Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 12. Понятие трансакционных издержек было введено Р




Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом. Это затраты, возникающие в связи с заключением контрактов, издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют: 1) издержки поиска информации. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. 2) издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. 3) издержки измерения. Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. 4) издержки защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов. 5) издержки предупреждения оппортунизма. Например, отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору. А также вымогательство.

Вопрос 11 Понятие и значение трансакции. Классификация трансакционных издержек

Основоположник – Коуз.

Базовой единицей анализа теории трансакционных издержек является акт экономических взаимодействий или трансакции (термин ввел Коммонс). Понятие «трансакции» нельзя полностью отождествлять с терминами «обмен», «контракт» и «сделка». Любая трансакция обладает достаточно сложной структурой и отличается от простого обмена товарами. Коммонс определяет трансакцию как отчуждение и приобретение индивидами прав собственности и свобод, созданных обществом. Он выделяет 3 типа трансакции:

- торговля

- управления

-рационирование

Торговая трансакция является единственной формой, в которой возможно соблюдение условий симметричности правовых отношений между контрагентами.

В трансакции управления ключевым является отношение управления – подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежат только одной стороне.

В трансакции рационирования асимметричность правового положения сторон сохраняется, но место управляющей стороны занимает как правило коллективный орган. Одна сторона (совет директоров, суд) определяет права другой (руководители подразделений, истец, ответчик). В соответствии с НИЭТ издержки производства состоят из 2-х частей:

- трансформационные (производственные)

- трансакционные

Трансформационные издержки – это издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего получается продукт, который обладает определенной ценностью. В эти издержки входят не только издержки обработки материалов, но и издержки, связанные с планированием и координацией процесса производства.

Трансакционные и трансформационные издержки находятся в неразрывной функциональной зависимости:

- выбор технологий обуславливает структуру трансформационных издержек, а наличие трансакционных издержек ограничивает альтернативу выбора технологии.

Граница, проводимая между этими видами издержек весьма условна. Впервые понятие «трансакционные издержки» ввел Рональд Коуз в статье «Природа фирмы» (1937г). Он определил их как издержки функционирования рынка.

Таким образом, трансакционные издержки обеспечивают любую трансакцию и, в отличии от трансформационных издержек, не связаны на прямую с самой стоимостью продукта.

Классификация трансакционных издержек по Дж. Коммонсу.

Переделать таблицу

Издержки до сделки (ex ante) Издержки после сделки (ex post)
1) издержки поиска информации 1) издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма
2) издержки ведения переговоров 2)издержки спецификации и защиты прав собственности
3) издержки измерения (затраты, необходимые для измерения качества товаров и услуг) 3) издержки защиты от 3-их лиц (государство, мафия)
4) издержки заключения контракта (юридическое нелегальное оформление)  

Вопрос 19 Эффективная политика в области охраны окружающей среды с позиций неоинституциональной экономической теории.

 

Допустим государство установило что в год можно делать 1000 тонн вредных выбросов. но для этого нужно скупать лицензии на эти выбросы. Одна лицензия стоит 100 тыс.руб.. Допустим компании могут избавиться от выбросов если купят фильтры. Но для какой то компании фильтры стоят 80 тыс.руб а для какой-то 120 тыс.руб. Соответственно первые купят фильтры, а вторые приобретут просто лицензию так как она дешевле чем покупка фильтров. Ну вот, а Гринпис например скупает из этих 1000 тонн какую то часть, и при этом не используют. В результате цена на одну лицензию возрастает и для многих компаний становится уже дешевле приобрести фильтры чем подоражавшие лицензии. Тем самым кол-во выбросов уменьшается, гринпис рулит)

 

