Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы конфликтных личностей по степени конфликтности




Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей [3]:

1 Конфликтная личность демонстративного типа. Стремится постоянно быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Ее отношение к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Человек подобного типа легко себя чувствует в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам. Но хорошо приспосабливается и к конфликтным ситуациям другого рода. Преобладает эмоциональное поведение, рациональное начало выражено слабо. Планирование своей деятельности осуществляет от случая к случаю и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации спора чувствует себя неплохо. Часто сам оказывается источником спора, но сам таковым себя не считает.

2 Конфликтная личность неуправляемого типа. Это человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе, агрессивно. В запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения в коллективе. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения своей собственной значимости. Во многих своих неудачах склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами. Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало уроков, полезных для будущего.

3 Целенаправленно конфликтный тип личности. Рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликта. Склонен к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях. Рационально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать возможные варианты ее развития, трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон. Владеет хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности.

 

90. Понятие группы в социальной психологии.

Группа – это совокупность людей, объединенных одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещенных в идентичные условия, обстоятельства, которые определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

 

Групповые нормы — совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.

Групповые нормы - общая характеристика функционирования норм в малой группе:

1) нормы есть продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общно­стью;

2) группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций;

3) нормы не могут прилагаться к ситуациям в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым им ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях;

4) нормы различаются по степени принятия их группой;

5) нормы различаются по степени и широте допускаемой ими девиантности (отклонения) и соот­ветствующему ей диапазону применяемых санкций.

Группа сохраняет себя как целое и быстрее достигает цели, стоящей перед ней, если членами группы признаются и выполняются групповые нормы. В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть ис­точник социальной угрозы. Поэтому большинство группы будет оказывать на него давление, чтобы он вернулся на «путь истин­ный» и вновь стал «как все». Это давление может проявляться в виде насмешек, социального осуждения, даже прямого отторже­ния «отклоняющегося лица».

 

К групповым настроениям относятся: совместные переживания конкретных событий, фактов; сход­ные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью; устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, оказывая влияние на их жизнь и дея­тельность.

В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от сум­мы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой.

Вместе с тем следует помнить, что одни настроения - энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема — способствуют совместным усилиям и успеху группы.

Другие — состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство — напротив, резко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствую­щих настроений, других эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эс­тетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств.

Однако (в отличие от чувств) групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны гораздо быстрее чувств распространяться в группе или передаваться вне ее. Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность.

Феномен группового давления в социальной психологии получил наименование феномена конформизма.

Конформизм - изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. В соци­альной психологии чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психоло­гическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандар­та, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Конформность констатируется там, где конфликт между мнением индивида и мнением группы преодолевается в пользу группы. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжа­ет ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид в силу дейст­вия различных психологических механизмов (внушения, подражания и т.п.) действительно усваивает мнение большинства. При внешней конформности, индивид возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается групповое давление. При внутренней конформности индивид сохраняет мнение группы (оно продолжает быть для него источником ориен­тации и руководства) и после того, как группа перестает оказывать на него давление.

 

Социометрия — используется для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и по­зволяет выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.

 

91. Роль совместной деятельности в возникновении и развитии социальных групп.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.