Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория познания и ее предмет




Особенности сознания.

Общественная природа сознания.

С.–атрибут человека.

Мистическая концепция: С.–тайна человеческой души. Материалистическая концепция: С.–свойство высокоорганизованной материи.

Отражение –основная функция материи(след, информация, материя). Каждая вещь- эхо и зеркало Вселенной(дерево отражает природные процессы). Уровни отражения:

Отражение неорганической природы–механическое, физическое, химическое(потенциальная информация).

Отражение в живой природе–раздражимость, чувствительность(активно используется информация)

Социально–психическая форма отражения–антропогенный уровень(целенаправленно используется информация)

В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей?

Животные. Заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена.

Человек. Сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем.

Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры.

Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются(зачастую неосознанно).

Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир вписаться.

С.–продукт общественной трудовой деятельности.

Много структурность С. определяется много структурностью деятельности.

Целеполагающая деятельность С.

Творчески-активный характер С.

Проектирующая деятельность С.

С. как субъективный образ объективного мира.

С. как идеальный образ материального мира.

С.–продукт развития материи.

С.–свойство высокоорганизованной материи

С.–функция мозга, которая действует на основе потребностей человека.

С.–материализуется в языке.

Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово–сигнал сигнала. Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется. Однако, существует мышление вне языка.

 


Учение о познании– гносеология - «гносис»–познание, «логос»–учение.

Основные понятия гносеологии: знание и познание. Человек сознательно может создавать оптимальные условия для жизни.

Познание –обусловленный общественно–исторической практикой процесс приобретения и развития знания.

Знание– объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельностя определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это–система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт.

В гносеологии знание употребляется в смыслах:

1. Любая познавательно–значимая адекватная информация общество объекте.

2. Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действителности, которая существует наряду с практическим отношением.

Знание–как результат, познание–как процесс.

Гносеология используется в смысле:

1. Учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности человека и общества.

2. Философская концепция, предметом кот. является познание в его специфике(рассматривая любого философа- его гносеологический взгляды).

Иногда вместо гносеологии используется термин эпистемология. Э. используется в англоязычных странах, означает «точное» знание, но эти понятия не тождественны. В зависимости от того каковы ответы на вопросы: «Познаваем ли мир?», «Есть ли границы этого познания?»–в философии сформировались различные концепции:

1. Скептицизм

2. Агностицизм

3. Гносеологический оптимизм

«Скепсис»- сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервые высказали сомнения о том, что человек может получить объективные знания. Скептицизм не отрицает возможности познания, он сомневается в качестве конечного продукта познания(в темноте не разобрать какие камни мы взяли–простое стекло или драгоценности).

Агностицизм –реально существует то, что можно мыслить, логически обосновать и т.д.–отрицают полностью или частично познание мира. Получил развитие у Юма и Канта.

Гносеологический оптимизм - нет в мире объекта, который был бы неподвластен человеческому познанию(начало–Новое Время). В н.в. он терпит удар со стороны теоретической физики, астрофизики, неформальной логики и т.д.

Человек познает мир в силу проявления своей познавательной активности(«Лошадь можно загнать в воду, но сколько ее не бей, пить ее не заставишь»). Познание всегда включено в общий контекст жизнедеятельности человека. Изолированное познание–абстрактное понятие.

Практика по отношению к п ознанию выполняет ряд функций:

1. Дает необходимый практический материал

2. Ставит перед субъектом познавательные задачи

3. Практика–способ приложения знаний, цель познания.

Познание по отношению к практике выполняет функции:

1. Информативно–отражательная функция

2. Проектно–конструктивная функция

3. Регуляритивная функция.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.