Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неуспеваемость учащихся и ее предупреждение. Признаки отставания учеников в учебе и способы их обнаружения




Сущность, задачи и содержание антиалкогольного, антиникотинного и антитоксикоманного воспитания.

Задачи, методы физического воспитания во всестороннем, гармоническом развитии подрастающего поколения. Содержание, формы физического воспитания учащихся.

Система работы классного руководителя.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;защитником от моральной деградации, нравственной гибели;организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка,осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации; координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников; создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.Работа классного руководителя -целенаправленная система,планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения,анализа преды- дующей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических,межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Функции классного руководителя.Перед классным руководителем стоит задача интегрировать усилия всех педагогов,направленные на реализацию этих функций. Главное назначение организаторской функции -поддержка положительной детской инициативы,связанной с совершенствованием жизни региона,микросреды, школы и самих школьников. Третья группа функций выражает требования,вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще. К ней относятся следующие функции: диагностическая,целеполагания, планирования, контроля и коррекции.Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного этического процесса.Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование- это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность,управляемость и преемственность результатов.В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса.Организация системной работы с коллективом класса и каждым учеником.

В последние годы главным требованием к классному руководителю и его важнейшей задачей является организация системной работы с коллективом класса и каждым учеником. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица"классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. Эта работа энергоемка,энергозатратна, по признанию ведущих педагогов,наиболее сложна, требует постоянной самоотдачи и самосовершенствования. В современных условиях классному руководителю очень сложно бывает перейти от разнообразных необходимых форм и направлений воспитательной работы к системной, эффективной деятельности.В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:С учителями-предметниками:совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; С педагогом-психологом

классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога,классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные,творческие способности и возможности воспитанников. Помогает ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной внеклассной деятельности.С педагогами дополнительного образования.Взаимодействие с ними помогает использовать всё многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, С педагогом-организатором.Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. С социальным педагогом,

призван быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся,способствует формированию у них культуры чтения,отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения.

1.Задачи, методы физического воспитания во всестороннем, гармоническом развитии подрастающего поколения. 2.Содержание, формы физического воспитания учащихся.1. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает следующие задачи:- оздоровительные-содействие нормальному физическому развитию;-обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств;-повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды;-повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков;-оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.-образовательные-формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков; -формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. -воспитательные - повышения физкультурной грамотности школьников;- стимулирования положительной мотивации к физической культуре;- формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков.В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические и общепедагогические.
К специфическим методам физического воспитания относятся:- методы строго регламентированного упражнения;- игровой метод - соревновательный метод.Общепедагогические методы включают в себя:- словесные методы;-методы наглядного воздействия.2. Содержание физического воспитания в общеобразовательной школе- Гимнастика. - Легкая атлетика. - Ходьба на лыжах. - Плавание. - Игры. Основными формами занятий по физической культуре в школе являются:-уроки физической культуры, -физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня,-спортивные соревнования и праздники, -занятия в спортивных секциях и кружках, -самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.

Здравоохранительная функция состоит в формировании у школьников убеждения относительно того, что употребление алкогольных и наркотических средств наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому маразму, утрате работоспособности, радости человеческого общения,полноценности духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной.Воспитательная функция заключается в развитии у детей полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с людьми. Суть дела не только в формировании негативного отношения к пьянству, наркомании, токсикомании, но и в развитии стремления к активной борьбе с этим общественным злом. Просветительская функция направлена на то,чтобы раскрыть школьникам подлинную губительную сущность отравляющих организм веществ, способствовать их становлению в качестве активных пропагандистов трезвого образа жизни, борцов с наркоманией и пьянством.Сущность задачи и содержание антиалкогольного, антиникотинного и антитоксикоманного воспитания Перед анти отравляющим воспитанием стоит ряд педагогических задач. Исходная заключается в развитии у детей сознания и убежденности относительно разрушающего организм и психику действия наркотика, яда, алкоголя,никотина, их асоциального значения. Однако осознание вреда и безнравственности пьянства, курения, наркотического кайфа не является полной гарантией воздержания.

Эффективность психологического воздействия во многом обусловлена включением детей в разнообразную общественно полезную и досуговую деятельность. Вот почему разнообразная трудовая, общественная, физкультурная, художественная деятельность, здоровая среда не только удовлетворяют физические и духовные потребности детей, но и являются важным средством укрепления их нравственного сознания и воли. Общественно полезная деятельность отвлекает от соблазнов,дурных помыслов и ложных импульсивных действий.

59. Методы стимулирования учебно-воспитательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрения, порицания и др.

Методы стимулирования учебно-воспитательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрения, порицания и др.Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.К методам стимулирования деятельности относятся познавательные игры и учебные дискуссии, отнесенные выше к группе словесных методов. Познавательные игры с учетом возраста широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо заботиться о том, чтобы не появлялись ученики захваленные и обойденные общественным вниманием.Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда.Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогической совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива.Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.

Применение порицаний и наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения является исключением

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.Дадим описание признаков возможных отставаний учащихся. Они относятся к тем учебным предметам, которые характеризуются большим удельным весом творческой деятельности, опирающейся на знания, первичные умения и навыки. 1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения. 3. Ученик не активен и отвлекается в те. моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности.6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно. 4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.