Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимающая социология М. Вебера




Понимающая социология М. Вебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть "понимания", по М. Веберу, состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего: 1) при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается; 2) какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей; 3) каковы субъективные мотивы их деятельности.

Логическим развитием концепции понимания стала разработанная М. Вебером "Теория социального действия". Социальное действие, по его мнению, есть элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется:

1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения;

2) ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию.

М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия:

1) целерациональное – направленное на достижение какой-либо рациональной цели;

2) ценностнорациональное – основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия;

3) аффективное – эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме; 4) традиционное – обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки.

 

9. Зарождение и развитие эмпирической социологии. Основные школы и направления современной зарубежной социологии

 

На протяжении ХХв. зарубежная социология претерпевает существенные изменения и сейчас представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий, методов исследования. Эволюция главных школ и направлений социологии осуществлялось одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном, эмпирическом.

Зарождение и активное развитие эмпирической социологии приходится на начало ХХв. и связано с деятельностью представителей чигагской школы, которая занимала доминирующее положение в американской социологии в период с 1915 по 1935 гг. Чикагская школа (Парк, Берджесс, Томас, Смолл и др.) оказала значительное влияние на формирование мировой эмпирической социологии. Отличительными чертами чикагской школы являлись органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, широта теоретической ориентации, сочетание различных подходов и методов, среди которых не было однозначно доминирующих. Переход американской, а затем и европейской социологии к эмпирическим методам исследования знаменовали работы У.Томаса, в частности "Польский крестьянин в Европе и Америке" (пятитомное исследование Ф.Знанецкого и У.Томаса, в котором ученые подробнейшим образом рассматривают проблемы адаптации эмигрантов в условиям США).

Влияние чикагской школы на развитие эмпирической социологии сказывалось на протяжении 30-40-х гг., после этого инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам. В настоящее время идеи чигагской школы актуальны для так называемой инвайроментальной социологии.

Новый этап в осмыслении эмпирической реальности связан с работами П.Сорокина, который в 1930г. возглавил социологический факультет Гарвардского университета, и его ученика. Р.Мертона, содиректора Бюро прикладных исследований Колумбийского университета. Ведущие положение Колумбийского университета в 40-50-е гг. определялось развитием в эмпирической социологии ее академической ветви. Главная задача социального познания в академическом направлении усматривалась в открытии и формулировании универсальных закономерностей поведения человека в социальных организациях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.