Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология религии. место религии в духовной жизни личности и общества




социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений.[1] Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического

На методологическом уровне формируются и решаются проблемы самоопределения С. Р. как научной дисциплины: постулируется предметная область С. Р., определяется ее проблемное поле, формулируется специфика социологического подхода к изучению религии и стратегии взаимодействия с другими религиоведческими дисциплинами, упорядочивается категориальный аппарат и т. п. Следует отметить, что эти проблемы не нашли окончательного решения, виной чему небольшой исторический стаж С. Р. и ее междисциплинарный характер (активное взаимодействие с историей, психологией, философией, антропологией, культурологией и др.). На теоретическом уровне формируется знание о религии как сфере общества, как социальном институте, как системе социальных отношений. Здесь разрабатываются и циркулируют объяснительные схемы, раскрывающие сущность религии, ее структуру, социальные функции и роль в обществе, определяющие закономерности и тенденции развития религии, описывающие формы и содержание взаимодействия религии с другими общественными сферами и институтами. Здесь же решается проблема определения религии. Содержание эмпирического уровня заключается в изучении эмпирически фиксируемых форм, проявлений и особенностей действий социальных субъектов (личности или общности), так или иначе связанных с религией. На этом уровне могут изучаться: религиозное сознание и поведение субъекта (их содержание, особенности, условия формирования, мотивы); общественное мнение о религии (отношение к религии и связанным с ней явлениям различных групп населения); религиозные организации и объединения (их специфика, состав и структура, динамика развития, формы взаимодействия с другими группами, в том числе и светскими). Большинство социологов постулируют особый объект исследования на этом уровне — религиозность, т. е. приверженность религии как социальное качество личности. Основными характеристиками религиозности выступают ее уровень, степень, характер проявления и динамика изменения.

религия — одна из форм мировоззрения. Как и философия, она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие в древнем обществе при переходе от первобытно-общинных отношений к более усложненным, классовым.

Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпев различные изменения, связанные с развитием общественных отношений, продолжает оказывать влияние на поведение и поступки очень многих людей и в наши дни.

В истории человеческого общества религия играла неоднозначную роль. Например, в Европе в Средние века (с V по XV вв.) христианская форма мировоззрения являлась господствующей. Христианство определяло развитие всех сфер жизни общества, все решалось в соответствии с его предписаниями.

В дальнейшем, при переходе от феодальных отношений к буржуазным, с развитием наук стала выявляться ограниченность и несостоятельность христианских постулатов. Первые шаги в освобождении от религии происходили в ученой среде, а с расширением образования и новыми научными открытиями влияние религии постепенно стало ослабевать и в других слоях общества. Жизнь общества стала секуляризироваться, т.е. освобождаться от религиозного влияния.

В современную эпоху даже в тех государствах Западной Европы и Америки, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное ослабление его влияния на развитие культуры. «В прошлом это влияние было громадно, его наследством мы продолжаем пользоваться по сей день; сегодня оно ничтожно мало». В это же время в странах бывшего социалистического лагеря, где официально осуществлялось атеистическое воспитание, наблюдается возрастание интереса к религиозным проблемам.

В России в наши дни к верующим относят себя 60% опрошенных граждан.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.