Соц-психологические факторы альтруизма и оказание помощи.
Альтруизм - мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими целями.Существует теории взаимодействия: 1. теория социального обмена. Оказание помощи как замаскированный эгоизм. Эмпатия как источник истинного альтруизма. Человеческое взаимодействие представляет собой своеобразные сделки, ставящие свое целью увеличить вознаграждение и уменьшить затраты. 2. Теория социальных норм - человек оказывает помощь, т.к. он склонен поступать в соответствии с указанными нормами. Две социальные нормы которые мотивируют альтруизм: 1. норма взаимности - ожидание того, что люди скорее помогут тем, кто им помог, а не навредят. 2. нормы социальной ответственности - люди будут помогать тем, кто от них зависит. 3. Эволюционная теория. Сущность жизнисохранение, продолжение рода. "Ген эгоизма"-идея о наличии в человеке глубоко укоренившегося первородного греха, заставляющего людей "печься" о своих интересах.
Проблема того, определяют ли установки поведение, вызывает вопрос: какая существует связь м/у тем, что у нас на душе и тем, что мы творим в действительности? В основе большинства учений, лежит предпосылка, гласящая, что личностные убеждения и чувства определяют наше поведение. Поэтому, если мы хотим переделать образ действия людей, сначала следует изменить их образ мышления. Соц.психологи решили, что по установкам, можно предсказывать поведение людей. Л.Фестингер предположил, что связь "установка-поведение" действует следующим образом: наше поведение выполняет роль лошади, а установка-телеги. Если люди поступают не так как они говорят, то не удивительно, что попытки изменить поведение путём перемены установок, часто заканчиваются неудачей (пр: призыв быть внимательным на дороге в меньшей степени повлиял на сокращение числа несчастных случаев, нежели ограничение скорости, разделение транспортных потоков и штрафы). Мы иногда нарушаем свои ярко выраженные установки, потому что и они, и наше поведение подвержены др. влияниям, в любом случае нами движут не только наши внутренние установки, но и ситуации, с которыми мы сталкнулись. Можно выделить 3 условия, при которых установки будут предсказывать поведение: 1) когда человек сводит до минимума другие влияния на свои утверждения, отражающие установки и его поведение. 2) когда установки соответствуют изучаемому поведению. 3) когда установка является сильной. Наши установки зачастую спят, когда мы действуем автоматически. Встречая знакомых, мы автоматически здороваемся, такая реакция является адаптивной и даёт возможность уму заниматься другим делом. И для того, чтобы ответить на вопрос "почему же поступки влияют на установки?" приводят три теории: 1. Теория самопрезентации. Каждого человека волнует. Что о нём думают другие, и поэтому, люди тратят много денег и времени на то, чтобы выглядеть хорошо и нравиться другим. 2. Теория когнитивного диссонанса. Для того чтобы уменьшить дискомфорт. Мы сами находим оправдание своим поступкам. Согласно теории мы чувствуем напряжение (диссонанс). Когда две мысли (когниции) психологически несовместимы. 3. Теория самовоспитания. Наши поступки, это наше разоблачение. Когда человек не уверен в себе, то он обращает внимание на своё поведение. Эту теорию предложил Дарил Беем. Она говорит о том, что мы делаем заключение об установках других людей, когда отслеживаем собственное поведение. Т.о. эти теории объясняют, почему наши действия влияют на утверждения отражающие наши поступки. Одной из главных проблем социальной психологии является проблема социальных установок личности. Понятие установка используется в психологии в двояковом значении: 1)установка в обще психологическом смысле. Исследование психофизиологических проводил Узнадзе, а также исследователи его школы. 2)Используется в социальной психологии и называется установка. Понятие социальная установка связана с именем Г. Олпорт который в середине 30-х. гг. стал ее изучать и дал ей определение. Соц.установка - состояние умственной и нервной готовности человека думать и действовать определенным образом по отношению к определенным соц. значимым объектам (одушевленные и неодушевленные). Соц. установка состоит из 3 компонентов: Когнитивный. Те знания об объекте соц. установки которые человек имеет на данный момент. Эти знания могут быть двоякого рода житейские и научные, истинные и ложные, объективные и субъективные. Присутствуют знания которые человек приобрел из личного опыта а так же знания которые человек приобрел из чужого опыта. Эмоциональный. Определенные эмоциональные отношения или чувства которые человек испытывает к объекту соц. установки. Поведенческий. Не само поведение а всеволишь планы и намерения человека по отношению к объекту соц. установки. В силу этого реальное поведение человека не всегда совпадает с соц. установками. Когда психологи в своих исследованиях использовали тесты опросники в этом случае испытуемый отвечал на вопросы свои соц. установки. Впервые проблему несовпадения соц. установок и реального поведения в соц. психологии обозначил американский психолог Лапьера "парадокс лапьера". Соц установки в психике человека выполняют следующие функции: Адаптивная. Она проявляется в том что соц. установки вырабатываются быстрее к тем объектам которые связаны с удовлетворением биологических и соц. потребностей человека. Экспрессивная. Соц. усиановки отражают систему жизненных ценностей человека, культурные ценности, то есть благодаря положительным соц. установкам у человека развивается больший интерес и большая заинтересованность в познании каких либо соц. объектов. Защитная. С помощью соц. установок человек защищает свое Я от черезмерного напряжения, перенасыщения информацией, контактами и в том числе от собственных неприемлемых импульсов и от угроз внешней среды. Формирование и изменение соц. установки. В процессе социализации происходит формирование соц. установок. Первое - семейное влияние, СМИ, значимые другие. Устойчивость во времени или постоянство зависит от личностных особенностей детей. Проблема изменения соц. установок специально изучалась и рассматривалась, поскольку эта проблема имеет отношение к формированию общественного мнения и поведения людей, изменить сложившуюся соц установку путем изменения одного или нескольких компонентов. Функции социальных стереотипов. Социальный стереотип - готовность воспринимать человека и относиться к этому другому человеку как к представителю определенной социальной группы, распространять на него характеристики этой группы без учета индивидуальных особенностей. Социальные стереотипы как установка срабатывают либо до знакомства, либо, в первые секунды. Разновидности социальных стереотипов: 1. Этнические. 2. Религиозные. 3. Политические. 4. Профессиональные. 5. Гендерные - сексизм. Дискриминация по полу. 6. Физиологические. В основе социальных стереотипов - механизм стереотипизации - упрощенное, шаблонное, поверхностное восприятие объектов без учета их реальных свойств и качеств. Обычно социальные стереотипы обнаруживаются у людей с низким интеллектуальным уровнем, с узким кругозором, нелюбознательных, с низким культурным уровнем (у обывателей). Функции социальных стереотипов: 1) Познавательная. Социальные стереотипы lf.n упрощенные знания об объекте. И указания на то, как с ним себя вести. 2) Координирующая. Социальные стереотипы координируют всю познавательную деятельность человека вокруг объекта установки, включая в нее эмоционально-волевой компонент. В социальных стереотипах преобладает предвзятое отношение к человеку или социальной группе, которое эмоционально окрашено. Большинство социальных стереотипов играют в обществе отрицательную роль, т.к. они образуют между людьми дистанцию, мешающую общаться и взаимодействовать.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление