Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к оценке национального человеческого капитала




Человеческий капитал – это совокупность способностей и свойств людей, применяемых ими в производстве и приносящих владельцам доход. Носителем человеческого капитала является конкретный человек под защитой его авторских прав на интеллектуальную и предпринимательскую способности со стороны законодательства.

Структурно человеческий капитал проявляется в виде запаса здоровья, образовательно-профессиональной подготовки, трудовых и интеллектуальных способностей, знания специфических производственных и коммерческих секретов, деловых качеств личности.

Величина человеческого капитала в целом зависит от инвестиций в воспитание и получение знаний человека, в развитие эффективных способностей, социальной адаптации, трудовых навыков. Инвестиции могут быть со стороны самих работников или фирм и должны со временем компенсироваться увеличением доходов работника в ходе последующей трудовой деятельности. Считается, что люди делают инвестиции в обучение, если ожидаемые предельные доходы превышают предельные издержки на обучение. Роль государства в накоплении человеческого капитала сводится к помощи людям преодолевать социальную ограниченность рыночного механизма и содействовать им в накоплении человеческого капитала. Путем бесплатного общего образования, эффективного общего медицинского обслуживания, создания благоприятных стартовых условий для трудовой деятельности молодежи, обеспечение благоприятной экологической среды жизни.

Потребности общества в формировании человеческого капитала обычно удовлетворяются через услуги особых предприятий – организаций социальной сферы. Это отрасли и предприятия здравоохранения, общего образования, профессионального образования, сферы культуры. При оценке их работы различают

а) непосредственный результат предоставленной услуги,

б) экономический доход получателя услуги,

в) социальный эффект от его деятельности.

Масштабы производства и потребления услуг зависят от степени развития и эффективности материального производства. Услуги подразделяются на материальные (работа парикмахера) и нематериальные (работа учителя, врача). В целом экономическое содержание услуг – это деятельность и эффективность деятельности по удовлетворению физических и духовных потребностей человека. Среди них выделяют социальные услуги, которые призваны формировать социальные потребности, способствуя развитию и накоплению человеческого капитала, достойному качеству жизни и ее духовной насыщенности.

Полезность социальных услуг оценивается по эффекту от удовлетворения социальных потребностей: в здравоохранении -–по качеству здоровья людей, в образовании – по качеству знаний и профессиональных навыков, в сфере культуры – по богатству ценностных ориентаций и образу жизни людей, в сфере бизнеса – по предприимчивости и социальной ответственности предпринимателя. Более детальные оценки услуг раскрываются в соответствующих отраслевых экономиках.

Издержки предприятий услуг обусловлены сложностью их технологий и длительностью трудовых процессов в них. В связи с этим выделяется понятие социальные технологии, которые отличны от технологий материального производства.

Человеческий капитал формируется с помощью трудовыхусилий, дополнительных ресурсов, денежных инвестиций и материальных затрат. Этим должен заниматься прежде всего сам человек, его семья, фирма. В наше время в формировании человеческого капитала участвует государство.

Формирование индивидуального человеческого капитала включает следующиециклы:

1) От рождения до 7 лет (дошкольное воспитание и обучение),

2) С 8 до 17 лет (общее образование),

3) С 18 до 23 лет (профессиональное образование),

4) От 20 до 55-60 лет (трудовой период),

5) Пенсионный период.

Количественно инвестиции в человеческий капитал рассчитываются в среднем за год каждого цикла и в среднем за все циклы вместе.

Кризисное состояние современной российской экономики затрудняет развитие национального и индивидуального человеческого капитала. Однако происходит совершенствование системы образования, увеличивается доступ к высшему образованию всех желающих. При сохранении обязательного государственного конкурсного набора в вузы введены, сверх этого, различные варианты набора студентов на коммерческих условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.