Вопрос 13. Понятие внешнего эффекта (ВЭ) Внешние эффекты – это величина полезности или издержек, которые не учитываются в системе цен или в общем виде не отражены (неспецифицированы) в условиях контракта. Для внешних эффектов характерно воздействие на 3-х лиц, не принимающих участия в рыночной сделке. Проблемы экстерналий первым исследовал А. Пигу в 1920 в работе «Экономика благосостояния». Интернационализация внешних эффектов Процесс включения внешних эффектов в рыночных механизм, т.е. превращения внешних издержек во внутренние и отражение их в ценах называется интернационализацией. Смысл процесса заключается в том, что предпочтения других субъектов (3-х лиц) включается в систему предпочтений субъекта, действия которого приводит к возникновению внешних эффектов.   Вопрос 14. Основные положения экономической теории прав собственности. Классификация правомочий. Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ. А. Оноре предложил 11 правомочий: 1. Владение 2. Пользование 3. Управление 4. На доход 5. На капитал 6. На безопасность (нельзя экспроприировать) 7. На передачу вещи по наследству 8. Бессрочность 9. Запрет вредного использования 10. Ответственность в виде взыскания (изъятие в качестве долга) 11. Конечные права.   Вопрос 15. Формирование права частной собственности. Модель Дж. Умбека («золотая лихорадка»). При заключении контрактов о распределении прав собственности, согласно модели Д. Умбека, будет проявляться "обратная зависимость между ценностью единицы земельной площади и размерами участка земли, полученного каждым индивидом". Таким образом, контрактное соглашение "должно изначально предоставлять каждому индивиду то же самое количество богатства, которое они (люди. - Ю. Л.) захватили, если бы действовали при помощи насилия". Отдельные старатели добывают золото на берегу реки и распределяют свои усилия между добычей золота и исключением др старателей от использования своего участка на береговой линии. Одни старатели проявляют склонность (достигают большего успеха) к золотодобыче, а др к насилию. Появляются крупные собственники береговой линии, которые наймут на работу лиц, добывающих золото. У лица может быть столько частной собственности, сколько он физически может защитить. Вопрос 16. Альтернативные режимы собственности. Варианты спецификации прав собственности при режиме «свободный доступ». Одно из наиболее важных и интересных приложений концепции внешних эффектов является сравнительный анализ режимов использования ограниченных ресурсов: свободного доступа, коммунальной собственности, частной собственности и государственной собственности. Общая собственность (свободный доступ) и перекрестные внешние эффекты. Проблема определения права собственности возникает только тогда, когда на один и тот же объект претендуют несколько индивидов. Потребление (использование) его является конкурентным, то есть увеличение потребления одним человеком уменьшает доступность данного объекта для другого. Может возникнуть ситуация, когда ни один из них не имеет возможности или права исключить других из доступа к данному благу. В этом состоит суть свободного доступа. Свободный доступ — ситуация, в которой ни один из экономических не обладает правом владения на ограниченный ресурс. Вопрос 17 Особенности возникновения режима «коммунальная собственность». Определение оптимального размера группы. Режим использования ограниченных ресурсов, в рамках которого исключительными правами обладает группа людей. Сравнительные преимущества: 1. Издержки по защите права собственности относительно ниже, чем для частной собственности 2. Группа людей должна быть однородна, т е их экономические интересы должны быть близкими и численность группы должна быть небольшой. Оптимальный размер группы зависит от безопасности и управления. Чем больше группа тем выше безопасность и труднее управление, и наоборот. Но размер группы так же может быть увеличен за счет внедрения новых технологий управления    

Вопрос 18. Теорема Коуза и её доказательство

Конкурирующий рынок может самостоятельно решать проблемы экстерналий и восстановить оптимальное распределение ресурсов при одном условии:

«Права собственности должны быть четко определены (специфицированы)».

Коуз утверждал, что в конечном счете неважно кто изначально будут обладать правом собственности на ресурс. Важно то, что результатом права собственности будет обладать тот, кто выше его ценит.

Понятие «теоремы Коуза» ввел Дж. Стинглер в 1988 в следующей интерпретации:

«В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки будут равны». Отсюда возникают предположения существования мира с нулевыми трансакционными издержками. Эту версию можно назвать первой теоремой Коуза. Её смысл заключается в том, что если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то окончательное распределение ресурсов по Парето оптимально вне зависимости от первоначального распределения прав собственности.

При заданных условиях фактор производства будет использоваться оптимальным способом, который принесет наибольшую прибыль. Решение Коуза особенно привлекательно для тех экономистов, которые идеализируют частную собственность и склонны преуменьшать значение правительственное вмешательство в экономику. Однако, возможность применения такого теоретические доходы существенно ограничено.

