Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Sf 25. Природа живая и неживая. Жизнь и разум в контексте




Newpage

глобальной эволюции Вселенной. Биосфера и ноосфера.}

Природа --- представляет собой объективную реальность, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени в пространстве, находится в непрерывном изменении и развитии. Основное --- неживая природа. возникновение живой природы есть загадка, не нашедшая до сих пор адекватного объяснения. Варианты --- самозарождение в первобытном океане, божественное вдохновение, химическая случайность или семена жизни, носящиеся в космосе. Дальнейший необъяснимый скачок есть возникновение разума. Геосфера есть область неживой природы.

Жизнь есть качественно новая форма материи. Реализуется в индивидуальных биологических особях и их совокупностях. Вопрос - есть ли их совокупность что-то качественно новое (муравьи, термиты). Каждый организм есть открытая самоорганизующаяся система, для которой характерно наличие процесса обмена веществ, роста, развития и размножения. Возникновение жизни --- креационизм (Линней), одноактное творение богом организмов, либо многоактное творение богом более совершенных организмов после уничтожения более несовершенных. Витализм, объясняющий процессы жизни наличием некоторой нематериальной жизненной силы или жизненного порыва. Гипотеза о спорах жизни или извечном существовании живой и неживой материи. По современной гипотезе, образовалась клетка из ядра и цитоплазмы. В ядре есть ДНК, несущих генетический код, причем качественное изменение происходит при новом ДНК Теории эволюции жизни --- Ламарк, упражнение и неупражнение органов, теория естественного отбора Дарвина. Современная теория --- воздействия внешней среды вызывают целенаправленные мутации, а далее естественный отбор. Новые исследования нашли формы сущ-ния материи между жизнью и нежизнью, вирусы и еще более прост образования.

Под природой понимают также ее часть --- биосферу нашей планеты. Именно она создала условия для возникновения человека. В биосферу входит атмосфера, гидросфера и верхняя часть литосферы. Возникла 3,5-4 млрд лет назад. Характеризуется качественно новым состоянием земной поверхности, приобретенной в рез-те взаимодействия живой и неживой природы. Живое вещво есть функция биосферы, б --- рез-т развития живого вещва. Ввел Ламарк. Вернадский сказал о том, что человечество становится мощным геологическим фактором, сейчас в биосферу начинает входить космос.

Прир Среда - естественное условие жизни общества. История Земли и история человечества - это две главы одного романа"-Герцен. Общество явл частью более обширного целого- природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ среда - это та часть пр, которая составл необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь невозможна. Возникновение общества. История чело общества в опред смысле являет картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество не сущ изначально. История его возникнов не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в процессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В прообразов первобытного стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд - та главная мат сила, кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка., кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.

С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить совр общество в исх природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в уел тундры насел занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние геогр Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зав-ть от геогр Среды.

Ограничивается ли Среда жизни общества лишь географ средой? Нет. качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого -биосфера. В р-те длит эволюции биосф сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с бол&е глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на природу, ноосфера --- это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф и над ней. В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном понимании естеств и соц процессов.

Жизнь и разум '--- является ли это венцом эволюции Вселенной и материи, является ли это этапом или этот тупиковая ветвь эволюции, которая приведет к саморазрушению. Теория циклической Вселенной, которая время от времени умирает, а вечны только материя и др.

Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга, то теперь она должна стать партнером ч-ка. Для ч-ка жизненно важно сохранить свою среду обитания.

Далее можно плавно перейти к глобальным проблемам человечества.

 

\newpage{\sf 25. Происхождение человека. Проблема антропосоциогенеза...-Человек в ряду других живых существ. Труд, общение и речь-как основные факторы антропосоциогенеза.}

Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождений и^тт-м-я с^, высших приь^аТбв третичного периода.. При-ётом движущ силой стала общественно-трудовая деятельность людей, создавшая специфические общ сяяд^*;гульчЛ/^у исформировавшая телесную организацию человека. Процесс возникн чел от австралопитеков к наземному сущ, всеядному питанию и естеств предметов в качестве орудий труда. Далее их подправка и совместные действия как охота, дележ добычи привели к появлению грубых орудий труда, отсюда питекантропы и синантропы. Их потомки --- неандертальцы (непонятно, откуда взявшиеся и куда пропавшие кроманьонцы) создали первые искусств сооружения, умели добывать огонь.

