Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткие ответы




История психологии в вузах Республики Беларусь.

В 1955 г. в Бресте работает педагогический институт, который в 1995г. получил статус университета. В его состав входит 10 факультетов. Кафедра психологии была образована в 1977 г. после реорганизации кафедры педагогики и психологии. Заведующим был избран Солохо Петр Никифорович, кандидат педагогических наук, до этого возглавлявший кафедру педагогики и психологии.

Научная деятельность.

Она является автором более 100 научных и научно-популярных работ, многие из которых переведены на немецкий, английский и французский языки. Среди них учебные пособия: «Введение в практическую психологию», «Возрастная психология», «Практическая психология», «Практикум по психологическому консультированию», «Психология в медицине», а также научно-популярные книги: «Психология в метафорах и образах», «1000 фактов из жизни людей», «Психология только для студентов».

Следует отметить, что в должности профессора кафедры общей и возраст психологии работает доктор психолог наук, профессор Лидия Глебовна Лысюк.

Развитие психологии в Витебске

Витебский педагогический институт (Витебский государственный университет) был основан в послевоенное время. Заведующим кафедрой психологии был назначен Е.К. Матлин.

Научная деятельность.

За время работы на должности заведующего кафедрой Е.К. Матлиным были опубликованы следующие работы: «Психология индивидуального подхода к деятельности», «О повышении качества преподавания психологии», «Учение И.П. Павлова о сигнальных системах и его значение для психологии».

После смерти Е.К. Матлина кафедру психологии возглавил кандидат психологических наук, доцент Сергей Леонидович Богомаз, который разрабатывает проблему самоанализа как необходимого условия профессионального самоопределения.

В 1989 г. в Витебской области впервые в республике был организован методический центр школьной психологической службы, на базе которого в 1991 г. была открыта лаборатория перспективных проблем развития школьной психологической службы. За основополагающую программу была принята московская, составленная в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, под редакцией И.В. Дубровиной. В настоящее время в Витебской области психологическая служба функционирует во всех сферах образования.

Развитие психологии в Гомельском университете

Гомельский государственный университет (ГГУ) им. Ф. Скорины создан в 1969 г. на базе педагогического института им. Чкалова. Имя
Ф. Скорины присвоено в 1988 г. До 1995 г. в нем работала единая кафедра педагогики и психологии. В 1995 г. кафедры разделились, и первым заведующим кафедрой психологии стал Александр Александрович Лытко, доцент, кандидата педагогических наук. Кафедра была закреплена за факультетом довузовской подготовки и профориентации. Количество преподавателей на кафедре – 16, из них 6 человек – кандидаты наук. Ведущими специалистами являются Н.И. Мурачковский, И.В. Сильченко.

Николай Иосифович Мурачковский – доцент, кандидат психологических наук, выпускник отделения логики, психологии и русского языка филфака БГУ. В 1965 г. закончил аспирантуру МГПИ им. М. Горького. Защитил диссертацию под руководством профессора Н.А. Менчинской на тему: «Разработка типологии школьников для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания». Защита проходила в г. Москва. По результатам исследований опубликовал в
1977 г. учебное пособие «Как предупредить неуспеваемость школьников». В книге были выделены типы неуспевающих детей и предложены рекомендации по преодолению неуспеваемости учеников разных типов. Пособие опубликовано под редакцией Н.А. Менчинской и было награждено I-й премией Академии образования СССР.

Сильченко Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, ее научным руководителем был Я.Л. Коломинский. Ею опубликованы следующие работы: «Зависимость статуса студентов от уровня их успеваемости и общественной активности» (Минск, 1985), «Взаимосвязь социально-психологических характеристик группы и рефлексивно-перцептивных способностей студентов» (Рига, 1989).

В настоящее время сотрудники кафедры психологии БГУ
им. Ф. Скорины занимаются разработкой следующих проблем: «Совершенствование методов определения профессиональной пригодности выпускников школы к обучению на подготовительных отделениях и в специальных классах при вузе», «Методико-психологическая поддержка молодежи в формировании установки на продуктивный жизненный путь в постчернобыльской ситуации» (выполнялось совместно с кафедрой медицинской психологии ГМИ).

В настоящий момент кафедра планирует создание научно-психологического центра им. Л.С. Выготского.

История психологии в Гродненском университете

Начало развития исследований в области психологии ГрГУ
им. Я. Купалы относится к 1979 г., когда ректор А.В. Боданов, предвидя перспективы развития психологии, пригласил на должность завед кафедрой педагогики и психологииУкраины доктора психологич наук С.В. Кондратьева.

Научная деятельность.