Во-первых, теорема верна для ограниченного числа участников (2-3), а на практике внешние эффекты затрагивают множество людей.

Во-вторых, решение Коуза может быть реализовано, если владельцы ресурсов могут идентифицировать источники наносимого ими ущерба и легально предотвратить этот ущерб.

В-третьих, допущение нулевых трансакционных издержек абстрактно.

Принимая за исходное условие трансакционных издережек, Коуз доказывает свою теорему от противного, используя эти самые издержки. В одной из своих работ он пишет:

«Для осуществления рыночной трансакции необходимо выявить с кем желательно заключение сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; провести расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдают и т.п. Как только связанные с этими действиями издержки принимаются во внимание, их невозможно избежать, изначальное разграничение законных прав влияет на эффективность действия экономической системы».

Это утверждение можно назвать 2-ой теоремой Коуза. Можно сделать один из важнейших теоретических выводов теоремы Коуза:

«Если трансакционные издержки положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность размещения ресурсов и структуру производства. Только при условии ненулевых трансакционных издержек институты имеют значение».

 

Вопрос 20 Понятие чисто общественного и чисто частного блага и их соотношение. Проблема безбилетника и ее место в НИЭТ.

 

Отнесение тех или иных благ к определенному типу зависят от их характеристик: конкурентности потребления, исключаемости из потребления, наличия побочных эффектов.

Используя два первых критерия можно построить следующую таблицу:

Классификация благ

    исключаемость из потребления
    высокая низкая
конкурентность в потреблении высокая частные блага частные блага в открытом доступе
низкая клубные блага общественные блага

 

Большинство благ обладает свойствами высокой конкурентности потребления и исключаемости из потребления. Каждая единица такого блага может быть продана за опрделенную плату.

Чисто общественные блага обладают свойствами неисключаемости из потребления и неконкурентности в потреблении. Такое благо не может быть разделено на единицы потребления и быть продано по частям. Свободный доступ к природным благам часто приводит к сверхэксплуатации ресурсов, иногда вплоть до полной их деградации.

Следует выделить понятие так называемых «исключаемых общественных благ». Этот тип благ, доступ к которым можно ограничить не смотря на коллективный характер их потребления (платность природопользования, налоги, штрафы, ведение лицензий и т.д.). В действительности любое благо может быть представлена всеми описанными выше способами. Вопрос заключается в издержках предоставления блага в каждом их этих способов.

Проблема безбилетника и ее место в НИЭТ

В 1965г М. Олсон опубликовал книгу «Логика коллективных действий», в которой он впервые поставил эту проблему.

Проблема безбилетника – это затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. Такая возможность появляется при потреблении индивидами чисто общественного блага.

Общество сталкивается с проблемой безбилетника, когда любой гражданин может пользоваться всеми благами независимо от того платит ли он налоги или нет и сколько платит. В результате при отсутствии специальных механизмов и принуждения реализуется неэффективное состояние, низкий уровень налоговых сборов и, как следствие, недопроизводство трансакционных благ. В соответствии с теорией коллективных действий Олсона существует несколько вариантов решения проблемы безбилетника:

1) малая группа

Членов такой группы могут связывать дружеские отношения или общность интересов в сфере бизнеса, политики, досуга. Тогда их отношения будут персонифицированными и локализованными. Они легко будут вести переговоры друг с другом и согласятся на коллективные действия.

2) большая группа

Чем больше размер группы, тем меньшая часть ее выгоды достается ее среднему члену и следовательно тем меньше его желание участвовать в коллективных действиях и тем острее для группы становится проблема безбилетника. Основным средством решения проблемы безбилетника в больших группах по Олсону являются селективный или избирательный стимулы.

Селективные стимулы – это такие стимулы, которые применяются к индивидам в зависимости от того вносят ли они вклад в обеспечение общественными или коллективными благами или нет. Могут быть положительные (премирование) или отрицательные (уголовное наказание за неуплату налогов, исключение отлынивающего индивида из группы) блага.

