Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек индивид личность




Появление человека, его сознания и мышления было бы невозможно без анатомо - морфологических изменений, которые подготовили указанные новации.В отличие от животных, которые обладают порой ярко выраженными отдельными физическими качествами (сила, скорость, выносливость и т.д.), у человека имеется специфическая универсальность его тела: прямохождение, особое строение позвоночника, таза и связанное с ним разделение конечностей на руки и ноги, гибкая способность руки к разнообразным действиям, объем мозга, наличие развитой гортани, которая позволяет произносить членораздельные звуки.Из факта существования человеческого тела, вытекает его зависимость от всех законов жизни, в частности законов наследственности. В то же время необходимо отметить отсутствие в человеке жесткой наследственной программы, раз и навсегда задающей вышеперечисленные физиологические признаки. Имеет место разброс (иногда значительный) указанных параметров не только в разные исторические эпохи, но и у людей, живущих в одно и то же время. Например, наличие расовой дифференциации показывает, что люди по-разному адаптируются к конкретным особенностям окружающей среды.Наличие различных природных и социальных условий сказывается не только на исследовании телесности как данности, но и на отношении к телу в различные периоды истории. Если в античности тело воспринималось как идеал совершенства и гармонии, и поощрялись все усилия, направленные на достижение этого идеала, то уже в средние века имело место противопоставление тела душе, то есть тело представляло собой низменную, греховную сущность, а душа - возвышенную. И только Новое время сумело расставить все на прежние позиции.Если биологическое начало в человеке проявляется на уровне его внутреннего мира (состояние психики, эмоции и чувства, рефлексия, обменные процессы), то влияние социальной среды отражается во внешнем облике человека (наружность, манеры поведения, вкус, такт и т.д.). Социальное начало в человеке формируется согласно принадлежности человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе и обозначается в его правах, обязанностях, действиях. Под уровнем социализации понимают степень приобретенных каждым человеком духовных, социальных ценностей. В какой-то степени уровень социализации проявляется в ролевой структуре, присущей каждому человеку. Каждый человек в жизни исполняет множество ролей - отца или матери, сына или дочери, начальника, покупателя, пациента и т.д.По вопросу соотношения биологического и социального в человеке, существуют различные точки зрения.Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить природу человека, исходя из его естественного, биологического начала. Первой, наиболее известной попыткой такого объяснения можно считать теорию Т. Мальтуса, который в конце 18 века предложил рассматривать общественную жизнь как борьбу людей за свое существование, в которой побеждают сильнейшие. При этом растущая численность населения сдерживается нехваткой средств существования. Отсюда голод, эпидемии, войны рассматриваются им как естественные, необходимые регуляторы общественных отношений, которые обеспечивают выживание сильнейшим. В современном мире идеи Мальтуса продолжают собирать своих сторонников, которые именуют себя «неомальтузианцами».Биологизаторские взгляды характерны для социал-дарвинистов, которые получили известность на рубеже 19-20 веков. За основу своей теории они взяли теорию Ч. Дарвина о естественном отборе и эволюции и с этих позиций пытались объяснить не только происхождение человека и его сущность, но и общественные отношения в целом.В настоящее время данную теорию развивает социобиология, которая пытается доказать, что поведение человека, как и животного генетически детерминировано, что наследственность предопределена изначально и любые изменения невозможны.Похожие взгляды можно встретить в «расовых теориях», объявляющих превосходство одних людей над другими исключительно по признаку их принадлежности к «высшим» или «низшим» расам. Социологизаторский подход абсолютизирует роль общественных отношений в становлении человека как личности, максимально приуменьшая его биологическое начало. В итоге общественное доминирует над индивидуальным, подавляя и растворяя его в себе. В общем плане эта проблема является проблемой соотношения индивидуального и коллективного. Наиболее ярко данная концепция нашла отражение в философии Платона и К. Маркса.В теории государственного устройства Платона жизнь отдельного человека полностью подчинена обществу. При этом исключается всякое проявление личностного начала и своей естественной природы.Человек в марксизме также находится в подчиненном состоянии по отношению к обществу, посвящая свою жизнь достижению общего блага. От общества зависит и то, какими качествами обладает человек в большей степени - положительными или отрицательными, поэтому, чтобы устранить все негативное в человеке требуется изменить общественные отношения, положив в их основу идеи гуманизма, равенства и справедливости. В этом диалоге двух точек зрения предпочтительнее смотрится позиция золотой середины Аристотеля, который назвал человека политическим животным, где под политическим понималась социальная сторона (приобретенная), а под животным - биологическая (врожденная). В философском понимании реально существующий человек как телесная и мыслящая субстанция - это проявление биологического, а его социально - историческое существование - это проявление человека как личности.Рассмотрим, в каком соотношении находится биологическое и социальное в процессе формирования личности. Для этого необходимо рассмотреть понятия «индивид» и «индивидуальность».В понятии «индивид» (отдельный человек) отражаются биологические особенности человека, его свойства, такие как: половые, возрастные, нейродинамические и т. д. Эти свойства обусловлены генетически и передаются по наследству. Однако нет определенной уверенности в том, что у талантливых родителей родится такой же ребенок, так как известны и обратные случаи.В понятии «индивидуальность» биологическое и социальное находятся в уникальном, неповторимом сочетании. Индивидуальность - это то, что отличает одного человека от других. Она может выражаться как на внешнем уровне (физиологические особенности), так и на внутреннем (глубина мировоззрения), но всегда социально обусловлена.Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека и каково его место в мире. Под личностью понимают человека как представителя общества, то есть его социальный аспект. Основные параметры личности обусловлены внешней средой и имеют внешние (слова, поступки) и внутренние (цели, интересы, мотивы) проявления. Важной составляющей внутреннего мира личности является образ самого себя, представление о себе самом. Кризис личности заключается в обнаружении ошибочности созданного образа себя и поиске оснований для построения нового. Проблема соотношения социального и биологического остается открытой и является предметом многих современных дискуссий. Ведь существуют ситуации, когда биологическое определяет поведение человека, но возможно и доминирование социального. Благодаря огромному генетическому потенциалу, человек является носителем широкого спектра предпосылок, предопределяющих его дальнейшую деятельность (спортивная выносливость, музыкальные, математические задатки, скорость обучения). Однако степень реализации биологических предрасположенностей, а значит и сущность человека, в значительной мере зависят и от специфики социального окружения, среды. В зависимости от социальных условий генетически предрасположенные задатки могут быть как подавлены, так и развиты. Поэтому роль социальной среды является огромной, а во многих случаях и решающей. Структура и типология личности Каждая личность имеет определенную структуру, элементами которой является сознание, самосознание, познавательные процессы, эмоции, воля, темперамент, интуиция, ценности, убеждения, идеалы.Рассмотрим некоторые варианты структуры личности, в которой биологическое и социальное присутствуют в качестве элементов.Психологический вариант структуры личности состоит из трех компонентов: темперамента, знаний и опыта, характера. Похожая, но более развернутая структура личности предложена К. К. Платоновым. Первая подструктура объединяет свойства темперамента, половые, возрастные свойства личности, а также органические изменения. Данная подструктура полностью предопределена биологией человека.Вторая - охватывает индивидуальные особенности протекания психических процессов (мышление, память). Влияние биологического корректируется социальными условиями.Третья подструктура личности включает навыки и умения, приобретенные в личном опыте, путем обучения. Навыки и умения являются способами выражения личности в деятельности. Наконец, четвертая подструктура объединяет направленность личности, в которой отражены ее моральные черты, идеалы, желания, убеждения, установки. Элементы, входящие в данную подструктуру не имеют природных задатков и отражают индивидуальное преломление общественного сознания. Ее можно еще назвать подструктурой мировоззрения человека.

Мировоззрение - это система взглядов, убеждений, ценностей, определяющих место человека в мире. Мировоззрение включает в себя три компонента: 1. Знаниевый, который может рассматриваться в двух уровнях: вертикальном и горизонтальном. По горизонтали все знания можно разделить на естественно - технические и гуманитарные, по вертикали - на обыденные знания, эмпирические (опытные), частнонаучные (школьный курс), общенаучные (применимые в различных областях знаний) и, собственно, всеобщие, включающие в себя философские знания. В зависимости от того, какая область знаний доминирует в человеке, можно выделить следующие типы личности: 1) гуманитарий, 2) технически ориентированный, 3) человек неквалифицированного труда, 4) теоретик. Данная классификация достаточно радикальна, поэтому в обычной жизни присутствуют скорее синтезированные (собирательные) варианты.2. Ценностный, в свете которого личность оценивает ситуации и выбирает определенный способ поведения благодаря мотиву и установке. Мотив- отношение личности к своему возможному поступку, определяющее выбор сиюминутного поведения. Установка - состояние готовности, настроенность на поведение в определенной ситуации.3. Эмоционально - волевой компонент предназначен для того, чтобы трансформировать знания в убеждения и в последующем использовать как руководство к действию. Это происходит с помощью практики и диалога.Предложенная структура личности является универсальной, так как может быть приемлема к любому человеку, также она является динамической, так как изменяется в процессе жизнедеятельности личности. Она подвержена влиянию исторических, экономических, политических установок, которые в свою очередь определяют существование того или иного типа личности. Поэтому, возможно построение различных типологий. например, в зависимости от той или иной ценностной ориентации. Так Э. Шпрангер выделяет шесть типов личности: теоретический человек, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный.По типу нервной системы существует следующая классификация: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.По эмоциональной направленности: интроверты (замкнутые в своем внутреннем мире) и экстраверты (обращенные во внешний мир).Интересной является типология людей по степени представленности врожденного и приобретенного:1) люди, которые получили хорошую наследственность и хорошее воспитание - выдающиеся ученые, изобретатели, полководцы, деятели искусств;2) люди, получившие хорошую наследственность, но недостаточное воспитание, или хорошее воспитание, но плохую наследственность - средняя категория людей, исполнительные, со средне развитым интеллектом (техническая интеллигенция, врачи, педагоги, музыканты и т. д.);3) люди с плохой наследственностью и плохим воспитанием - аутсайдеры, неквалифицированные рабочие, алкоголики, наркоманы, психические больные

48. Проблема человека в истории философии Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественнонаучных знаний сво­его времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Первые представления о человеке возникают задолго до формирования самой философии. На начальных этапах истории людям были присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока. Античная философия сформировала основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Алкмеон первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают. Согласно взглядам Протагора, человек от природы наг, разут, раздет и безоружен. Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его, прежде всего, интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии. Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. В человеке скрыта темная бездна и духов­ник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом Святого Писания. В средневековой философии проблема человека была поставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность над эмпирической повседневностью.

 

Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Но самый значительный вклад в философское осмысление человека был сделан немецким философом И.Кантом. Он исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии. В заключение хотелось бы отметить, что одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. Ведь общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы соединить человека с миром, сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действительно человечным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.