Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции развития политического лидерства в Украине




Политический лидер в Украине может сформироваться в следующих условиях.

1. В системе многопартийности.

2. В системе государственной власти.

3. Фракционность парламента.

 

Общими чертами политических лидеров в Украине являются:

- отсутствие политического опыта,

- эмоциональность,

- недостаточный профессионализм.

13. Условия фун-я и основные признаки гражд. об-ва. Во-первых, наличие в обществе свободных владельцев средств производства. Свободный собственник должен быть свободен от диктата, от вмешательства в производственные дела государственных органов, политической власти. Другим признаком гражданского общества является развитость и разветвлённость демократии. Демократия любого уровня предполагает наличие управляющих и управляемых. В качестве управляющих выступают профессиональные политики; управляемые - представители неполитической сферы - собственники, занятые в сфере производства. сли для устойчивых структур государства характерны вертикальные отношения, то для гражданского общества - горизонтальные, невластные связи, образующие несколько слоев. Первый, фундаментальный слой, - это производственные отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности людей. Второй - социокультурные отношения (семейные, этнические, религиозные и др.). Третий слой - отношения, связанные с индивидуальным выбором по “интересам” (политические партии, общественные движения, массовые общественные организации и др.). Только в гражданском обществе граждане не скованы дисциплиной страха и господства. Они наделены собственностью, обладают свободами и правами, и обладание этими ценностями делает их ответственными за их сохранение и умножение. Они же защищают и государство, которое делается ответственным за все виды безопасности человека и общества и их состояние.

14. Полит права чел-ка и граж-на. Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций.Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

15. полит права чел-ка в Конституции Украины. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Наиболее обобщенным, таким, которое интегрирует все другие политические права и свободы, есть право граждан принимать участие в управлении государственными делами, которое раскрывается через совокупность права граждан принимать участие во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными к органам государственной власти и органов местного самоуправления, права свободного доступа, к государственной службе, службы в органах местного самоуправления, через деятельность народных депутатов Украины. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Право каждого гражданина принимать участие в управлении делами государства - важный признак демократизма государства. Право на обращение означает возможность направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться к органам государственной власти, органов местного самоуправления и служебных лиц этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок. Относительно политических прав правосубъектность в полном объеме наступает с восемнадцати лет. Политические права могут реализовываться человеком и гражданином как индивидуально, так и коллективно. Например, только коллективным является право на собрания, митинги, объединения, в политические партии и общественные организации, которое единолично осуществить невозможно.

16. В соответствии с этими условиями американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:- совершенно пассивные формы политического поведения граждан;- участие людей только в выборах представительных органов;- вовлеченность индивидов только в решение местных проблем;- политическое поведение активных участников предвыборных кампаний;- поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики;- участие как форма профессиональной деятельности политика.Основной и, как показывает опыт, оптимальной формой политического участия для большинства населения являются выборы в представительные органы власти. Эта форма взаимодействия индивида и государства предоставляет возможности для проявления людьми самой различной степени активности и, что весьма важно, обладает временной протяженностью, не требующей чрезмерных психологических нагрузок. Характеризуя наиболее распространенные формы политического участия, следует сказать, что они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и периодическими, сориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти. В плане отношения к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (т.е. легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия.

17. Факторы возникновения полит конфликтов. Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой. Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Причинами конфликтов также являются:Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий:одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение). Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

· Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.· Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.· Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.· Зависть. Ненависть. Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

18. методы урегулирования полит конфликтов.

1. Метод избегания конфликта. Но избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается.2. Отрицание или подмена конфликта, способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например,политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.3. Метод конфронтации. Обязательно выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима. 4. Метод откладывания конфликта. Сдача "на милость победителя" - действиедовольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом. 5. Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов черезпосредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства. 6. Третейское разбирательство или арбитраж. Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы. 7. Переговоры, которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Очевидно, что одним из главных условий согласия (консенсуса) являетсятерпимость соперников друг к другу, инакомыслию. 19. полит позиция и поведение. Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя. Однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целенаправленных характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения. Соответственно этому в политическом поведении принято выделять:- формы рациональных политических действий; - формы бессознательного политического поведения.Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации. Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие:- реакция, когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди или институты; - периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всякого рода выборах, полит. кампаниях; - Деятельность в политических организациях, партиях; - выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка; - посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях; - прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности как митинги, демонстрации, забастовки; - воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений

20.сущность полит партии. Политическая партия есть организация, соединяющая некоторые общественные движения и некоторые течения общественно-политической мысли. Иными словами, партия содержит, по крайней мере, три компонента: общественное движение, течение политической мысли, организацию. Вместе с тем партия является представительством определенных экономических, социальных, культурных и прочих интересов, но представительством на политическом уровне, т.е. на обобщенном и на общегосударственном. В этом отношении партия отличается от различных общественных организаций и движений, которые представляют частные, профессиональные, корпоративные, т.е. узкие интересы.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций. является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти. Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

Признаки политической партии: 1. Любая партия является носителем идеологии. Речь идет о том, что партия стремится выразить наиболее существенные, коренные, долговременные интересы той или иной социальной группы, обосновать ее претензии на власть. Для этого партия должна осознать место данной социальной группы в контексте общественного развития. Для этого, в свою очередь, партия должна сформировать свое видение закономерностей и тенденций общественного развития. Идеология и есть система взглядов на мир, на закономерности и тенденции его развития с позиции оп­ределенного класса.2. Любая партия представляет собой организацию. Это означает: наличие у партии программы и устава; наличие определенной структуры и иерархии: наличие определенной партийной дисциплины.3. Цель любой партии – захват и удержание государственной власти. Это важнейшее от­личие политической партии от общественного движения.4. Любая партия стремится обеспечить себе поддержку населения вплоть до активного членства в ней.

21. типология полит партий.По своему популярному критерию партии делятся ( с достаточной степенью условности) на три основные группы:- партии консервативного (правого) типа, - партии центристского типа, - партии левого типа.Партии консервативного (правого) типа - представитель данного типа партий, человек реформистских, консервативных взглядов, соответствующих поступков и действий, выступающий в защиту интересов весьма состоятельных слоев общества.Партии центристского типа - отражают идеологию среднего класса. В центристские партии часто входит научно-техническая, творческая интеллигенция.Партии левого типа - прокламируют более активную роль государства в экономике и перераспределении благ. Они считают целесообразным национализировать какие-то сферы экономики или транспорта.

Называют еще такие части политического спектра, как суперлевые партии и суперправые партии. Суперлевые и суперправые, как любое что-то "сверх", относятся к так называемым маргинальным, неосновательным и необязательным частям политического спекрта. Суперправые партии - это партии фашистского, расистского толка. Это обычно немногочисленные, но очень "крикливые" партии. Иногда они бывают достаточно влиятельны и пользуются определенной поддержкой избирателей.

Наиболее распространена "усложняющаяся" классификация различных систем партий и моделей связей между ними: однопартийность. двухпартийность, многопартийность.

22. фу-и полит партий. Политическая социализация. Политическая социализация - это процесс политического становления личности, вхождения человека в политику, его подготовки и включения его во властные отношения. Т.е. она включает два аспекта: формирование политического мировоззрения (политических ориентаций, приверженности определенным стереотипам),приобретение навыков политического участия. Процесс политической социализации начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. В ней активно участвуют самые разные институты: семья, школа, государство и т.д. Роль политических партий тут тоже является немаловажной. Выявление соотношения сил в обществе из соотношения позиций партий. Разработка и принятие политических решений. Осуществление политического курса общества. Этим занимаются партийные фракции в Парламенте, представители партий в Правительстве. В парламентских республиках и конституционных монархиях Правительство формируется из представителей победившей партии. (К примеру, в Японии и Великобритании все члены Правительства обязаны быть депутатами Парламента). Кадровая функция. Внутри партий существует своя иерархия, структура, принципы отбора на руководящие должности, формы партийного обучения, система рекрутирования партийной элиты. Партии же осуществляют селекцию кандидатов на должности в представительных органах. Контроль за исполнением государственных программ. В первую очередь, осуществляется через парламентскую фракцию. Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса (партии, блоки) Корректировка политического курса на основе механизма обратной связи (т.е. реакция на изменения в обществе) Защита политической системы от общества (недовольство последнего направляется на партии или персоны, а не на саму государственную машину)

 

23. Партийные сис-мы. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы. При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных про­блем. Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наибо­лее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством де­путатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие мно­гообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. По политическому весу выделяются четыре типа партий:мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство манда­тов и право на проведение собственного политического курса; партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах; доминирующая партия – получившая относительное большинство депу­татских мест; миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.