Вопрос 21. Провалы рынка и в трактовке НИЭТ

К основным провалам рынка относят:

1. отсутствие рынка (при наличии соответствующей потребности и готовности потребителей платить ненулевую цену)

2. отсутствие равновесия на рынке

3. на совершенство рынка с точки зрения возможности повышения благосостояния как участников, так и аутсайдеров

4. нежелательные побочные результаты функционирования рынка

Механизм рынка нацелен на удовлетворение тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества (оборона, охрана порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д.).

Рынок не может обеспечивать все это вследствии проблемы безбилетника. Государство должно аккумулировать через налоговую систему необходимые средства на производство или обеспечение общественных благ. В соответствии с подходом Д. Норта: «государство – это организация со сравнительными преимуществами населения распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью обладать налогами подданных». Таким образом, самой главной функцией государства является производство общественных благ.

Все функции государства имеют свою цену и чтобы их выполнять нужны средства, которые взимаются у агентов экономики или иным способом.

Государство выступает гарантом не во всех, а лишь в некоторых взаимодействиях. Круг ограничивается теми сделками, гарантирование которых государством связано с меньшими издержками, чем те которые возникают при обращении сторонами контракта к альтернативным гарантам.

Не существует абсолютной границы государства и не существует оптимальных размеров государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь.

Вмешательство государства в экономику требует расходов. Они включают в себя прямые затраты (подготовка законодательных актов и их исполнение) и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). По оценке американских специалистов государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста примерно к 0,4%. Чем активнее роль государства в спецификации и защите прав собственности, тем сложнее внутренняя структура государства и больше численность государственных служащих и, следовательно, выше искажение циркулирующее внутри государственного аппарата информации. Кроме того возрастают издержки на мониторинг и предотвращение государством оппортунистического поведения своих представителей бюрократов

Вопрос 22. Основные положения теории общественного выбора. Понятие политическое решение.

ТОВ зародилась в 1960-х гг. как отрасль экономической науки, изучающей вопросы налогообложения и государственных расходов. В настоящее время ТОВ расширила сферу своего анализа. ТОВ может быть определена как экономический анализ процессов нерыночного принятия решений или, проще говоря, как применение экономической теории в политологии.

ТОВ изучает прежде всего юридические нормы, отражающие результат политического выбора. Предполагается, что политика – это сложный институциональный процесс, на основе которого люди выбирают различные альтернативы, сопоставляя различные ценности подобно тому, как ни выбирают товар, руководствуясь лишь своими предпочтениями.

ТОВ опирается на три специфические предпосылки (Дж. Бьюкенен):

1. методологический индивидуализм

2. концепция «экономического человека» (homo economicus)

3. анализ политики как процесса обмена

 

 

Вопрос 23 Модель политико-экономического кругооборота: агенты, рынки, потоки.

 

Избиратели голосуют за политиков, политики назначают бюрократов, которые оказывают непосредственное воздействие на избирателей. Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей. Она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке, поставляя политикам информацию и реализуя через систему распоряжений принятые законопроекты. Через бюрократов группы с особыми интересами «обрабатывают» политиков, представляют информацию в выгодном для себя свете.

 

Вопрос 24 Экономическая трактовка голосования и выборов. Основные процедуры (правила) голосования.

 

Голосование - принятие коллегиального решения путем подачи голосов и последующего их подсчета. Выборы - способ формирования органов государства и органов местного самоуправления с помощью голосования.

 

Вопрос 25 Парадокс голосования в теории общественного выбора.

Парадокс заключается в том что вот допустим у нас несколько человек и каждый ставит для себя какую то цель приоритетной, например для васи важно чтоб не было инфляции для пети чтобы не было безработицы. Вот каждый голосует за то что нужно именно ему. И в итоге выходит что не возможно выбрать что-то одно. Но если рассматривать Петю Васю Мишу допустим попарно, то тогда уже можно выделить итог голосования. Короче суть парадокса что организатор задает регламент подведения итогов, и каким он его задаст таким и будет результат. Организатор манипулирует голосованием в своих интересах и тем самым исключает зацикливание.

