Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика социологического и культурологического подходов к исследованию науки




Основные характеристики современной, постнеклассической науки.

Глобальные научные революции и типы рациональности.

Понятие и функции научной революции.

Рузавин, страница 200.

Динамика развития научного знания связана с поэтапным переходом от мифа к логосу, от логоса к преднауке и т.д.

В современной философии можно выделить 2 научных направления:

1)эволюционная эпистемология – изучает генезис и этапы научного познания, пытаясь тем самым сконструировать единую модель эволюции науки, как в живой и неживой природе.

2)Постпозитивизм.. наука представляет собойчастный случай общих эволюционных процессов и подчиняется законам и закономерностям.

В отечественной науке изучением динамики развития научного знания занимаются: Степин, Розов, Горохов, лекторский и др.

Методологические преимы познания:

1) Концепция пришельца

2) концепция побочных результатов

3) концепция движения с пересадками

Классификация традиций:

1) По способу существования:

- вербализованная (находит отражение в языке)

- невербализованная (не находит отражение в языке)

2) По сфере применения:

- общие научные традиции

- специальные научные традиции

Приращение научного знания связано с функционированием научной традиции.

 

Рузавин, страница 200, Кохановский, стр. 241.

1) 17 век: возникновение новой Европейской классической науки, формирование нового типа научной рациональности. Изменила понятие разум, смогла очертить границы и показать статус научного знания.

2) к. 19 – до сер. 20 в.: переход от классической науки к дисциплинарно-ориентированной науке. Этот тип научной революции привел к пониманию следующих положений:

- ученые изучают не объект непосредственно, а данные различных приборов, которые отражают бытие объекта.

- истина зависит от субъекта познания

- бытие сложно и в полной мере познать его проблематично.

3) последняя треть 20 века: постнеклассическая наука - связана с появлением нового типа рациональности. Космология, сенергетика, макросистемы.

Произошло изменение норм, правил, подходов так как они стали малоэффективны для новых наук.

 

Кохановский, стр. 253.

1) Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития систем любой природы. Представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, хаосогенного, неустойчивого, неопределенного.

2) Укрепление парадигмы целостности – осознание глобального всестороннего взгляда на мир.

- человек не вне объекта изучения, а внутри его, всего лишь его часть.

- природа - целостный живой организм

- закономерность объединения естественных наук, сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства.

- выход наук за пределы классической культуры Запада, обращение к традициям восточного мышления и его методам.

3) Укрепление и все более широкое применение идеи коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого – глобальный эволюционизм.

4) Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития (историзация, диалектизация науки). Идея конструктивной роли времени Пригожина.

5) Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

6) Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

7) Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

8) Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.

9) методологический плюрализм – осознание ограниченности, односторонности любой методологии - в том числе рационалистической.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.