Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационные вопросы по дисциплине “Финансы” . 2011 год. Финансы и Кредит. 1 страница




 

1.Понятие финансов.

2.Государственный кредит, его сущность и роль.

3.Роль финансов в распределении ВВП.

4.Расходы государства на социальные цели и источники их финансирования.

5.Основные направления бюджетной политики РФ на 2011 году и на плановый период 2012--2013 годов.

6.Элементы налога и их характеристика.

7.Резервный фонд и фонд будущих поколений.

8.Прямые налоги и их характеристика.

9.Финансы в формирования основного капитала предприятий и организаций.

10.Бюджетный федерализм: основные направления развития в РФ.

11.Косвенные налоги и их характеристика.

12.Инвестиции и источники их финансирования.

13.Местные финансы и их особенности в РФ.

14Налог.овая система государства.

15.Глобальные финансы.

16.Бюджетный дефицит, причины его возникновения и источники финансирования.

17.Финансовая система страны, характеристика ее звеньев.

18.Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом.

19.Финансовая политика государства: цели и задачи.

20.Финансы в формировании оборотного капитала предприятий и организаций.

21.Управление финансами: содержание и функции.

22. Характеристика действующих в России государственных внебюджетных фондов.

23.Формы и методы финансового контроля.

24.Расходы бюджетной системы: их классификация и характеристика.

25.Современная финансовая политика РФ.

26-1.Региональные и местные финансы.

26-2.Роль финансов в процессе воспроизводства.

27.Характеристика межбюджетных отношений в РФ.

28.Бюджетный процесс: характеристика его стадий.

29.Прибыль организации и её распределение.

30.Страхование, его формы и виды.

31.Казначейское исполнение бюджетов в РФ.

32.Финансовый механизм в рыночной экономике.

33.Бюджет государства: экономическое содержание и значение.

34.Пенсионный фонд РФ.

35.Финансы в системе денежных отношений.

36.Функции финансов.

37.Фискальные методы регулирования экономики.

38.Амортизационный фонд в системе финансов организаций.

39.Основные этапы развития финансовой системы РФ.

40.Экономическое содержание и значение налогов.

41.Система органов управления финансами в РФ.

42.Финансы организаций, их характеристика.

43.Бюджетная система РФ.

44.Система органов финансового контроля в РФ.

45.Фискальная политика РФ.

46.Бюджетное планирование.

47.Доходы бюджетной системы: их классификация и характеристика.

48.Финансовый рынок.

49.Региональные финансы.

50.Участники бюджетного процесса.

51.Особенности фин. рынка РФ

52.Расходы федерального бюджета РФ.

53.Доходы федерального бюджета РФ.

54.Сферы и звенья финансовой системы.

 


1. Понятие финансов. Финансы – это денежные отношения, по поводу формирования и использования денежных доходов и денежного использования. Признаки Ф: самостоятельные движения денег (не ради получения товара, работы), безвозмездность, одностороннее движение денег, в результате движения денег формируются и используются фин. ресурсы. Примеры фин отношений: налоги, бюджетные отношения, фин. Предприятия. Финансы, обеспечивающие функционирование гос-ва, называются гос. финансами. Сущность финансов выражается через их функции (основные): 1. Распределит. (позволяет создавать целевые фонды ден. средств, осущ. перераспред.). 2. регулирующая и 3. Контрольная (оценка эффективности использ. финн. ресурсов).

 

2. Государственный кредит, его сущность и роль. Гос. кредит это такие кредитные отношения, в которых. гос-во участвует в кач-ве заемщика, кредитора или гаранта. Гос-во заимствует средства для фин-я бюдж. Дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов. Для воздействия на экном-ю и соц-ю сферу гос-во может предоставлять кредиты. В качестве заемщиков выст. Крупные предприятия или субъекты РФ. Цель предоставления займов: обеспечение их развития. Гос. Кредит относится и к Финансам и к Кредиту, специфика функций: 1) распред. его возвратность, через опр. период времени сумма возвращается, уплата % по ставке ниже рыночной, добровольное распределние с пом гос кредита; 2) регулирующая – гос-во может воздействовать на ден. Обращение % ставками, на развитие отд. Предприятий и территорий; 3) контрольная – контроль за целевым исп-ем средств, за своевременный возврат, за уплату %. Гос. Кредит связан с налогами, т.к. осн. источник окончательного погашения долга явл. налоги

 

3. Роль финансов в распределении ВВП. Движение финансовых потоков в экономике России в обобщенном виде отражается в источниках формирования и основных направлениях использования ВВП как основного показателя итогов экономической деятельности государства. При распределении и перераспределении стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства ВВП как результат валового производства без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию, которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств. В формировании денежных доходов экономических субъектов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам иностранных эмитентов и другие поступления). Процесс перераспределения затрагивает движение средств между экономическими субъектами. Перераспределение происходит через: 1) бюджетную систему: поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.). 2) финансовый рынок: привлечение средств путем выпуска ценных бумаг; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).

