Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление структурой затрат предприятия и отдельными группами затрат




Функционально-стоимостный анализ(ФСА) представ­ляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функ­циях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптималь­ные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назна­чение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конст­рукции изделия, замены материалов и т.д.

Проведение ФСА включает следующие основные этапы:
1-й этап: этап последовательного построения моделей объекта ФСА (коОАОонентной, структурной, функциональной); модели строят или в форме графов, или в табличной (матричной) форме;
2-й этап: этап исследования моделей и разработки предложений по совершенствованию объекта анализа.

Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:
- определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес- процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);
-проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;
-определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;
-сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;
-анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия

Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия является система учета стандарт-кост, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и отклонениям от них. Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых затрат производства, а смежные калькуляции – для контроля накладных расходов.Идею системы стандарт-кост можно выразить двумя положениями:
1) все произведенные затраты в учете должны быть соотнесены со стандартами;
2) отклонения, выявленные при сравнении фактических затрат со стандартами, должны быть расчленены по причинам.

К этим двум положениям, как правило, добавляют знаменитое правило Гантта: Все расходы сверх установленных норм должны относиться на виновных лиц и никогда не включаться в счета, отражающие затраты.

Системе стандарт-кост присущи и недостатки. Стандарты не всегда возможно установить на все производственные затраты, в результате чего ослабляется контроль за ними.

Основными показателями при применении метода директ-костинг выступают: маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), запас финансовой прочности. Следует отметить, что указанные показатели у различных авторов названы по разному, например, порог рентабельности может называться критическим объемом продаж и точка безубыточности – критической и даже «мертвой» точкой.

Маржинальный доход исчисляется как разность между ценой продажи продукции и величиной переменных затрат производства.

Сумму всех затрат предприятия можно определить как сумму переменных и постоянных по формуле:
Z = Zc + Zv где: Zc – постоянные затраты; Zv – переменные затраты.

После выделения из общей совокупности затрат предприятия переменных затрат, маржинальный доход, можно определить по следующей формуле:
D = N – Zv где: N - объем реализации.

Наиболее сложным практическим моментом в количественном определении маржинального дохода является правильное разделение затрат на переменные и постоянные. Как указывалось выше, учетная практика разработала ряд эффективных методов.

Поскольку N = Z + P (прибыль), то маржинальный доход может исчисляться как сумма постоянных затрат и прибыли и тем самым он характеризует вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли формула:
D = Zc + P

Для расчета порога рентабельности исходным уравнением является: N = Z + P

Если предприятие работает прибыльно, то значение P > 0, если убыточно, тогда P < 0. Если Р = 0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при Р = 0) называют критической точкой или точкой безубыточности. Безубыточность– такое состояние, когда бизнес не прино­сит ни прибыли, ни убытков.

Для вычисления точки безубыточности можно использоваться либо графическим методом, либо методом уравнений. Хотя графический метод считается более наглядным, в целях настоящей работы воспользуемся методом уравнений.

Метод уравнений (аналитический метод) основан, как указывалось, на анализе исходного уравнения:
N = Z + P = Zc + Zv + P

В точке К: N = Zc + Zv

Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия (p) и количества проданных единиц (q), а переменные затраты как произведение переменных затрат на единицу изделия (v) на q, т.е.:
N = p*q; Zv = v * q

то в точке К: p*q = Zc + v*q; (p – v) * q = Zc

Это уравнение является основным для получения исходных оценок.
Расчет критического объема производства (продаж):
qк = Zc / p – v = Zc / d где d – маржинальный доход на единицу изделия, руб.

Расчет порога рентабельности (критического объема выручки). Для расчета этого показателя используется уравнение критического объема производства. Необходимую формулу можно получить, умножив левую и правую части уравнения на цену единицы изделия р:

Nк = qк * p = Zc * p / d = Zc / d/p = Zc / d*q/p*q = Zc / D/N

Данные уравнения являются исходными для расчета ряда аналитических показателей метода директ-костинг, таких, как критический уровень постоянных затрат, критическая цена реализации, расчет планового объема продаж для заданной суммы прибыли и т.д.

