Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основа правового статуса личности




Виды правового статуса

Классификация 1

общий или конституционный статус человека и гражданина

специальный или родовой статус определенной категории граждан

индивидуальный статус, который характеризует пол, возраст, семейное положение

Классификация 2

статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством

отраслевые правовые статусы

статус физического лица

Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы, интересы, обязанности в единстве. Свобода личности является и ее правом.

Правовой статус личности закреплен в Конституции и основан на новой концепции прав человека. Он базируется в международно-правовых документах, которые устанавливают общие правовые стандарты прав и свобод личности, определяют тот уровень, ниже которого государство не может опускаться.

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности:

равноправие

не отчуждаемость прав и свобод

непосредственное действие прав и свобод

гарантированность прав и свобод

признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров

запрещение злоупотребления правами и обязанностями

запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод

Определяющее значение для правового статуса личности в любом государстве имеют основные права и свободы человека, которые являются фундаментальными, а потому получают гарантии в конституции государства. Основные (конституционные) права - это опосредованные государственно-правовыми нормами важнейшие связи государства и личности: их взаимные права и обязанности, ответственность, гарантии и ограничения.

Субъективные права — это определенная мера возможного поведения субъектов правоотношения. Субъективное право принадлежит субъекту как его носителю и открывает перед ним определенную правовую возможность, использование которой зависит лично от него. Основным средством обеспечения субъективного права является возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности.

Обязанности человека — это мера должного поведения как по отношению к другому человеку, так и по отношению к государству и его органам. Субъект может отказаться от права, но не от обязанностей. Управомоченное лицо приобретает блага, обязанное — отчуждает, передает управомоченному лицу.

Каждое субъективное право распадается на несколько дробных частей, называемых правомочиями. Субъективное право может состоять и из одного правомочия — тогда они совпадают. Причем следует обратить внимание на то, что все права граждан, которые они приобретают, вступая в разнообразные правоотношения, независимо от степени значимости, способа возникновения, форм осуществления, и иных особенностей, являются именно субъективными, так как обладают главным родовым признаком — принадлежностью субъекту, наличию у него притязаний на возможность реализации данного права.

Основное право (свобода) — это установленная государством и закрепленная в его конституции возможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами как в личных, так и в общественных интересах.

Основная обязанность — это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенный вид и меру поведения и ответственность в случае его неисполнения.

Одной из первых классификаций является деление их на права человека и права гражданина. Такая классификация опирается на идеи школы естественного права, которые выделяли права и свободы, существовавшие в естественном состоянии, т.е. до государства, поэтому не зависящие от него и, напротив, провозглашавшийся государством. Первые назывались правами человека, а вторые — правами гражданина.

В современной интерпретации права человека — это социальные возможности пользоваться материальными и социальными благами. Права человека — это такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице. Современное демократическое государство обеспечивает защиту всех без исключения людей независимо от их гражданской принадлежности, если человек находится на его территории.

Права гражданина — это такие права человека, которые оформлены юридически, признаны государством в его конституции и гарантируются государством исключительно своим гражданам.

История становления прав и свобод человека знает три поколения.

Первое поколение характеризуется исключительно гражданскими и политическими правами, поскольку они были закреплены в конституциях и законодательных актах XVII—XVIII вв. Это и неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями, и избирательное право, и свобода слова, печати и др.

Хотя сначала Конституция США 1787 г. не содержала перечня прав человека, впоследствии в 1789 г. были предложены 10 поправок к ней, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г. В нем были закреплены такие права, как свобода совести, право ношения оружия, неприкосновенность личности и жилища, право на скорый пуб-личный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и избирательное право.

К правам второго поколения относятся экономические и социальные права, которые в период ранних буржуазных революций рассматривались только как производные гражданских и политических прав. Они стали провозглашаться в конституциях различных государств лишь в конце XIX — начале XX в., поскольку для их реализации требуются конкретные акции государства. Это права и свободы, гарантирующие прежде всего интересы тех, кто работает по найму, — право на труд, социальное обеспечение, образование, пользование достижениями культуры и др. Данные права способствовали превращению государства в социально ориентированное, означали исторически иной уровень взаимоотношений государства и личности, характеризующийся в первую очередь конкретными социально-экономическими обязанностями государства перед гражданами. Эта закономерность современного государственного развития нашла свое воплощение в конституциях ФРГ, Испании, Франции и др.