4. Расходы государства на социальные цели и источники их финансирования. Расходы на соц. нужды связаны с выполнением государством соц. функций. Эти расходы подразделяются на: 1. образование. 2. культура, кинематография, СМИ. 3. здравоохранение и спорт. 4. соц. политика. Расходы на соц. нужды определяются на основе принципов сметного планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определятся на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизв. сферы, и расчетов ассигнований, составляемых в фин. органах. К центр. Источникам относят 3 внебюджетных фонда: пенсионный, ФСС, ФОМС.

 

5. Основные направления бюджетной политики РФ на 2011 году и на плановый период 2012-2013 годов. Следует обратить внимание на то, что ФЗ о бюджете на 2011 и плановый 2012-2013 период является первым посткризисным бюджетом. Приоритетное финансирование получила социальная сфера, а также создание в составе бюджета на 2011-2013 годы Федерального дорожного фонда. Главными источниками финансирования бюджетного дефицита станут главным образом заимствования, подавляющая часть которых, будет осуществляться на внутреннем рынке. Кроме того, одним из важных направлений является сокращение в кротчайшие сроки величины бюджетного дефицита. Проект закона о федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов формировался в условиях начавшегося экономического роста, стабилизации макроэкономических и улучшения финансовых показателей в реальном секторе, восстановления ликвидности банковской системы, реализации мер по модернизации экономики. Социальные расходы составляют практически треть от общего объема бюджетных расходов. В список запланированных мероприятий войдет индексация социальных выплат, пособий и пенсий. В 2011 году, согласно озвученным на заседании данным, превышение расходов федерального бюджета над доходами запланировано на уровне 3,6 процента ВВП. В 2012-2013 годах объем дефицита федерального бюджета, снижаясь в процентном отношении к ВВП, практически не изменяется в номинальном выражении: в 2012 году - 3,1 процента ВВП, в 2013 году - 2,9 процента ВВП.

 

6. Элементы налога и их характеристика. В соотв. с НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1. Объект – могут являться прибыль, доход, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

2. Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта.

3. Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налог. база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налог. период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

4. Налоговые ставки – представляют собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

5. Порядок исчисления. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных НК РФ, эта обязанность может быть возложена на налоговый орган или налогового агента

6. Порядок и сроки уплаты. Кроме того, необходимых случаях при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

 

7. Резервный фонд и фонд будущих поколений. Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от которого помимо доходов ФБ от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП РФ Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Его цели: обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета ПФ РФ

8. Прямые налоги и их характеристика. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно физ. лица и юр. лица их доходы или имущество. Отличительная особенность этих налогов – относительно сложный механизм расчета налоговой базы. Среди прямых налогов выделяются: 1. реальные, которыми облагается предполагаемый средний доход, полученный от объекта обложения (транспортный налог). 2. личные. уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций 20%, налог на имущество, НДФЛ 13%).

 

9. Финансы в формировании основного капитала предприятий и организаций. Основной капитал – это осн. фонды орг-и, состоит из: основных средств (станки, оборудование), незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы (бренд, патент, лицензия). долгосрочные финансовые вложения (акции, облигации, вклады в банки), незавершенное строительство. Осн. фонды: 1.производственные – участвуют в производстве матер. Ценностей, к ним отн. здания, сооружения, раб. машины и оборудования; и 2.непроизводственные – жилые дома, санатории, поликлиники, дет. сады. По участию в процессе производства различают активные и пассивные осн. фонды.

Активные непосредственно участвуют в процессе производства, пассивные создают необходимые для производства условия. Осн. фонды амортизируются, т. е. переносят свою стоимость на готовую продукцию. А. накапливается у предприятия как источник для приобретения новых осн. фондов. На каждом предприятии сущ-ет свой амортизационный фонд, кот. формируется в зависимости от того, какой способ начисления амортизации используется на предприятии (линейный и нелинейный) На практике а. используют как источник средств для финансирования разл. потребностей,. включая приобретение сырья и уплаты налогов.