 

Вопрос 26. Трактовка медианного избирателя в неоинституционализме. Модель двухпартийной конкуренции Хоттелинга-Даунса.

В рамках прямой демократии все решения сообщества имеет тенденцию соответствовать среднему (медианному) избирателю. К медианным избирателям относятся те, кто находится в середине существующей шкалы предпочтения. Предложенный Блэком и Плоттом в теореме медианного избирателя доказывается, что равновесие при правиле большинства существует тогда, когда оно представляет собой максимум для одного и только одного индивида, остальные индивиды могут быть разбиты на пары с диаметрально- противоположными результатами. А для вершины распределения голосов может быть характерно для тех случаев, когда в преставлении рассматриваются блага так или иначе заинтересованные все избиратели.

Решение вопросов в пользу избирателя-центриста имеют свои плюсы и минусы. С одной стороны оно удерживает сообщество от принятия крайних решений, а с другой стороны не гарантирует принятие оптимального решения. В рамках прямой демократии все решения сообщества имеет тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя, что не всегда экономически целесообразно.

 

Вопрос 27 Особенности общественного выбора в условиях прямой демократии

В соответствии с моделью, предложенной Олсеном и Макгиром, для общества прямой демократии характерны следующие условия:

· все средства, которые общество собирает в виде налогов, идут на производство общественных благ;

· достающееся каждому индивиду количество общественных благ должно быть прямо пропорционально его вкладу в производство этих благ, т.е. должно отсутствовать какое-либо перераспределение доходов.

В идеальном случае прямая демократия предполагает использование

процедуры голосования, предусматривающее единогласное одобрение решения об объеме предоставляемых общественных благ и распределение соответствующих издержек.

На практике решение принимается большинством голосов. Простое большинство голосов является оптимальным для той группы, в которой альтернативная стоимость времени имеет относительно большое значение. Простое большинство голосов – минимальное условие противоречивости результатов.

Оно достигается в ситуациях, когда требуется одобрение 50% голосов + 1 голос.

 

Вопрос 28. Трактовка политической конкуренции с позиций теории общественного выбора

Основными типами выборов является выборы по одномандатным и многомандатным округом. В первом случае используется правило относительного большинства. Во втором – пропорциональные представительства.

Все партийные системы могут быть разделены на 3 основные группы:

- однополюсные (Россия, Швеция, Люксембург)

- двухполюсные (США, Тайвань)

- многополюсные (Бельгия, Италия, Дания, Нидерланды, Финляндия)

В условиях жесткого противостояния двух партий распределение голосов может иметь бимодальную форму. Бимодальное распределение может быть:

- симметричным

- асимметричным

Может встречаться и полимодальные.

В случае, когда ни одна из партий не получает большинства возникают проблемы (парадокс голосования). Минимально выигравшая коалиция – коалиция, обеспечивающая 50% + 1 голос.

 

 

Вопрос 29. Особенности общественного выбора в условиях представительной демократии.

В представительной демократии воля народа выражается не прямо, а через институт-посредник. Поэтому её часто называют дилигируемой демократией.

Носителями представительной власти является общенародный парламент, а также другие законодательные органы в центре и на местах и выборные представители исполнительной и судебной власти. Воля народа в представительной демократии выражается непосредственно на выборах или через референдум. Кроме того, воля народа может выражаться через представительные органы власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют волю народы, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность.

Среди главных достоинств представительного правления следует выделить свободный общественный строй и высокую эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широкого круга населения к общей уравниловки.

Высокая эффективность представления управления объясняется рациональностью организаций политической системы четким разделением труда более высокой по сравнению с прямым проявлением компетентностью и ответственных лиц, принимающих решения.

Недостатки:

В качестве основного недостатка в представлении демократов следует отметить фактическое устранение народа от власти в промежутках между выборами, что означает отход от сути демократии как наряду власти.

В условии представлении демократии процесс голосования усложняется. На результат голосования влияют интересы отдельных индивидов, их групп и законодателей.

Предполагается, что как представители власти, так и избиратели ведут себя рационально и стремятся к максимизации своей полезности. Многие избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе, просто не участвуют в голосовании. Такое явление в теории общественного выбора получило название «рационального неведения».

