Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы процесса научного познания




В.Интуитивное и логическое в научном познании.

Знания,полученные с пом.логич.операций-это знание аналитическое,оно не может быть принципиально новым.Знания за счет интуиции м.б. новыми.Интуитивное знание затем необх. Перевести на яз.логики.Логическое–это выводное знание.Логика-наука о правильном знании.Логика-это учение о выводе. Интуитивное–это прямое усмотрение истины без логических выводов.В Индии нашли подборки доказательств теорем аналогичным в Греции, но некоторые теоремы вместо док-ва имели чертежи и надпись «Смотри!».Логика дает не новое знание.Недостаток интуит-го зн-я-я знаю,но я не знаю как я знаю.Чем отлич.логич. от интуит-го?Логическое–это то,что требует олт нас усилие-это сознат-е действие.Интуиция-Это бессознат-я деят-сть.Сознательное-это знание. Сознательное-Это знание.Оно включает:1)целесообразную деятельность2)самосознание.Что такое знание:1)умение2)навыки3)знать.Знание-это установление однозначного знака и объекта, который этим знаком обозначается.Знание предполагает понимание,как вложение смысла,понимания.Уровни понимания:1)Способность слежения за текстом.Текст-это все то,что м.б. подвергнуто интерпретации(музыка,картины,следы животных.Если мы понимаем друг друга-мы находимся в одной соц-ной структуре.2)Спос-ть воспроизв-я текста3)Спос-ть опровержения текста.Знание–это еще и понимание.Самосознание-это способность выделить себя из окружающей действительности,Осознанием человеком себя как личности.Что же касается интуитивного:оно хар-ся тем.что ученый не имеет знания о своем мышлении.Бессознат-ная–это деят-ть не подверженная действию логики.Открытие–этологич.преступление.Вывод:Научная деят-ть-это деят.бессозн-я.В интуит-ном-ученый мыслит без контроля я.1)Доказательность логических операций.интуит.-не док-ны.2)Отчетливость логич.мышления.(безотчетное–интуит.мышл.)Подсознательное-похоже на бессознат.Бессозн-е-нах. В созн-нии.Подсознат.-нет в сознании,но действуют извне.Сверхсозн.-это информац.поле.Мысль имеет бионоситель,поле.Понятие ноосферы-космич.разум,экстрасенсы,кот.зн.берут из ноосферы.


Существуют различные системы построения схемы научного познания.

Схема Энгеймауэра:

Нагнетание вариантов.

Отбор вариантов.

Схема Жака Адамара:

Постановка научной задачи.

Инкубация.

Озарение.

Логическая подборка.

Знание о незнании. Протекает большая работа логического мышления. Необходимо систематизировать весь научный материал, его классифицировать. Особенно необходимо классифицировать материал в преподавательской деятельности(Пример: геометрия Лобачевского, период. система Менделеева). Вывод: на первом этапе в основном работает логическое мышление. Проблема ставится, материал собран, но проблема не решена.

На смену сознательному приходит бессознательное. Исследователь входит в состояние эмпотии, творческого возбуждения. Жизнеразность–различие между потребностью и жизненными ресурсами, необходимыми для удовлетворения этой потребности. Ученый находится в состоянии жизнеразности, постоянно ощущает информационный голод. Чем меньше информации, тем больше эмоции. Если информации мало, то ее восполняют эмоции, воображение. Вступают в действие бессознательные механизмы интуиции.

Преимущества интуитивного мышления:

Бесконтрольность. Если в сознательном состоянии появившуюся идею мы отбрасываем, то в интуитивном состоянии ее можно пропустить.

В процедуру мышления вовлекается вся наличная информация. Интуиция помогает вытаскивать информацию из памяти.

В состоянии бессознательного творчества легче разрушаются стереотипы. В интуитивном состоянии понятия вступают в такие ассоциативные связи, которые логикой запрещены.

Скорость обработки информации в интуитивном состоянии намного выше.

Ярким доказательством преимущества интуитивного мышления является то, что большое количество величайших открытий были совершены во сне. В состоянии сна мозг не занят внешними обстоятельствами. Мозг работает без тирании собственного «я». Чтобы войти в это состояние нужно много работать. Павлов говорил, что нужно распустить мысли, снять контроль. Второе условие–необходимо фантазировать. Третье–не бояться делать ошибки. Ошибка–это сбой логической мысли, но сбой относительно существующей парадигмы. Если идея появилась–не спешите эту мысль зафиксировать.

Озарение, инсайд.

Озарение–это замыкание проблемной ситуации. Отыскивается недостающий элемент, и все встает на свои места. Озарение характеризуется: 1) внезапностью решения; 2) целостностью решения.

Процесс выстраивания логической цепочки. Недостающие элементы логической цепочки найдены, берутся за посылку. Далее работают доказательства. В доказательстве выделяют 3 основных компонента: 1) тезис, 2) аргументы, 3) демонстрация(изложение теории решения задач).

Выводы: 1) логическое и интуитивное мышление взаимно дополняют друг друга; 2) в чистом виде эти виды мышления никогда не выступают.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.