Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения в законе об охране ОПС




Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.

Экологическая ответственность в целостной структуре личности выполняет важнейшую функцию, которая связана с регулированием сложных и неоднозначных отношений человека с окружающей его социоприродной средой. В педагогической литературе это интегративное нравственно-экологическое качество рассматривается как основная задача экологического образования и воспитания. Технология формирования общественного экологического сознания в единой образовательной системе включает в себя следующие основные звенья:

♦ обеспечение населения широкой и полной информацией об экологической ситуации на глобальном и региональном уровнях;

♦ формирование у населения интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам и как результат осознание ими необходимости заблаговременного решения этих проблем;

♦ развитие социально ориентированных мотивов отношения личности к природе;

♦ раскрытие особенностей функционирования природных комплексов разных таксономических рангов;
♦ формирование у населения экологических знаний, соответствующих умений и навыков, обобщенных принципов и моделей поведения в природной среде и в производственной деятельности;

♦ участие населения в непосредственной работе по охране окружающей среды;

♦ побуждение к анализу характера взаимодействия человека и общества с окружающей средой, контролю и оценке результатов собственной производственной деятельности с точки зрения экологической перспективы;

♦ изучение нормативных аспектов, включающих систему моральных и правовых принципов, норм, предписаний и запретов экологического характера.

Очевидно, что экологическая ответственность как интегративное качество формируется в определенной логической системе и последовательности. Каждая новая ступень становления и развития экологической ответственности есть новый синтез, представляющий собой обобщение знаний, взглядов и убеждений, умений и навыков, практического опыта, ценностных ориентации.


Государство обеспечивает рацио­нализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного зако­нодательства и контроля за его соблюдением.

Природоохранительное законодательство — это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, ин­струкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, ра­ционализации природопользования, сохранения здоровья насе­ления.

Для обеспечения возможности практической реализации при­нятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреп­лены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться и т. д.

Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая схема достижения совпадения интересов об­щества и отдельных природопользователей через лимиты, плате­жи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д.

Объектами природоохранительного законодательства являют­ся как природная среда в целом, так и ее отдельные естествен­ные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воз­дух и т. д.), а также международное право.

В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около двух сотен юриди­ческих документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружаю­щей природной среды», принятый в 1991 г.

Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окру­жающей природной среды, на участие в экологических объеди­нениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и ме­рах по ее защите.

Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды.

Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установ­ления ответственности за экологические правонарушения, вы­шеназванный закон формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провоз­глашает принципы международного сотрудничества в этой об­ласти и т. д.

Необходимо отметить, что Природоохранительное законода­тельство, хотя и является довольно обширным и разносторон­ним, на практике действует еще недостаточно эффективно. При­чин этому много, но одной из важнейших является несоответ­ствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низ­кие ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда (не путайте с фактической зарплатой, получаемой работником, которая всегда значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превы­шают одного - двух реальных месячных окладов этих должност­ных лиц, так как речь идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых граждан штраф не превы­шает десятикратного размера минимальной оплаты труда.

Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущер­ба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невоз­можно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.

Обычно за год по всей стране рассматривается не более двух де­сятков дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, по­влекшее тяжелые последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.

Другими причинами слабого регулирующего действия природоохранительного законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий техническими средствами для эф­фективной очистки сточных вод и загрязненных газов, а про­веряющих организаций — приборами для контроля за загрязне­нием окружающей среды.

Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эф­фективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каж­дый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием материаль­но возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в до­статочно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.