 

10. Бюджетный федерализм: основные направления развития в РФ. Федеративное устройство РФ. разграничение прав и полномочий между центром и субъектами РФ являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма. Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами МСУ в области финансов, и в частности в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Основные направления развития: 1. необходимо привести к полному соответствию полномочия всех уровней власти по расходам с имеющимися у них полномочиями по доходам. 2. передача расходов из бюджетов верхнего уровня в бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами. 3. необходимо устранить встречные фин. потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финн. помощи. дотаций и субвенций передаются вниз. Для этого требуется: более четкое разграничение бюджетных полномочий между различными уровнями власти; создания более эффективного механизма корректировки диспропорций в формировании терр. бюджетов; создания механизма межбюджетных отношений, основанного на принципах гласности и равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий и т.д.

 

11. Косвенные налоги и их характеристика. Косвенные налоги – налоги на ресурсы, виды деятельности, товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Увеличивая цену товара, косвенное обложение вызывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблагоприятны в соц. плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев. По объектам взимания косвенные налоги подразделяются: 1. на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы). 2. универсальные, облагаемые все товары. работы, услуги, за некоторым исключением (НДС 18%).

 

12. Инвестиции и источники их финансирования. Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены. Наличие источников финансирования инвестиции в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности.. По действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет: собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц); заемных финансовых средств (банковские и бюджетные кредиты); привлеченных финансовых средств (средств, получаемых от продажи акций); средств внебюджетных фондов; средств иностранных инвесторов и прочие.

 

13. Местные финансы и их особенности в РФ. Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" определил основные принципы организации местных финансов. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, правовыми актами органов местного самоуправления.

14. Налоговая система государства. Налоговая система РФ представляет собой совокупность федеральных (обязательны к уплате на тер. Всей России: НП, НДС, НДФЛ, акцизы), региональных (территориальные: налог на имущество, недвижимость, дорожный) и местных (земельный, на имущество физ лиц,) налогов, взимаемых исполнительной властью, принципов и методов их построения, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их оплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового зак-ва. Нал. система состоит из системы налогов (совокупность регламентированных законом налогов и сборов) и налогового механизма (принципы, формы и методы установления налогов. их изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществление налогового контроля. а также привлечение к ответственности и мер отв-сти за нарушение налог. зак-ва. Принципы построения налог. с-мы: справедливости, эффективности н/об-ия, однократности обложения, стабильности ставок налогов. удобства взимания налогов и т.д. По уровню ставок на осн. налоги РФ можно отнести к странам с наиболее низким уровнем н/об-ия. Основные приоритеты нал. политики: содействие переходу экономики РФ на инновац. путь развития; стимулирование приоритетных отраслей и видов деят-сти; снижение налог. нагрузки на хоз. субъекты и др.

 

15. Глобальные финансы. Процесс формирования глобальных финансов на мировых финансовых рынках сопровождался постепенным замещением внутренних факторов развития нац. хоз. систем внешними. Необходимость регулирования огромных финансовых потоков на глобальном экон. пространстве потребовала появления соотв. институциональной структуры – международных фин. институтов. Международные фин. орг-ции представлены такими подразделениями ООН, МВФ и Всемирный банк. В качестве новых форм орг-ции глобальных финансов возникают такие финансово-экон. структуры, как оффшорные зоны, свободные экономические зоны, валютные, таможенные, жкон. союзы и т.д. Таким образом, глобальные финансы – это вынесенная за национальные рамки с-ма фин. потоков, кредитно-фин., валютных, платежных и денежных отношений; определяющих структуру глобального фин. пространства. Глобальные ф-сы явл. центральной подсистемой глобальной эк-ки, кот. в совр. условиях превратилась в самостоят. структуру, имеющие собственные закономерности развития и поведения. Именно глобальные ф-сы превратились в доминирующий внешний фактор экон развития нац. хоз. систем.

 

16. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и источники финансирования. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние (средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, бюджетные кредиты, кредиты кредитных организаций, продажа гос имущества) и внешние (средства, поступившие от размещения государственных займов, кредиты иностранных банков, орг-й, государств, международных финансовых институтов МВФ, МБРР).