24. генезис полит партий.Партии в современном понимании начали формироваться в ХУШ в. в Великобритании и США. На начальных этапах отношение к ним было негативным. Защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его, служили источниками конфликтов. По замечанию А. Токвиля, «партия есть неизбежное зло свободных правительств». Но еще до появления первых политических партий в Великобритании - тори и вигов - с конца ХУЛ в. английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий.Первоначально им было предписано выражать национальные интересы. Английский мыслитель Э. Берк отмечал, что «партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию». Нараставшая дифференциация интересов различных групп общества обусловила изменение первоначальной функции представительства общенациональных интересов и превратила партии в механизм выражения групповых предпочтений. Появление партий как новой политической реальности превратило политическую борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп, находящихся в сложных отношениях соперничества и союза Следовательно, партии являются одновременно результатом и фактором развития. С одной стороны, как отмечали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер, партии - это результат процесса развития, но с другой стороны, партии можно рассматривать как «независимую институциональную силу, порождающую само политическое развитие».

25. Зарождение политических партий в Украине. Первые политические группировки возникают в середине 1988г. В западных регионах Украины были созданы первые политические организации: Демократический союз (ДС) и Украинский Хельсинский союз (УХС). Это были группировки откровенно антикоммунистического направления. УХС была первой организацией в стране, которая заявила о необходимости построения самостоятельного украинского государства. Первой формально зарегистрированной политической партией явилась Украинская национальная партия (УНП) (октябрь 1989 г., Львов). Процесс возникновения политических объединений в Украине, не был связан со структуризацией общества на определенные социальные группы. Закономерное следствие – формирование на первом этапе широких демократических коалиций.. в Украине таким объединением стал Народный Рух Украины.Это было время консолидации гражданско-политических объединений и группировок на основе борьбы за национальное, духовное, экономическое и политическое возрождение Украины. Весной 1990 г. Распад государственности СССР, провозглашением Верховным Советом Украины Акта о независимости, запрет в сентябре 1991 г. Коммунистической партии Украины создали качественно новые условия для развития политических объединений в стране. За прошедшие годы в Украине сформировалась многопартийная система. Но при этом процесс создания новых партий не приостанавливается. Так, если во время выборов в Верховную Раду в марте 1998 г. В Украине было 52 политические партии, в начале 2001 г – 110, а за год до парламентских выборов 2006 (то есть в марте 2005 г.) их было зарегистрировано 126. Происходят типичные для многопартийности межпартийная и внутрипартийная борьба, расколы в партиях, объединения партий, создание межпартийных блоков. Особенно эти процессы активизировались в 2005 г. В связи с подготовкой выборов в Верховную Раду в марте 2006 г. Многопартийность в Украине отражает весь идейно-политический спектр партий, который существует в мире. Так, в соответствии с идеологическими направлениями в Украине действуют коммунистические (КПУ, КПРС и др.), социал-демократические (СДПУ(о), СДПУ и др.), либерально-демократические (ЛДПУ, ПРП и др.), консервативные (УКРП, УНКП и др.), христианские (ХДПУ, РХП и др.), националистические (КУН, УНА и др.) партии

26. Конституция Украины про роль политических партий в жизни общества В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об объединениях граждан», политической партией называется объединение граждан - сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, для которой главной целью является участие в разработке государственной политики, формирование органов власти, местного и регионального самоуправления и представительство в их составе. Партии являются выразителями интересов и целей определенных социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказывать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания. Статья 36 - политические партии в Украине содействуют формированию и выражению политической воли граждан, принимают участие в выборах. Членами политических партий могут быть только граждане Украины. Ограничения относительно членства в политических партиях устанавливаются исключительно настоящей Конституцией и законами Украины.

27. Классификация современных политических партий по идейному направлению. все украинские партии можно поделить на три основные группы: 1) консервативные партии; 2) либеральные партии; 3) радикальные партии. Консервативные партии по определению придерживаются консервативной идеологии, суть которой состоит в том, что существующий режим следует всячески укреплять и охранять. В условиях Украины к числу приверженцев консервативной идеологии можно с полным основанием отнести кучмистские и неокучмистские партии, прежде всего, Партию Регионов, КПУ и СПУ.С либерализмом ситуация несколько сложнее. Смысл либерализма заключается в том, чтобы не столько сохранить существующую систему, сколько эволюционным и реформистским путем изменить ее, сделав более справедливой и сносной для большинства. В украинском варианте либерализм пытается сочетать не сочетаемые вещи: политическую свободу и национализм. Либеральными партиями, с известной натяжкой, можно назвать «Нашу Украину», а также БЮТ, формально являющейся блоком партий. Разновидностями радикальных идеологий могут являться национализм и популизм, которые особенно заметны в политической жизни Украины. Идеология национализма, как известно, на первое место в иерархии ценностей ставит не человека, а нацию. Еще одной идеологией, которая, пожалуй, имеет значительные перспективы в украинской политике, является популизм (от слова populus – народ). В основе популизма – манипуляция сознанием широких масс посредством апелляции не к их интеллекту, а к их эмоциям и инстинктам. Популист говорит то, что от него хотят слышать. Как правило, народ для него – всего лишь биомасса, средство достижения власти и обеспечения личного материального благополучия.

