Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 20. 1. Живые организмы представляют собой открытые системы, обменивающиеся веществом и энергией с окружающей средой




1. Живые организмы представляют собой открытые системы, обменивающиеся веществом и энергией с окружающей средой. Питание, т.е. обеспечение поступления необходимых для жизни веществ, является важнейшим условием существования любого живого организма.

По способу питания организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов. Автотрофы сами синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии солнечного света – так называемое воздушное питание (растения, цианобактерии, или синезеленые водоросли) реже за счет энергии реакций окисления железа, серы (хемосинтезирующие бактерии). Растения поглощают из почвы необходимые биогенные элементы в виде минеральных солей, растворенных в воде, – минеральное питание. Среди растений имеются хищники: росянка, венерина мухоловка, – переваривающие пойманных насекомых в качестве дополнительного источника азота.

Гетеротрофы питаются готовыми органическими веществами. Животные являются фаготрофами, т.е. «поедают» пищу. Грибы – осмотрофы, всасывают питательные вещества в виде растворов. Одноклеточные организмы иногда занимают промежуточное положение, проявляя признаки как гетеротрофов, так и автотрофов (эвглена зеленая).

2. Беспозвоночные животные не столь заметны, как крупные позвоночные, но играют важнейшую роль в экосистемах и биосфере в целом. В школьном курсе изучают типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, членистоногих, моллюсков. Наиболее продвинутыми в эволюционном плане считаются членистоногие и моллюски.

Беспозвоночные перерабатывают огромное количество органического вещества, входя в состав пищевых цепей, и служат пищей для многих организмов. Роль беспозвоночных во многом сходна с ролью членистоногих (билет 19), следует добавить, что многие круглые и плоские черви являются паразитами человека, животных, растений.

Дождевые черви способствуют повышению плодородия почвы: разрыхляют ее своими ходами, обогащают органикой: заносят в нее опавшие листья, выделяют экскременты. При этом черви улучшают структуру почвы, склеивая мелкие частички грунта своими выделениями. Все это делает выгодным разведение дождевых червей на специальных фермах с последующим внесением на земельные участки. Также развивается технология переработки навоза с помощью червей в высокопитательные удобрения.

3. Слуховой анализатор включает орган слуха, проводящие нервные пути и центры в височной зоне коры больших полушарий. Звуковое восприятие очень важно для человека, позволяет общаться с окружающими с помощью речи.

Орган слуха состоит из наружного уха (ушная раковина, слуховой проход), среднего уха со слуховыми косточками, внутреннего уха (улитка). Ушная раковина направляет звуковые колебания к барабанной перепонке, отделяющей среднее ухо. Где усиленные слуховыми косточками колебания перепонки передаются в улитку, раздражая чувствительные рецепторы.

Глухота может возникать при повреждении барабанной перепонки, уменьшении подвижности слуховых косточек (например, в результате приема некоторых лекарств), воспалительных явлений в слуховой трубе, соединяющей среднее ухо с носоглоткой (в т.ч. насморка). Следует беречь слух от громкого шума, не злоупотреблять громкостью при прослушивании музыки через наушники. При взрыве необходимо открывать рот, чтобы звуковая волна воздействовала на барабанную перепонку и через слуховую трубу, что предохраняет перепонку от разрыва.

При перепадах атмосферного давления, например во время взлета или посадки самолета, давление в среднем ухе выравнивается через слуховую трубу. Для этого полезно делать глотательные движения. Если у человека заложен нос во время насморка, это может помешать движению воздуха, вызвать болевые ощущения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.