Труд есть целесообразная деятельность челов, направленная на создание матер и дух благ, необходимых для жизни индивидуума. Именно труд отличает чел от животного, так как он есть единственная присущая всем форма общ жизни вещь. Процесс труда включает два ряда отношений.

1. Отношение чел к природе. Преобразуя внешнюю сторону, чел тем самым преобразует и внутреннюю сторону. Изменение внеш стороны есть приспособление предметов к потребностям. Процесс труда включает 1) целесообразную деятельность или собственно труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результат труда.

2. Общественный характер отношения людей в процессе труда. Эта сторона развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем речь устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению.

Тем не менее, непонятно, на ка^пй стадии и в результате какого.скачка появилось сознание, что и отличает чел от животного. Сознание есть особое онтологическое понятие, свойственное TfUKJiJUmM'^JILHO человеку,и появившееся изпсихикивысших животных, но несводили к ний.—ВиынШСЫ.^Шпроолемасоотношениябиологического и социаЛЬНОГб в человеке, его месте в ряду друг жив существ. Биологическое выражается в генах, нервно-мозговых процессах, обмене веществ и тд. Каждый при рождении обусловлен генотипом, стоит вопрос, сколько определяется им. По наследству передаются внешние физические признаки, некоторые психические качества, иногда одаренность. Исследования близнецов, разлученных в малом возрасте, показали, что определяется очень многое. При этом задатки есть только возможность и предпосылка, но не действительность. Единство 3 факторов ----биологического, социального и психического. Две крайние точки: пансоциологизм (против генетики, человек формируется только в резте общ жизни и социальной среды. перевоспитание коммунизмом и прочие штучки) и панбиологизма (расистские учения, фашизм. Все определяется биологией, одна раса изначально превосходит другую на уровне генотипа.) Теория о совместной геннокультурной'эволюции --- задача современной социобиологии. Она пытается перенести этологию на анализ человека.

У человека не может быть трансцендентальных целей, возникших вне его биологической природы.Социальная деятельность определяется целиком биологией. Но контрпример --- маугли. Дети не становятся людьми вне общества, а звери в основном сохраняют все свои качества (хотя высшие животные уже не все), что говорит о качественном отличии.

Для анализа и координации возникла'нервная система, и развитие способности отражения действительности пошло в. направлении совершенствования воспринимающих рецепторов и развития средств анализа агентов среды, человек как завершение эволюции второго пути. Это информационное отражение достигло у высших животных высокого уровня, а поведение стало сложным, что говорят о психике вж. Способность оперировать образами, и появляется опережающее отображение. Особенно этот процесс виден на эволюции домашних животных, приспособившихся к человеку. Но животные пошли по первому пути в основном. Сознание отдельного индивида есть не только продукт его собственного развития, но и развития культуры и среды, в которой он воспитывается. Процесс развития мозга у ребенка проходит разные фазы, и если в это время не вложить нужные знания, то он не станет человеком даже при нормальной психике. Стадии развития по Пиаже 0-2 года - сенсомоторная стадия, ребенок учится координировать себя в пространстве и восприятие. Вторая стадия 2-7 лет -- овладение речью и интериоризация (процесс заимствования из внешнего мира понятий, ценностей, взглядов внутрь себя). 8-11 лет - системный подход к интеллекту, мыслительные операции становятся обратимыми. Материал усваивается путем применения сложившихся схем мышления ---ассимиляция. Если задача не решается, то приходится строить новую схему --- аккомодация. 11-15 лет - формирование формально-абстрактного мышления, логика и тд.

Теория Павлова. Агенты внешней среды могут играть роль сигналов, per повеление жив. Они составляют первую сигнальную систему. Слова и речь есть специфическая для человека система сигналов, составляет вторую сигнальную систему, надстроенную над первой. Это и есть особенность человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.