28. Перспектива развития политических партий в условиях современной Украины До 2004 года украинские политические партии de facto не играли важной роли в политике страны. В Верховной Раде фактор принадлежности к политическим партиям не был определяющим. В самих выборах участвовали разного рода избирательные блоки и коалиции, которые зачастую искусственно создавались накануне голосования и так же быстро распадались. Во время каждых выборов список таких участников менялся. Все эти обстоятельства приводили к нарушению одного из основных принципов демократического общества: недвусмысленной ответственности хозяев властных кабинетов перед источником власти — своими избирателями.Три события, которые произошли в 2004 и 2005 годах, а именно: принятие нового закона о выборах в Раду, недавно упраздненная конституционная реформа и помаранчевая революция, — существенным образом изменили такое положение вещей, создав условия для развития украинских политических партий и значительно усилив их роль в политической жизни страны. Закон Украины “О выборах народных депутатов Украины” от 25 марта 2004 года зафиксировал отказ от смешанной избирательной системы.Таким образом, партии стали эксклюзивным способом получения депутатского кресла в национальном парламенте. важным фактором, который существенно повлиял на эволюцию партийной системы в Украине, стала помаранчевая революция, способствовавшая процессу легитимации прозрачных и справедливых выборов как исключительного механизма формирования органов государственной власти. Политические партии стали более заметными в украинском обществе, возрос уровень их идентификации и узнаваемости среди избирателей.

29. Политическое сознание: суть и структура.Политическое сознание - одна из центральных категорий политологии, входящая в систему ее понятийных координат обозначающая восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния. В традиционном марксистском понимании политическое сознание трактуется как вариант общественного сознания, возникающий как отражение прежде всего социально-экономических условий бытия людей. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком аспекте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.

политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. В этом смысле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового сознания. В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (справедливость, демократичность, равенство, стабильность, порядок и т. д.); в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т. д.

30. Функции политического сознанияфункции выделяются следующие: 1) объективное отражение политической реальности, которое осуществляется с помощью таких структурных компонентов политического сознания, как политическая наука и политическая теория; 2) ориентация деятельности субъекта в мире политики через выражение его интересов в концептуальной форме, средством реализации этой функции служит идеология; 3) эмоциональное реагирование в разнообразных проявлениях политической психологии, ведь именно психологические импульсы побуждают людей к действию.

31. Виды политического сознания.Принято выделять виды политического сознания по разным основаниям:1) по формам политического сознания: политическая идеология, политическая психология, политические и правовые знания; 2) по субъекту, или носителю политического сознания: политическое сознание общества в целом, политическое сознание социальной группы, политическое сознание личности; 3) по уровню политического сознания: тип политического мышления (политической ментальности), характерный для нации в целом; уровень политической и правовой информированности, степень компетентности политических суждений; политические установки, ориентации, оценки, мотивы политического участия или неучастия.

32. Политическая идеология и ее функции. Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям. Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач. С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).

33. Современные политические идеологии. Важными политическими идеологиями и социально-политическими течениями современности являются либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм и фашизм. Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества. Консерватизм как политическая идео­логия представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочи­тающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и прин­ципы политического участия, отношения к государству, социаль­ному порядку и т.д. Система воззре­ний консерватизма базировалась на приоритете преемственности перед иннова­циями, на признании незыблемости естественным образом сло­жившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархич­ности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. Наибольшее влияние на общественное сознание в XX веке (в основном в европейских странах) оказала социал-демократичес­кая идеология, всегда отстаивающая приоритеты социального и межгосударственного мира и связывающая идеалы справедливо­го общественного устройства с принципами свободы и солидар­ности. Представления о постепенном реформировании буржу­азного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, принципами народовластия, со­циальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления. Фаши́зм — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.Основными характеристиками фашизма являются: господство правой идеологии,традиционализм,радикальный национализм,антикоммунизм, этатизм,корпоративизм,элементы популизма, милитаризм,часто — вождизм,декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.