Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы лидеров




По Веберу. В зависимости от способа легитимации власти:

1. Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.

2. Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

3. Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера:

1. Знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.

2. Служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.

3. Торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её.

4. Пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.

 

 

53. Политические процессы и явления.

Политический процесс определяется как “смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени” (М.В. Ильин). Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий.

Основные виды политических процессов:

формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и т действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

 

54. Политический режим. Типология политических режимов.

Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности.

В зависимости от соотношения принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, выделяют три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм – это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых.

Признаки тоталитаризма 1. Единственная массовая партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия на средства массовой информации 4. террористический контроль со стороны политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, операющегося на властвующую партию.

Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности – они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции подавляет основные гражданские права.

Демократия - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима: Суверенитет народа, Периодическая выборность основных органов государства, Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Равенство прав граждан на участие в управлении государством.

 

55. Тоталитарный политический режим.

 

Тоталитаризм это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых.

Признаки тоталитаризма 1.Единственная массовая партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия на средства массовой информации 4.террористический контроль со стороны политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, операющегося на властвующую партию.

Признаки тоталитаризма:

— тотальный государственный контроль над обществом;

— всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

—система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством.

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

— ставка на свою рассу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

 

 

56. Авторитарный политический режим.

 

Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности – они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции. Автократия от греч. (autokrateia) – самодержавие самовластие т.е. неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения к принятию решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

 

 

57. Либеральный политический режим.

Либеральная. основные представители – Диссон, Локк, Монтескье. Отстаивание прав аристократии. Основные черты:

1.отождествление народа как субъекта власти только собственниками. Недостаток – социальноклассовая ограниченность реальных моделей, построенных на этой теории.

2.признаки приоритета прав индивида над правами гос-ва. Недостатки – игнорир коллективной природы чео-ка, стимулирование эгоцентризма.

3.понимание свободы как право быть огражд от гос-ва и других людей. Недост – декларативность Д-ии в реальности углубление соц противоречий и классовых различий

4.парламентаризм. преобладание представительских форм участия в управлении. Нестатки – слабая лигитимация власти, отрыв политич элиты от народы.

5.ограничение компетенции гос-ва функций охраны общественного порядка.(протекционизм)

6.разделение властей, создание систем сдерживания противовесов между разл ветвями власти.

7.ограничение власти большинства над меньшинством.

 

 

58. Демократический политический режим.

 

Демократия – самый сложный тип политического режима. Demos – народ и kratos – власть. С гр. - власть народа. Современные демократии, а они существуют примерно в 35 странах, обладают рядом общих характеристик. К ним относят 1. Общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. 2. Конкурирующая политика. Главным при демократии является честная и всеобъемлющая конкуренция / соревновательные выборы / и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение; 3. Политические партии. Они служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство; 4. Гражданские, политические и социальные права. Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных: плюралистических обществах.

 

 

59. Динамика политических режимов в России.

 

60. Внешняя политика государства.

Внешняя политика гос-ва направлена на соблюдение нац.интересов в отношениях с другими странами и народами.В рез-те её осуществления гос-ва стремятся обеспе4ить собственную безопасность,создать с-му межд.отношений таким образом,чтобы иметь возможность реализовать внутреннюю политику в соответствии с внешнеполитической и межгос-й деятельностью.

 

61. Международные отношения.

Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т.д.

Современные тенденции международных отношений:

— интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;

формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле.

демилитаризация и демократизация — постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Мировая политика — это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.

 

 

62. Война и мир в политике и международных отношениях.

Некоторые экономически отсталые страны начинают взаимодействовать в политическом пространстве за счёт наращивания милитаризации-подчинения экономических и иных сфер о-ва интересам внешнеполитической конкуренции посредством искуственного наращивания военного потенциала.В конечном итоге это может привести только к обострению международных отношений.Поэтому основное направление политич.отношений-поддержание мира как основы стабильности в мире.

 

 

63. Россия в системе современных международных политических отношений.

