Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные черты научного мировоззрения. Роль мировоззрения в формировании личности. Пути и средства формирования мировоззрения школьников




Понятие о содержании образования. Факторы, влияющие на содержание образования и критерии отбора содержания образования.

Содержание образования определяется как система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта.В педагогической науке выделен ряд факторов, детерминирующих содержание образования. К ним относят следующее. Со­ци­аль­ные, про­фес­сио­наль­ные, куль­тур­ные тре­бо­ва­ния об­ще­ст­ва к вы­пу­ск­ни­ку шко­лы. Эти требования определяются общим прогрессом – уровнем развития науки и техники, экономики, культуры, социальной сферы. Обу­че­ние долж­но под­го­то­вить вы­пу­ск­ни­ка к раз­лич­ным ви­дам дея­тель­но­сти: по­зна­ва­тель­ной, про­фес­сио­наль­ной, об­ще­ст­вен­ной, куль­тур­ной, до­су­го­вой, лич­но-се­мей­ной. Для под­го­тов­ки к это­му шко­ла долж­ны иметь со­во­куп­ность пред­ме­тов обу­че­ния.Вто­рым фак­то­ром от­бо­ра со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся его соответствие пси­хо­ло­ги­че­ским воз­мож­но­стям, раз­ви­тию школь­ни­ков на раз­ных сту­пе­нях обу­че­ния и степень его удов­ле­тво­ре­ния ря­ду ди­дак­ти­че­ских прин­ци­пов (на­уч­но­сти, доступности, сис­те­ма­тич­но­сти, по­сле­до­ва­тель­но­сти). Третьим фак­то­ром яв­ля­ют­ся по­треб­но­сти лич­но­сти в об­ра­зо­ва­нии. В соответствии с личностной ориентацией образования не толь­ко об­ще­ст­во вы­дви­га­ет тре­бо­ва­ния к об­ра­зо­ва­нию, но и гра­ж­да­не име­ют пра­во на его вы­бор. По­это­му в пе­да­го­ги­ке име­ют­ся та­кие по­ня­тия, как об­ра­зо­ва­тель­ные по­треб­но­сти на­се­ле­ния, об­ра­зо­ва­тель­ные ус­лу­ги, до­пол­ни­тель­ное об­ра­зо­ва­ние, диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное обу­че­ние. Функ­ции го­су­дар­ст­ва со­сто­ят в том, что­бы обес­пе­чить об­ра­зо­ва­ние, со­от­вет­ст­вую­щее го­су­дар­ст­вен­ным стан­дар­там в об­ра­зо­ва­нии и одновременно личностным потребностям, способностям, склонностям.В педагогике при формировании содержания общего образования ученые и политики руководствуются следующими принципами отбора содержания образования (требованиями к содержанию образования).

Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Содержание образования разрабатывается, строится с учетом развития науки, техники, потребностей общества и личности и должно постоянно обновляться.Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Формирование содержания образования, т.е. состава учебных дисциплин требует учета форм, методов, технологий обучения, педагогического процесса, передачи учебного материала, уровней его усвоения, также организации учебного процесса. Принцип гуманитаризации и гуманизации содержания общего образования. Он требует, чтобы содержание образования способствовало формированию мировоззрения, системы взглядов и убеждений личности, было направлено на усвоение школьниками важнейших составляющих общечеловеческой культуры: интеллектуальной, политической, нравственной, правовой, физической, экологической культуры; культуры общения и семейных отношений; культуры труда и жизненного самоопределения.Принцип фундаментализации содержания образования. Он предполагает изучение важнейших базовых гуманитарных и естественнонаучных знаний, установление межнаучных связей, направленность на обеспечение формирования целостной картины мира, знание его фундаментальных законов. Содержание образования представляет не только совокупность сведений о мире, оно должно вооружать школьников научными и практическими методами анализа явлений, самостоятельного мышления и приобретения теоретических и прикладных знаний.Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности, компонентами которой являются когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности. Этот принцип требует направленности содержания и процесса обучения на формирование опыта учащихся, базовой культуры личности.критериев отбора содержания образования: целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры; научная и практическая значимость содержания образовательного материала, включаемого в учебные предметы и общественную практику; соответствие сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста; соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение; учет международного опыта построения содержания общего среднего образования; соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Долгое время базовым являлось определение, сформулированное в философской энциклопедии, где мировоззрение трактуется как «обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и самостоятельная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей.»Изучение проблемы формирования и развития личности привели к пониманию мировоззрения как продукта особой внутренней деятельности человека.Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его социальной и природной среде.

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.Научное мировоззрение есть наиболее общая, высшая форма общественного сознания. Она включает. Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые мировоззренческие взгляды и убеждения способствуют формированию определенных морально-волевых качеств личности и эстетического отношения к действительности. Верность убеждениям, необходимость отстаивать свою позицию предполагает твердость характера, убежденность, настойчивость и волю. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни включает в себя систему философских, экономических и социально-политических взглядов.Пути и средства формирования мировоззрения школьников.Формирование мировоззрения школьников предполагает осознание ими своего места в природе и мире в целом, своего отношения к этому миру.Существуют различные приемы, помогающие реализовать мировоззренческую функцию в историческом подходе. Например, знакомя учащихся с деятельностью ученых, следует показать наиболее примечательные черты мировоззрения ученого, его видение мира, философское кредо, мотивы научного творчества, методы получения научных знаний, а чтобы сформировать у школьников нравственные убеждения, нужно создавать в процессе обучения ситуации, способствующие пробуждению нравственных чувств и суждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.