За годы работы она опубликовала более 100 научных трудов, подготовила 12 кандидатов наук (из них четверо из Украины). На кафедре ведется плановая подготовка психологов по двум специализациям «Возрастная психология» и «Юридическая психология». С.В. Кондратьева с 1994 г. является академиком Акмеологической академии и академиком Российской академии педагогических и социальных наук. Она известна как специалист в области психологии организаторских способностей, психологии развития характера и способностей, психологии педагогического творчества. Всеобщее признание получили ее работы по социальной перцепции, а также перцептивно-рефлекторной регуляции поведения субъекта познания. В 2000 г. она стала заслуженным деятелем науки Республики Беларусь.

Многочисленны ученики С.В. Кондратьевой: А.С. Базилевская,
К.В. Вербова, П.Р. Газуло, Т.К. Комарова, В.А. Кривошеев, Б.П. Ковалев, П.А. Ковалевский, Л.А. Семчук, Л.М. Путяго, Г.Ф. Михальченко. В своих исследованиях они доказали зависимость социальной перцепции от возраста, пола, специальности, индивидуально-психологических особенностей субъекта и объекта познания; установили характер зависимости содержания и структуры социальной перцепции от типа организации деятельности людей, являющимися субъектами познания; выявили уровни и типы социальной перцепции, характер взаимосвязи между социально-перцептивными, аффективными и поведенческими аспектами педагогического общения; установили особенности педагогической рефлексии в процессе общения учителей и учащихся, определили структуру рефлексивных действий в различных видах рефлексии (социально-перцептивной, коммуникативной, личностной); раскрыли социально-перцептивные и рефлексивные аспекты школьного конфликта, с которыми связано его продуктивное разрешение.

При университете создан психологический факультет. Его возглавил кандидат психологических наук, доцент Б.П. Ковалев.

Потенциал кафедры позволил начать подготовку психологов для школ. В 1989 г. была организована специализация «Практическая психология» на биологическом факультете. Особым для коллектива кафедры стал 1994 г., когда в университете была открыта специальность «Психология». Началась сложная и кропотливая работа по подготовке специалистов с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии». В дальнейшем была открыта специализация по возрастной, педагогической и юридической психологии, а также по психологии семейных отношений и сексологии.

В настоящее время на факультете имеются две кафедры. Кафедра общей и социальной психологии (заведующий кафедрой доцент
Б.П. Ковалев) является межвузовской и Гродненским медицинским университетом, где имеется медико-психологический факультет. Вторая – кафедра возрастной и педагогической психологии (заведует кафедрой доцент А.А. Семчук). Планируется открытие еще одной кафедры.

В состав факультета входят научно-исследовательская лаборатория психологии профессионального развития личности, возглавляемая профессором С.В. Кондратьевой, и Центр психологической помощи населению. На педагогическом факультете университета учебный процесс осуществляет факультетская кафедра психологии начальной школы (заведующий кафедрой доцент П.Р. Галузо).

Деятельность кафедры психологии Могилевского пединститута

Собственная история психологии на Могилевщине связана с деятельностью Могилевского государственного педагогического института им. А. Кулешова (сейчас университета). В 1953 г. в результата реорганизации кафедры общественных наук выделилась кафедра психологии и логики (заведующая ‑ кандидат психологических наук, доцент Анна Афанасьевна Зарудная). В 1955 г. в результате объединения кафедр психологии, логики и педагогики организуется кафедра педагогики и психологии. В 1965 г. она превращается в кафедру методики начального обучения и психологии. Заведующей по-прежнему остается А.А. Зарудная. Психология читалась на первых курсах доля студентов всех факультетов, включал материал по общей и возрастной психологии. В 60-е гг. на кафедре проводилась также научно-исследовательская работа по таким направлениям как формирование памяти учащихся в процессе учебной деятельности, развитие письменной и устной речи. С 1969 г. заведующим кафедрой становится кандидат педагогических наук, доцент М.З. Мазаренко.

В начале 70-х гг. создается самостоятельная кафедра психологии МГПИ им. А. Кулешова, которую возглавил кандидат психологических наук, доцент Виктор Алексеевич Филь. В 1975 г. в институте создается межкафедральная проблемная лаборатория «Обучение и умственное развитие». На базе лаборатории под руководством В.А. Филя на протяжении нескольких лет шло исследование научной темы «Новые математические идеи в начальном обучении и их влияние на умственное развитие детей». Результатом стала разработанная система логических и математических игр для детей 6-9 лет и издание на этой базе пособия «Логические и математические игры».

С 1987 г. кафедру психологии возглавила кандидат психологических наук, доцент Елена Константиновна Осипова. В 1986 г. она защитила докторскую диссертацию на тему «Психологические основы формирования профессионального мышления учителя».

С 1992 – 1996 гг. заведующей кафедрой психологии назначается кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Ковалева. Усилия кафедры направляются на разработку теоретических и методических основ организации психологической службы в системе образования. На базе педагогического института открывается «Центр психологической помощи (Н.И. Берегуленко, О.Н. Тугай, Э.В. Котлярова). Под руководством
Т.Н. Ковалевой разрабатывается документация по дополнительной специальности «Детский практический психолог», что позволило с 1994 г. начать подготовку психологов-специалистов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.