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация, для которой характерны:

1 изменение соотношения сил после роспуска Вар­шавского Договора в пользу НАТО. Его границы в недалекой перспективе достигнут государственной границы России и тогда она фактически будет одна противостоять военной мощи НАТО;

2 необходимость для России выработки такой мо­дели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводить международную поли­тику, отвечающую ее национальным интересам. Это осложняется заметным снижением экономического и военного потенциала страны, вызванным непро­думанными решениями в самом начале реформ;

3 наличие у России лишь одного фактора, застав­ляющего с ней считаться, - обладание ядерным ору-

4 существенное уменьшение международного ав­торитета России вследствие снижения ее экономи­ческой, технологической и военной мощи. При ре­шении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитыва­ется, как, например, при разрешении "югославско­го кризиса";

5 крепнущее на Западе мнение о постепенной ин­теграции России (обладательницы ядерного оружия) и других республик бывшего Советского Союза в еди­ную Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный по рядок с прозрачными государственными граница ми и свободой транснациональных связей. Именн< он позволит объединить Западную Европу и быв шие социалистические страны, включая Россию.

 

 

64. Институты международных отношений.

Междунар. власть легитимна, если она опирается на признанные сообществом нормы и институты. Институты междунар. власти - объединенные правительственные, неправит., общ-нно-полит. организации, способные по своему междунар. статусу принимать обязат. для всех членов сообщества решения (Совет безопасности ООН) или решения рекомендательные (постановления сессий ассамблеи ООН и др.). Междунар. власть ограничена в своих возможностях. Фактор власти в междунар. процессе дополняется взаимным согласием, консенсусом при принятии жизненно-важных для его субъекта проблем.

 

 

65. Прогнозирование в политике.

Прогнозом в политике называется предсказание, осуществляемое на основе анализа и сопоставления реальных фактов, оценки действующих в политике сил и тенденций их взаимодействия. В прогнозе указывается возможность наступления того или иного события и дается количественная оценка его вероятности.

В соответствии с основными целями политической деятельности прогнозы могут быть направлены на выявление основных тенденций международных отношений; познание механизма возникновения и эволюции возможных международных конфликтов; предсказание исхода избирательных кампаний; и т.д.

По срокам прогнозы бывают краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (от 5 до 15 лет) и долгосрочные (до 30 лет). Естественно, с увеличением срока степень вероятности предсказываемых событий или процессов снижается.

Основания политического прогнозирования весьма разнообразны: это различные виды статистической информации, данные социологических исследований, опросы общественного мнения, материалы средств массовой информации, данные разведки, и т.д.

Инструментарий политического прогнозирования включает в себя различные виды анкетирования, качественные и количественные методы оценки данных опросов общественного мнения,

Составление политического прогноза представляет собой систему поэтапных действий, среди которых выделяют:

— структурный анализ соответствующей политической системы,

— выбор основных факторов, количественное выражение, сопоставление их значимости;

— выявление основных тенденций, направлений развития действующих процессов;

— экстраполяцию (мысленное продолжение в будущее) этих процессов;

— синтез этих траекторий в их взаимодействии;

— составление комплексного прогноза развития политической системы.

 

 

66. Политические технологии, их сущность и содержание.

Полит технологии - это совокупность методов и форм достижение полит целей, на основе проф использования:1) законов политики2) введение менеджмента и других принципов рынка в политике 3) использование процедур, предусмотренных законами или духовными основами участников политики.4) технология воздействия на массовое сознание управление им и манипулирование. Разновидности полит технологий: 1) по уровням (технология воздействия на политике в масштабе общества, завоевание, удержание и полит власти) 2) технологии проведения полит решений (Н: есть закон, который надо провести) 3) технологии воздействия на общественное сознание (технологии имиджмейкерства, полит брендинга, полит манипуляции) 4) технологии проведения установленных форм политики (выборы, формирования необходимого мнения). Полит технологии подразделяются на основе их законности: 1) белые (основаны на основе закона, осуществляются в соответствии с законами, и осуществляются спец уполномоченными органы) 2) серые (технологии скрытого воздействия или технология осуществляемая неофициальными органами) 3) чёрные (способы воздействия, разрушающие политику, целостность общество, и дискредитируют участников политики).

 

 

67. Выборы и их роль в политике.

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.