Основные преимущества системы директ-костинг можно свести к следующему:
- упрощение исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается только в части производственных затрат;
- отсутствие процедур по составлению сложных расчетов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции. Их в состав себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение финансового результата;
- возможность определения порога рентабельности, запаса финансовой прочности, нижней границы цены продукции или заказа;
- возможность определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
- возможность выбора между собственным производством продукции и ее закупкой на стороне;
- ограничение себестоимости переменными расходами позволяет упростить процессы нормирования, планирования, учета и контроля затрат.

Вместе с тем теоретические и практические исследования системы директ-костинг позволяют выделить некоторые ее недостатки:
- по мнению противников этой системы она не дает ответ на вопрос, сколько стоит данный продукт, какова его полная себестоимость;
- ведение учета неполной себестоимости не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как в финансовой отчетности должна указываться полная себестоимость продукции.
- для эффективного применения системы директ-костинг прямые затраты должны составлять большую часть расходов и предприятие должно выпускать узкий перечень продукции.

Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи:
- выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;
- определение затрат по основным функциям управления;
- расчёт затрат по производственным подразделениям предприятия;
- исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг);

-подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
- выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;
- поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;
- выбор способов нормирования затрат;
- выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.

Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются: прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью рисунок

 
   

Система управления себестоимостью продукции

Себестоимость единицы отдельных видов продукции определяется путем разработки калькуляций. Различают следующие виды калькуляций: плановые, проектно-сметные, отчетные.

Плановая калькуляция представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы продукции. Она составляется на все виды изделий производственной программы на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства. Она используется в практике управления производством в качестве своеобразного эталона, сравнение с которым позволяет выявить пути снижения издержек на производство продукции и резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции каждого вида.

Проектно-сметная калькуляция разрабатывается на вновь осваиваемые виды продукции или продукцию не предусмотренную планом.

Отчетная калькуляция составляется бухгалтерскими службами фирмы и характеризует фактический уровень затрат. Помимо целей сравнения с плановыми данными является важным инструментом финансового контроля за рациональным использованием в производстве различных видов ресурсов.

Конкретная номенклатура статей затрат разрабатывается с учетом отраслевых особенностей производства и применяемых методов организации бухгалтерского учета издержек производства и обращения. В качестве калькуляционной обычно принимается единица, установленная для данной продукции в стандарте или технических условиях и служащая для измерения количества продукции в натуральном выражении (т, м2 и т.д.). В зависимости от характера продукции, особенностей организации и технологии производства применяются различные методы калькулирования. Одним из них является нормативный. Благодаря своему универсальному характеру нормативный метод рекомендован к внедрению во всех отраслях народного хозяйства. Он основан на использовании прогрессивных норм расхода на единицу продукции (нормы расхода материалов и заработной платы). Его преимущество состоит в том, что он не только прост в использовании, но и позволяет рационально расходовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Важным элементом управления затратами является планирование. Планирование себестоимости осуществляется с целью определения размеров и изыскание возможностей ее снижения. Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании (на год) уточняются перспективные планы на основе данных плановых смет и калькуляций затрат на производство. При выпуске предприятием одного вида продукции стоимость единицы является показателем, характеризующим уровень и динамику затрат на ее производство и реализацию. Промышленные предприятия, выпускающие разнородную продукцию, планируют снижение себестоимости сравнительной продукции и величину затрат на один рубль товарной продукции. Расчеты плановой себестоимости продукции используются при планировании прибыли, определении мероприятий технического прогресса, а также при установлении цен. При планировании себестоимости продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство. Поэтому составлению плана по себестоимости должен предшествовать анализ фактической себестоимости за отчетный период с целью выявления резервов уменьшения затрат.

Нормирование – это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции. Нормативная база предприятия является основой: планирования; регулирования и контроля деятельности структурных подразделений; соизмерения производственных затрат с достигнутыми результатами; разграничения ответственности за результаты деятельности между подразделениями; объективной оценки оплаты труда и стимулирования деятельности персонала по итогам работы. На любом предприятии нормы и нормативы должны обязательно пересматриваться в связи с изменением технологии и организации производства, характеристик материалов, обновлением выпускаемой продукции.

Задачи управления затратами должны решаться в комплексе. Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующему:
- системный подход к управлению затратами;
- единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;
- управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия от создания до утилизации;
- органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);
- недопущение излишних затрат;
- широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
- совершенствование информационного обеспечения об уровне затрат;
- повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.