Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма на несовершенных рынках. Определение цены и объема производства на монополистических рынках




Характеристики совершенного рынка. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции.

Характеристики совершенного рынка:

- Цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

- Спрос и предложение. Спрос – представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение – количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене.

Конкуренция. Совершенная конкуренция – когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Достоинства и недостатки

С общественной точки зрения конкуренция более чем желательна, каждый отдельный предприниматель стремится избавиться от тех ограничений, которая она налагает на него. Это порождает тенденцию к тайным сговорам производителей. 2) Технический прогресс, который стимулирует рыночный механизм. 3) К монополизации ведет и сама логика развития конкурентной борьбы, в ходе которой одни производители укрепляют свои позиции, другие разоряются, более сильные подчиняют себе и поглощают слабых.

Основные черты на несовершенных ранках, характеризующие монополистическую конкуренцию:

- на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;

- эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары – заменители и переключить спрос на них;

- вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть что-нибудь, не требуется значительных первоначальных капиталов.

Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм.

Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции.

Цена и объем производства фирмы в условиях монополистичекой конкуренции, максимизмрующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б) D- спрос; MR - предельный доход; MC – предельные издержки; AVC – средние переменные издержки; ATC – средние валовые издержки.

Спрос на продукцию фирм не является эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки – при цене Р1 и выпуске Q1.

34. Принципы максимизации прибыли в условиях несовершенной конкуренции. Понятие ценовой дискриминации.

Прибыль – разница между валовым доходом и валовыми издержками.

Определение цены и объема производства фирмой – монополистом: D – спрос; MR – предельный доход; MC – предельные издержки.

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем – монополистом.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

Ценовая дискриминация - практика, установления различных цен на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей, причем разница в ценах не является следствием разницы в издержках. Это еще когда одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные. Она проводится при следующих условиях: покупатель, приобретая продукцию, не имеет возможности ее перепродать; существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которую имеет разную эластичность.

Модель ценовой дискриминации: MC – предельные издержки; D,MR – спрос и предельный доход фирмы на первом рынке; D1, MR1 – на втором рынке

На рисунке изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделен на два отдельных рынка. Первый (а) представлен самостоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Второй рынок (б) – лица, для которых скорость не так уж важна, и при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой.

Из рисунка видно, что при цене 1 тыс. руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этой группе потребителей предоставить 50%-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 25 млн руб. ежемесячно.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой – большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.