17. Финансовая система страны, характеристика ее звеньев. Фин. с-ма РФ делится на 2 сферы: централиз. и децентрализ. ф-сы. В сферу централиз. ф-сов входят гос. и муп. ф-сы,. Такая структура отражает федеративное устройство РФ в соотв. с Конст. РФ. Централиз. ф-сы включают 2 осн. звена: Бюдж. с-ма РФ и гос. и муп. кредит. Бюджетная с-ма РФ. представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов гос. внебюдж. фондов, кот. регулируется нормами права и основывается на экон. отношениях. Гос. и муп. кредит представляет собой кредитные отношения. в кот. одной стороной обязательно является гос-во. Сфера децентрализ. ф-сов состоит из ф-сов домох-в и ф-сов орг-ции. Ф-сы домох-в – ден. отношения по поводу распределения сто-сти ВВП и формирования доходов и расходов населения. Ф-сы орг-ции представлены ф-сами коммерч. орг., некоммерч. орг. и ф-сами финн. посредников. Ф-сы ком. орг. составляют основу финн. системы любого гос-ва, т.к. здесь произ-ся большая часть сто-сти ВВП. К фин. посредникам относятся коммерч. банки, кредитные союзы, страх. орг., ПФ и др. орг-ции, преобретающие и продающие различные фин. продукты, обеспечивая тем самым эффективное перемещение фин. ресурсов к их конечным потребителям.

 

18. Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом. Гос. долгом явл. долг. обяз-ва гос-ва перед ФЛи ЮЛ, бюджетами др. уровней, иностр. гос-вами, междунар. фин. орг-ями, иными субъектами междунар. права, а также долговые обяз-ва по гос. гарантиям. Долг. обяз-ва различаются по срокам (краткоср, среденеср., долгоср.). Также в завис-сти от типа кредитора (резиденты и нерезиденты) разделяются на внешний и внутренний долг. По типу заемщика в РФ различают гос. долг РФ, гос. долг субъкта РФ и муп. долг (совокупность долговых обязательств муниципального образования).

Управление гос. долгом: 1. дефолт – временный отказ гос-ва от выплаты гос. долга. 2. рефинансирование – погашение части гос. долга за счет вновь привлеченных ср-в. 3. реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долг. обяз-в с заменой указанных долг. обяз-в иными долг. обяз-вами, предусматрив. др. условия обслуживания и погашения обяз-в. 4. конверсия – изменение доходности займа. 5. консолидация – объединение ранее выпущенных займов в новый займ с более длит. сроком погашения. 6. новация – соглашение между гос-вом заемщиком и кредиторами по замене обяз-в в рамках одного и того же кредитного договора. 7. отсрочка – консолидация при одновр. отказе гос-ва от выплаты дохода по займам в объявл. сроки.

 

19. Финансовая политика государства: цели и задачи. Фин пол. – совокупность целей, задач и мероприятий направленных на достижение выбранных целей в области финансов. В рын. экономике Ф. П. формируется не только гос-в, но и каждым предприятием и домохозяйсвтвами Несмотря на все особенности формирования фин. политики можно выделить 2 целевых направления:

1. фискальное (балансированием доходов и расходов гос-ва).Гос-ву постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов

2. регулирующее. (с помощью инструментов - налоги, гос. кредит, законы регулируются фин. отношения). гос-во оказывает воздействие на размер денежных средств у экон. Субъектов и тем самым влияет на экон. Рост, занятость, уровень инфляции, валютный курс.

 

20. Финансы в формировании оборотного капитала предприятий и организаций. Оборотный капитал это денежные средства производства, вложенные в сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, дебиторская задолженность. Оборотные средства – это капитал организации, авансируемый в оборотные активы. Оборотные фонды делятся на производственные фонды (сырье, материалы, топливо) и фонды обращения. (готовая продукция, денежные средства,)Источниками оборотных активов явл.: часть прибыли предпр., краткоср. банк. кредиты, ср-ва. поступающие в порядке перераспределения от основной материнской орг-ции. Находясь в постоянном движении, оборотный капитал обеспечивает бесперебойный оборот средств. Формирование оборотного капитала служит объективной предпосылкой для начала предпринимательской деят-сти.

 

21. Управление финансами: содержание и функции. Управление финансами можно понимать в узком и широком смысле. В широком – это формирование фин. политики, в узком – тот аппарат, который эту политику формирует. Управление ф-сами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью фин. приемов и методов на фин. отношения и соотв. им виды фин. ресурсов для реализации ф-ций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деят-сти. Объектами управления ф-сами выступают фин. отношения, а также непосредств. с ними связанные фин. ресурсы сфер и звеньев фин. с-мы. Субъекты управления ф-сами – это совокупность организ. структур непосредств., осущ. управление (органы управления ф-сами). Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль. Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.

