социально-статусная функция Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи. 7. Рекреативная функция Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительноевлияние семьи на здоровье супругов. 8. Досуговая функция

Она осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

9. Воспитательная функция В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый аспект — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. 10. Коммуникативная функция Можно назвать следующие компоненты этой функции:посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовойинформации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой иискусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. 11. Сексуальная функция Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов. 29) Гражданское общество и государство.

Может ли существовать общество без государства? Есть ли раз­ница между понятиями «общество» и «гражданское общество»? Должно ли государство отвечать за все, что делается в обществе?

Возникновение государства связано с появ­лением специальных групп людей, которые осуществляют управле­ние обществом. В наше время этих людей называют государствен­ными чиновниками. Они выполняют свои управленческие функ­ции, находясь на государственной службе в различных звеньях государственного аппарата: в министерствах и ведомствах, в армии, органах охраны общественного порядка и государственной безо­пасности. Органы исполнительной власти выполняют законы, при­нятые законодательным органом — парламентом, а судебные орга­ны осуществляют правосудие на основе существующих законов. Вы, вероятно, обратили внимание на то, что с возникновением государства власть отделяется от народа, т. е. как бы существует от­дельно от общества, возвышаясь над ним. Возможно, у вас воз­никли вопросы: следует ли государственную власть рассматривать как часть общества, или она существует «вне» общества? Может ли жизнь общества происходить без участия государства?

Что такое гражданское общество? Коротко ответить на этот вопрос можно так: это та часть общества и те сферы его жиз­недеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмеша­тельства органов государственной власти.

Конечно же, если вы обратитесь к характеристике общества в целом, то, вероятно, вспомните, что государство — это важ­нейший элемент политической сферы жизни общества, а поли­тическая сфера — это часть общества, наряду со сферами эконо­мической, социальной, а также сферой духовной культуры. Зна­чит, если мы говорим о человеческом обществе, то в его сложной структуре государство — важный элемент, существенная его часть. А для обозначения обширной части общества тех сфер, которые существуют относительно самостоятельно, в ко­торых складываются негосударственные отношения и действу­ют негосударственные организации, используется условное на­звание «гражданское общество».

Граждане любого государства имеют ряд общих интересов. Например, все они заинтересованы в надежной охране границ своей страны, в защите своих прав и свобод. Эти общие инте­ресы призваны защищать государство. Но у каждого свободного гражданина есть и частные интересы. Поскольку свобода граж­данина опирается на его собственность, то его частные интере­сы во многом связаны с его частной собственностью. Они бес­конечно многообразны. Один озабочен обустройством дачного участка, другой — судьбой своего денежного вклада в коммерче­ском банке, третий — возможностью пополнения своей коллек­ции марок, четвертый — желанием открыть в своем микрорайо­не летнее кафе и т. д.

Каждый из частных интересов легче реализовать, объединив­шись с другими людьми, имеющими такой же интерес. Чтобы решить проблемы водоснабжения дачи, ее охраны и т. п., чело­век вступает в данный кооператив. Обеспокоенный судьбой бан­ковского вклада, он объединяется с другими вкладчиками в об­щество защиты своих прав. Коллекционер нуждается в постоянных связях с другими коллекционерами, и они создают, например, общество филателистов. Желающий открыть кафе, но не распо­лагающий достаточными средствами, ищет партнеров, готовых создать совместное предприятие, и т. д.

В каждом случае люди рассчитывают на взаимодействие, вза­имопомощь, взаимоподдержку. Для решения своих проблем они нуждаются друг в друге. Заметим, что все эти объединения воз­никают не по распоряжению государства, а по желанию самих объединяющихся в них, участие в этих общественных организа­циях добровольное. Их члены имеют равные права.

Такие организации не только обеспечивают взаимопомощь своих членов, но и взаимоподдержку в защите интересов перед государством. В тех случаях, когда действия государственных ор­ганов или государственных чиновников ущемляют права членов общественной группы, или тогда, когда данная группа хочет до­биться от государства более благоприятных условий своей жиз­недеятельности, общественное объединение защищает интересы группы. Гражданин оказывается не в одиночестве перед лицом государственной власти, а под защитой объединения, которое занимает промежуточное положение между ним и государством.

Таким образом, в гражданском обществе возникают много­численные и разнообразные объединения, общественные орга­низации: в экономической сфере — союзы предпринимателей, фермеров, крестьянские союзы и кооперативы, рабочие профсо­юзы, ассоциации банкиров и т.д.; в социальной сфере — семья, общества защиты прав потребителей, объединения защиты ок­ружающей среды, страховые фонды, молодежные, женские, дет­ские организации, общества ветеранов труда и войны, спор­тивные общества, благотворительные фонды и т. п.; в сфере духовной культуры — союзы деятелей культуры (писателей, ком­позиторов, кинематографистов, художников), педагогические общества, общества культурных связей с зарубежными странами, академические сообщества ученых, религиозные объединения и т. п. Защиту прав и интересов граждан перед лицом государства берут на себя также различные правозащитные организа­ции, союз солдатских матерей, негосударственные средства массовой информации, политические движения и негосударст­венные политические организации, возникающие по почину граждан на добровольной основе.

Итак, гражданское общество — это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объеди­нений), выражающих разнообразные интересы и потребности чле­нов общества.

Если человеческое общество возникло одновременно с чело­веком, то гражданское общество образовалось лишь за послед­ние два столетия. Его становление связано с развитием много­образных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократиче­ских порядков, прав и свобод человека и гражданина, с призна­нием ценности свободной и ответственной личности.

Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

 

 

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой “является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития”.

В современной социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием. Термин “формальное образование” подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе; б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей. Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина “неформальное образование”, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.

Функции института образования:

1. Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и самая существенная из них. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.).

2. Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни.

3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям.

4. Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, проводимых в стенах вузов. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вносит существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью, характерных для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает заметное воздействие на процесс социальных изменений в силу тесной связи ее с экономикой, наукой и культурой. Примечательной чертой школьного образования в нашей стране в последние годы становятся инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность образования.

 

 

Вхождение системы образования России в третье тысячелетие ознаменовано принятием трех программ: "Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы", "Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". Принятие названных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования
В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.
Изменилось содержание образования. Сокращены часы по предметам гуманитарного цикла, таких как русский язык, русская литература, история. Вместо основ наук все более изучаются их прикладные направления. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного типа. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая молодому человеку приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия для его духовного, а значит, личностного роста.
Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Другого пути нет. Невозможно искусственно создать основания, позволяющие исправить присущую человеку от рождения поврежденность первородным грехом, возвысить жизнь человеческую до Божественной высоты, включить все познавательные силы человека, а не только его ум, освободить от власти эгоистических устремлений. Приобщение детей всех национальностей к мировой православной культуре позволит им освоить культурные богатства цивилизованного мира, облегчит процесс социализации в нашем обществе, жизнь которого определяется тысячелетней православной традицией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.