Среди других недостатков в представительной демократии следует отметить возможность принятия решений, несоответствующих интересам большинства населения, весьма далёким от модели медианного избирателя и широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной многоступенчатой системы власти.

Вопрос 30 Экономический анализ формирования коалиций в парламенте

Партия, получившая мандаты в парламенте должна сформировать коалицию и распределить между собой министерские портфели (должности).
Модели формирования коалиции:
1. Минимально выигрывающая коалиция.
2. Модель теоремы сделки – формируются коалиции с минимальным числом участников.
Трансакционные издержки переговоров между партиями.
3. Модель минимального пространства – близость по шкале левые правые. Партии скорее формируют политику с целью победы на выборах, а не побеждают на выборах для проведения политики.

Вопрос 31 Понятие рационального неведения в теории общественного выбора и условия его возникновения. Формула Э. Даунса.

Впервые озвученная политологом Энтони Даунсом в 1950 году и разработанная экономистом Гордоном Таллоком и другими, теория рационального неведения утверждает, что для физических лиц является вполне рациональным в значительной мере не интересоваться политикой и даже не участвовать в выборах.

Одним из следствий эффекта рационального невежества является то, что широкая общественность в значительной степени не осведомлена о государственных махинациях, политические результаты которых контролируются элитными группировками, крупнейшими из которых является само государство и его функционеры. Средний гражданин в условиях демократии не только рационально невежествен, но и рационально дезинформирован благодаря неустанной государственной пропаганде, вбиваемой в головы каждому начиная с дошкольного возраста. Вся система образования в России является одной гигантской, финансируемой за счет государства операцией по промывке мозгов.

американский политолог Э.Даунс предложил формулу рационального политического участия:

R=pB - C D,где R - чистая прибыль от участия в выборах;р - вероятность того, что голос имепноданного избирателя будет решающим;В - политическая выгода от участия в выборах;С - возможные затраты;D - непосредственная выгода от участия в голосовании.

Вопрос 32. Трактовка лоббизма с позиций теории общественного выбора

Лоббизм – это способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. Он строится на взаимовыгодном облике между бизнесом и законодательной властью: 1 сторона (бизнес) получает необходимое ей послабление в области ценовой и налоговой политики; 2 сторона (в лице депутатов и их партий) – материальную поддержку на предстоящих парламентских выборах.

Чиновники на прямую связаны с группами специализированных интересов в парламенте. Через бюрократию эти группы обрабатывают «политиков», представляют информацию в выгодном для них свете.

Процесс лоббирования может принимать такие формы как:

- блокирование законов, позволяющие осуществлять прямые иностранные инвестиции или ужесточение режима импорта близких заместителей, что естественно повышает цены на отечественный товар.

 

Вопрос 33. Особенности экономики бюрократии. Модели У. Нисканена. Понятие «системы вращающихся дверей» в теории общественного выбора.

Бюрократия представляется через систему бюро, т.е органов (учреждений), исполнительные власти, ответственных за подготовку услуг общественного сектора конечному потребителю. В современных представлениях ТОВ бюрократия подобно избирателям и политикам имеет свой собственные полезности – увеличение з\п, привилегий, удовлетворение личных амбиций.

Понятие «системы вращающихся дверей» в теории общественного выбора

Преследуя свои собственные интересы бюрократы могут использовать так называемые системы вращающихся дверей, которые подразумевают циклическую ротацию руководителей частных фирм в родственной им государственной организации и обратно.

Как правило привилегии и льготы работников государственного сектора невелики, но их интерес далеко не ограничивается финансовыми соображениями и часто они заинтересованы с создании благоприятного общественного климата для своей деятельности. Скорость вращения дверей быстро растет, так как руководители в промышленных сферах получают в 5-10 раз больше, чем равные ему по рангу администр. в государственном секторе.

Служба в государственном секторе может рассматриваться лишь как вложение в человеческий капитал, т.е. приобретение новых знаний и навыков, усиление влияния и укрепление связей с поддерживающими их группами в специализированных интересах.