 

22. Характеристика действующих в России государственных внебюджетных фондов. Существуют централизованные и децентрализованные фонды. К центр (имеющим общегосударственное значение и исп для решения общегосуд. задач) отн: 1. ПФ РФ (создан в целях гос. управления ф-сами пенсионного обеспечения граждан, тариф взноса 26%), 2. ФСС РФ (создан в целях управления средствами гос. соц. страхования, тариф 2,9%), 3. ФФОМС (создан в целях гарантии гражданам при возникновении страхового случая на получение мед. Помощи, с 2012 г. 5,1%). Средства большинства централизованных внебюдж. фондов служат фин. гарантией конституционных прав граждан России на соц. защиту случае старости, болезни, неблагоприятного соц. и экон. положения некоторых групп населения.

К децентрализованным отн. территориальные внебюджетные фонды для решения террит-х задач. Они создаются: 1) по решению региональных и муниципальных органов власти, 2) для решения отраслевых задач (научные, опытные разработки). Источники внебюдж. Фондов: обязательные платежи, уст законодат. РФ, добровольные взносы юр и физ лиц, доходы от размещения временно свободных средств.

23. Формы и методы финансового контроля. Фин. контроль – это сов-сть действий и операций, осущ. специально уполномоч. органами за соблюдением субъектами хоз-ния, органами гос. власти и МСУ норм права в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов с целью своевр. получения достоверной и полной инфо о ходе реализации принятых управленческих и фин. решений. По регламенту сущ-ия выделяю обязат. (внешн.) и инициативный (внутр.) контроль. По времени проведения подразделяется на предварительный, оперативный (текущий) и заключит. контроль. Методы фин. контроля: 1. Проверка – проводится на основе балансовых. отчетных и расходных док-тов по отд. вопросам ФХД. 2. Обследование – охватывает общие положения ФХД, причем далее прогнозируется его дальнейшее развитие. 3. Надзор – проводится контролир. органами, получившими спец. полномочия на конкр. вид фин. деят-сти, предполагает контроль за соблюд. установл.правил и нормативов, нарушение кот. влечет отзыв лицензии. 4. Экон. анализ. 5. Наблюдение или мониторинг – пост. контроль за использ. фин. р-сов субъекта контроля и его фин. состоянием. 6. Ревизия – взаимосвяз. комплекс проверок ФХД экон. субъекта, проводимых с помощью опр. приемов фактического и док-того контроля. Осн. принципы: независимость, объективность, компетентность и гласность.

 

24. Расходы бюджетной системы: их классификация и характеристика. Расходы бюджета – это ден. ср-ва. направляемые на обеспечение задач и ф-ций гос-ва и МСУ. С 1 янв.2008 г. в БК РФ закреплена ед. класс-ция расходов, кот. включает 4 уровня: 1. разделы, 2. подразделы. 3. Целевые статьи. 4. виды расходов. Согласно СНС выделяют 10 осн. разделов расходов: общегос. вопросы, нац. оборона, нац. безопасность и правоохранит. деят., нац. эк-ка, ЖКХ, охрана окр. среды, образование, культура, кинематография и СМИ, здравоохранение, физ.культура и спорт, соц. политика. 11ый раздел – межбюдж. трансферты, служат отличием бюдж. федерализма в РФ. Трансферты – это безвозмездные перечисления ден. ср-в из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприят., бюджетам др. уровней: бюдж. кредит – предоставление ср-в ФЛ и ЮЛ на возвратной и возмездной основах; субвенция – ср-ва бюджету соотв. уровня или ЮЛ на безвозмездной и безвозвр. основах на осущ. целевых расходов; субсидия – ср-ва бюджету соотв. уровня. ФЛ и или ЮЛ на условиях долевого фин-ия; бюдж. ссуда – ср-ва др. бюджету на безвозмездной или возмездн. основах на срок не более 6 мес. в теч. фин. года; дотации – ср-ва бюдж. др. уровня на безвозмездной и безвозвр. основах для покрытия текущ. обязательств; гос. и муп. гарантии – способ обеспечения гражданско-прав. обяз-в, в силу кот. РФ, субъект РФ или МО дает письменное обяз-во отвечать за исполнение обяз-ва лицом, кот. дается гос. или муп. гарантия перед 3ими лицами полностью или частично.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.