Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы политических систем. СМИ в политических системах




Категория политической системы выполняет в политологии двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой — представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. В этом случае можно говорить о различных типах политических систем. Ясно, что поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными оказываются и типологии политических систем.

В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, по господствующим способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).

В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.

Характерные черты политической системы демократического типа:

правление большинства;

— свобода критики и оппозиции правительству;

— защита меньшинства и, в свою очередь, его лояльность политическому сообществу;

— право народа на участие в решении государственных дел;

уважение и охрана права человека.

Характерные черты авторитарной политической системы:

использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;

—ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

— централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

— сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Характерные черты тоталитарной политической системы:

отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

— стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью (Ф. Хайек);

— ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

— радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

В политической системе современного демократического общества все более важную роль играют средства массовой информации. Под последним понимают газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистику, информационные агентства, другие периодические формы публичного распространения массовой информации. Они выступают посредником между журналистом, подписчиком и аудиторией. В процессе функционирования средства массовой информации осуществляют двусторонняя связь между ко-мунікатором (тем, кто предоставляет информацию) и реципиентом (тем, кто ее воспринимает), другими словами, происходит свое-родное общения, но не личностный, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между коммуникатором и реципиентом существует технический канал связи.

Журналистика как средство массовой информации вместе с тем является выразителем интересов общества, его различных социальных групп, категорий, отдельных личностей. Понятно, что деятельность средств массовой информации имеет важные общественно-политические последствия, поскольку характер массовой информации, адресованное аудитории, определяет в значительной мере ее отношение к действительности и направление социальных акций.

Средства массовой информации оказывают серьезное влияние на общество, его состояние и развитие. Они могут способствовать прогрессу или тормозить его. Характерной в этом отношении является деятельность средств массовой информации в тоталитарном обществе. С одной стороны, они становятся жертвой тоталитарного режима, теряя все положительные качества свободной трибуны, средства информирования населения, а с другой - выступают как средство тоталитарного режима. Интенсивное использование средств массовой информации - особенность этого режима.

Каковы же характерные черты средств массовой информации в тоталитарном обществе? Они - порождение и продолжение самой системы с ее чрезмерной централизацией, безусловным подчинением центру, командными методами руководства, подавлением даже малейшего инакомыслия и инициативы, догматизмом и прислужничеством. Однопартийная система, жесткое планирование в экономике, отсутствие материальной заинтересованности в качественной работе, канонизация единой идеологии с ее мифами и стереотипами, оторванность от реальности, постоянные поиски врага, налепливания ярлыков- все это не могло не сказаться на работе средств массовой информации.

 

22. Политический режим.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные.

Согласно другой точке зрения понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима:

степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

— гарантированность прав и свобод личности;

— характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

— степень реализации политической власти непосредственно народом;

— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

— место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

— соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

— характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

— тип политического поведения;

— характер политического лидерства;

— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

— степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

— принципы взаимоотношения общества и власти;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

— мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

— существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории “политический режим”.

 

23. Тоталитаризм и авторитаризм: сущность и особенности проявления.

Тоталитаризм. Этот термин ввел Б. Муссолини для характеристики фашистского движения в Италии и для отграничения его от нацистского движения в Германии. Теория тоталитаризма сложилась в ЗО-40-х годах XX ст. С появлением фашизма и его разновидностей.

Насилие по тоталитарного режима является одним из главных средств политического управления. Он деформирует мен-тальнисть, политическую культуру, социально-экономической стратификации населения, личную и социальную психологию, политические отношения и внутрисемейные отношения.

Тоталитаризм (лат. totalis - весь, полный) - способ организации общества, которое характеризуется всесторонним и всеобъемлющим контролем власти над обществом, покорением общественной системы государству, коллективными целями, всеобщей идеологией.

Первые тоталитарные взгляды в истории политических учений достигают далекого прошлого. Административными считают теорию древнегреческого философа Гераклита о необходимости общей регуляции общества, политические взгляды Платона относительно модели утопического государства. Некоторые тоталитарные моменты имеются в политических доктринах Г. Бабе-фа, А. Сен-Симона, Г.-В.-Ф. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо.

Предпосылками возникновения и развития тоталитаризма в политической практике является индустриальная стадия развития общества, наличие средств массовой информации, коллективистское мировоззрение, мощный государственный аппарат, особенности социальной психологии (определенная идеологическая и межличностная ситуация). Причем средства массовой информации является необходимым моментом для существования тоталитаризма вообще. Благодаря им проводятся идеологическая обработка населения, насаждения унифицированных бытовых и общечеловеческих стандартов, нивелирование загальноцивили-зационно и личностных ценностей. Критерием тоталитаризма является поглощение государством сферы гражданского общества, отсутствие плюрализма.

Характерным для него является харизматический тип лидерства с обязательной опорой на репрессивный аппарат. Способ мобилизации (модель осуществления властями политических решений и привлечения населения к их выполнению) за тоталитаризма может осуществляться интенсивно через создание внутри психологического энтузиазма, а также экстенсивно - за счет репрессивно-пропагандистского аппарата. Лидерство при тоталитаризме имеет преимущественно индивидуализированный характер, причем даже ближайшее окружение лидера значительно дистанцирование от него. С тоталитаризмом связан султпанистичний политический режим характеризуют наличие верховного правителя при отсутствии разграничения государственной и частной сфер; взгляд представителей власти на общество как на неделимую собственность правителя, члены семьи которого в основном занимают ведущие должности в государственном и экономическом управлении; особая идеология (чаще названа по имени правителя) неформальный характер всех государственных отношений; клановость, отсутствие реальной судебной власти. В тоталитарных государствах недопустимы любые формы несанкционированных действий населения. Тоталитаризм требует от человека активных проявлений лояльности и преданности режиму.

Как типу политического режима тоталитаризма свойственны следующие черты:

- Наличие общеобязательной идеологии, которая доказывает необходимость существования данного режима;

- Общая идеологизация, отрицание прошлого и настоящего ради «светлого» будущего;

- Игнорирование личных целей и интересов ради общих целей режима;

- Жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мыслей и оправдание Учитывая это любых форм насилия;

- Концентрация власти в руках одного лидера или партии;

- Подчинение информационного пространства политическому лидеру или партии.

Классическими тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и СССР. Причем политический режим в бывшем Советском Союзе прошел такие этапы: период военного коммунизма 1917-1921 pp. (Тоталитарно-авторитарный тип политического режима) 1921-1929 pp. (Авторитарный режим) 1929 - 1956 pp. (Тоталитарный режим), 1956-1985 pp. (Исчезли признаки классического тоталитаризма, но в целом режим оставался тоталитарным). Упадок эпохи тоталитаризма в СССР начался с «горбачевской перестройки», когда упал «железный занавес» идеологического монизма (греч. monos - один) и закрытости общества.
Авторитаризм. При авторитаризме в обществе могут существовать институты, присущие демократии, но основными признаками, отличающими авторитаризм от демократии, есть преимущество в деятельности государственных органов метода администрирования (при авторитаризме редко применяется компромисс из важнейших политических проблем); концентрация власти в руках одного или нескольких государственных органов, осуществление органами исполнительной власти нор-мотворчих функций; сужение сферы гласности и выборности государственных органов. Общая черта всех авторитарных государств - сильная исполнительная власть.

Авторитаризм - тип политического режима, характеризующийся субординацией субъектов политических отношений, наличием сильного центра, имеет концентрированную власть, возможностью применения насилия или принуждения. В зависимости от целей выделяют разные виды авторитаризма, например, авторитаризм стабилизационный, целью которого является сохранение существующего порядка, или альтернативный, свойственный странам, которые отвергли демократические принципы развития общества. Чаще авторитаризм устанавливается в странах, переходящих от тоталитаризма к демократии.

Характерно, что при авторитаризме существует и гражданское общество, а в самом обществе четкой регламентации испытает преимущественно политическая сфера. При этом политическом режиме в обществе возможна легальная оппозиция, и если при тоталитаризме необходимо постоянно доказывать режиму свою личную преданность и лояльность, то при авторитаризме преданность не обязательна, главное - открыто не выступать против режима. При авторитаризме нет унифицированной идеологии. А через поруйнованисть репрессивного аппарата и несформированности демократических институтов мобилизационные возможности ее применения практически отсутствуют, а само общество характеризуется высокой степенью инертности, чем при других политических режимах.

Несмотря на то, что правящие структуры открыты для различных группировок, власть авторитаризма сконцентрирована в руках правящей элиты, избирательная система приспособлена к решениям исполнительной власти, демократические принципы не являются абсолютной ценностью, значительный объем власти находится в руках силовых структур, принципы законности и конституционности практически всегда искажаются. Авторитарными странами были в разные исторические периоды Советский Союз и Италия.

 

24. Демократия: понятие, принципы, механизм функционирования.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства. Признаки демократического режима:

население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемыеим представительные органы);

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— существование гражданского общества с его развитой структурой;

— реальное осуществление правового государства;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

— легитимность государственной власти;

— “силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

— во всех сферах общественной жизни господствует закон;

— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

— в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип “дозволено все, что не запрещено законом”;

— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

— гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.