По мнению Бьюкенена бюрократическая система неэффективна в силу, по крайней мере, 3-х причин:

Во-первых, она осуществляет выбор не с точки зрения экономических ценностей людей, а по иным критериям.

Во-вторых, бюрократизм порождает зависимое отношение между власть имущими и подчиненными.

В-третьих, борьба за доступ к ценным благам является расточительным использованием ресурсов общества.

Под группой специализированных интересов обычно понимают совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которые действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага.

Эти группы могут создавать структуры для лоббирования политических и экономических решений и нормативных актов, создавая олигархические и монополистические структуры, а также участвовать в перераспределении ресурсов. Такие группы замедляют экономический рост.

 

Вопрос 34 9.3.Поиск политической ренты в трактовке НИЭТ

Это стремление экономических агентов получить экономическую ренту с помощью экономического процесса. Под рентоориетирующим поведением понимают попытку индивидов увеличить своё благосостояние, нанося при этом ущерб благосостоянию всего общества. В рамках данного процесса изучается формирование бюрократии, взятничества, неконкурентного поведения между фирмами. Мероприятия экономической политики, создающей политическую ренту для одних экономических субъектов, обуславливает возникновение негативной политической ренты для других. Например, введение импортного тарифа на уголь.

Очевидно, что распространение рентоориентированного поведения самым неблагоприятным образом отражается на макроэкономических показателях:

- серьёзно замедляется экономический рост, способствует развитию стагнации и может привести к ситуации «плохого равновесия», т.е. к фактической консервации экономической системы на низком экономическом уровне развития. Предотвратить разрастание государственной демократии, по мнению теоретиков общественного выбора, можно 2 способами:

1. ограничение численности гос аппарата с помощью конституционных установлений, предотвращающих разбухание государства, подминающего под себя общественные структуры.

2. использование моральных факторов, налагающих определённое обязательство и на политиков и на управленцев.

 

Вопрос 35. Политическая рента в модели «политик-избиратель». Стратегии поведения политика.

Основная идея дальнейшего развития модели заключается в том, что "найм" и "увольнение" политиков для общества связан с определенными затратами.

Говоря о трансакционных издержках проведения выборов, мы будем понимать процесс выборов в узком смысле, как процесс ведения переговоров, тогда в соответствии с классификацией Р. Коуз а мы имеем дело с издержками ведения переговоров. В более широком смысле издержки проведения выборов подразумевают процесс обмена между избирателями и политиками, в котором голоса меняются на обещания, репутацию и т.д. "На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике – соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому

В дополнение к трансакционным издержкам откажемся от предпосылки о дискретном времени и рассмотрим модель с непрерывным временем, которое изменяется от 0 до + ¥ (данная предпосылка носит технический характер и необходима для более наглядной интерпретации результатов анализа).

Политик будет переизбран в случае, если суммарный поток рент после момента последнего избрания не превысит некоторой величины х*. Данное условие полностью соответствует ситуации, описанной ранее для одного периода времени, разница заключается лишь в том, что х* в данном случае отражает накопленные рентные платежи.

При этом политик будет досрочно отстранен, если его накопленная рента за период с последних выборов превысит х**, где х** — дополнительная "мера терпимости", описывающая поведение граждан общества: при превышении накопленной ренты за срок от последних выборов х** политик будет переизбран досрочно (х**>x*).

Будем предполагать, что величины х*, х**, хmax, d и D однажды будучи выбраны, остаются постоянными на протяжении всего периода времени.

 

Вопрос 36 Политический деловой цикл в теории общественного выбора. Модели Д. Гиббса и А. Алезины.

 

Д. Гиббс рассматривал модель с двумя партиями, которые имеют различные целевые уровни безработицы и инфляции. Партия "левых", имеет целевой уровень безработицы ниже, чем партия "правых", а "правые" более низкий целевой уровень инфляции. При этом изменения в инфляции и безработице отражают изменения в правящих партиях.
А. Алезина предложил модель партийного делового цикла с учетом рациональных ожиданий избирателей. Как и в модели Гиббса, конкурирующие политические партии имеют различные целевые значения относительно уровней безработицы и инфляции. К тому же, партия "левых" готова нести более высокие инфляционных издержки для сокращения уровня безработицы. Уровень инфляции в модели определяется ожиданиями будущих периодов. Ключевым моментом для образования циклов является неопределенность результатов будущих выборов. Если избиратели полностью уверенны, что правящая партия после выборов не изменится, то тогда не будет колебаний ни в инфляции (т.к. ожидания будут равны целевым значениям правящей партии), ни в уровне безработицы. В то же время, если существует положительная вероятность смены правящей партии, то ожидаемые значения инфляции будут отличаться от целевых для действующего правительства.

Вопрос 37.. «Провалы государства» в неоинституциональной экономической теории.

 

Правила государства:

1. несоответствие доходов и расходов

2. отсутствие четких критериев эффективности деятельности

3. неравномерное распределение ресурсов

4. ограниченность контроля над бюрократией

5. неспособность полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений

Государство не должно противопоставлять себя рынку, ему следует участвовать в структурах рынка как полноправного макроэкономического субъекта наделенного социальной функцией. Дальнейший экономический рост в России возможен благодаря правильному сочетанию структурных уровней рынка, распределенных не по отраслевому строению основного капитала, а по соотношению финансового, денежного, производительного и регионального капитала. При этом необходимо развитие рынка в стратегических программах инвестиций, субъектом которого должна стать макро-кооперация крупного финансового капитала и государства.

 

 

 

Вопрос 38 Основные положения экономики конституции. Модель Ф. Хайека.

Модель Конституции, предложенная Фридрихом фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов. В подлинно демократическом обществе необходимы три представительных органа: "один — для занятия исключительно конституцией (он будет собираться с большими интервалами, лишь когда потребуются изменения в конституции), другой — для постоянного совершенствования кодекса справедливости, третий — для текущего правления, т. е. для распоряжения общественными ресурсами. Высшей инстанцией является Конституция, которая определяет функции всех органов власти. Законодательное собрание формирует правительственное собрание, оно, в свою очередь, — правительство, которое руководит административно-бюрократическим аппаратом.По мнению Ф. Хайека, эта структура, позволит избежать извращения демократического идеала, защитит от перерождения закона в произвол, создаст пределы для роста административной машины.

 

Вопрос 39 Неоинституциональный анализ анархии и государства. Модель оседлого бандита МакГира-Олсона.

Манкер Олсон сравнил эксплуататорское государство с "оседлым бандитом". К такому выводу он пришел, проанализировав события двадцатых годов в Китае, когда диктатор Фан Ючен подавил на своей территории бандитизм и разгромил относительно сильную армию бандита-гастролера Белого Волка. Большинство населения во владениях Фана предпочитали его присутствие нападениям бандитов-гастролеров.
В данной модели государство рассматривается в качестве бандита, рассчитывающего на долгосрочное обирание людей, живущих на контролируемой им территории. Оседлый бандит, в отличие от бандита-гастролера, который посещает разные районы с целью получения максимальной краткосрочной наживы (бандиты-гастролеры могут быть грабители любого масштаба, например, ими могут быть войска, вторгшиеся в сопредельное государство не с целью превратить его в колонию, а с целью просто отнять как можно больше у жителей и уйти) заинтересован в сохранении, во-первых, физической возможности заниматься хозяйством у своих подданных и, во-вторых, стимулов к расширению хозяйства.

Вопрос 40 Методологические основы экономического анализа предупреждения преступлений.

 

Преступление это вынужденная сделка. Преступления совершают те кто склонен к риску.
По идеи нужно стремиться к полному искоренению преступности, но это не так.
Какой-то чувак (Бьюкенен кажется) сказал что с какими-то преступлениями бороться экономически не выгодно. Т.е. расходы взаимосвязаны с бесопасностью и ущербом
у нас 1000 р есть. Если мы боимся что их украдут, то мы много платим полиции, т.е. наш ущерб составляет те деньги которые мы отдали им. А если мы платим полиции мало то тогда вероятность что у нас украдутвелика и опять же наш ущерб много составит. А если мы платим полиции что-то среднее то и наш ущерб средний
соответствуенно искоренять преступность полностью не нужно

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.194 сек.