К третьему поколению многие ученые относят «коллективные» или «солидарные» права, такие как право на развитие, мир, здоровую окружающую среду, право на коммуникацию, право народов на самоопределение, право народа на осуществление власти, о которых стало возможным говорить лишь в 70-х гг. XX в.

Права народов не являются правами индивидов и не могут быть реализованы отдельной личностью, а принадлежат коллективу людей, образующих народ или нацию. Тем не менее, это право не отрицает возможность каждого индивида, входящего в состав того или иного народа, использовать свои права и свободы (свободу слова, печати, собраний), выражать свое отношение к тому или иному вопросу. Мнение большинства, выраженное таким образом, и составляет волю всего народа. Совокупность реализуемых каждым отдельным лицом, входящим в состав народа, прав и представляет собой коллективное право — право народов В принятой в 1981 г. Организацией африканского единства Африканской хартии прав человека и народов закреплен ряд прав народов (право на самоопределение, право на свободное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, право на развитие и т.д.).

Еще одна классификация, которая наиболее точная.

Личные (гражданские) права — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, определяющие отношение личной свободы к государственной власти. Они призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить человека от произвола со стороны государства и других людей. К этой группе прав обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени и др.

Политические права и свободы наиболее полно выражают суть взаимоотношений между государством и человеком. Они обеспечивают участие гражданина в институтах публичной власти, но различаются по способу привлечения личности к ее осуществлению. К ним относятся избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, свобода слова, мнений, печати.

Социально-экономические права и свободы обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида и гарантируют ему свободу участия в хозяйственно экономической сфере жизни общества.

Объектами социальных прав выступают отношения отдельной личности к институтам социально-общественной системы, например к семье, браку, трудовой деятельности, культуре. Эти права гарантируют человеку право на труд, справедливую заработную плату, жилище, поддержание минимального прожиточного уровня, обеспечение достойной жизни самого гражданина и его семьи.

Данная группа прав определяет обязанности государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум средств существования, необходимых для поддержания человеческого достоинства.

Культурные права и свободы имеют своим назначением удовлетворение духовных потребностей человека и призваны гарантировать духовное развитие личности. Они включают в себя право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и техническою творчества и некоторые другие.

Обязательным условием взаимоотношений государства и человека по поводу его прав выступают юридические обязанности, без которых невозможны ни правовое государство, ни реализация самих прав и свобод человека. Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в некоторых случаях и его отказа от осуществления своих прав.

6. Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений высших государственных органов власти. Различают две основные формы правления: монархия и республика.

Монархия. Термингреческого происхождения (monos – один, arche –власть) и означает единовластие. Это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – (короля, императора, шаха и т.п.) и переходит, как правило, по наследству. Абсолютная монархия характеризуется единовластием монарха. Он является единственным сувереном власти, сам издает законы, назначает правительство, вершит высший суд. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в нескольких странах (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней). Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией. Возникает конституционная монархия в период становления буржуазного общества. В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархию. В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Япония, Италия, Румыния – в прошлом, в настоящее время – Иордания, Кувейт, Марокко) за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, право вето и роспуска парламента. Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: имеет место разделения властей, монарх “царствует, но не правит”,правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом, правовое положение монарха ограничено.

В настоящее время в мире существует 44 государства с монархической формой правления. Преобладают парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Люксембург, Новая Зеландия и др.). Если в начале XX в. в Европе все страны были монархическими (за исключением Франции и Швейцарии – республики), то ныне из 34 стран лишь 11 монархий, а остальные – республики.

Республика. (лат respuble – от res – дело и publecus – общественный) –это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Источником государственной власти является народ. Республика возникла в античную эпоху – Афины (V-IV в.в. до н.э.)

В зависимости от способа формирования и взаимодействия ветвей власти различают три разновидности республики – президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская, парламентско-президентская).

Президентская республика характеризуется следующими признаками: президент – глава государства является одновременно и главой исполнительной власти (как правило, должность премьер-министра отсутствует); всенародное избрание президента, правительство формирует президент; отсутствие ответственности правительства перед парламентом, жестко проявляется принцип разделения властей. Классической президентской республикой являются США.

Парламентская республика: верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту, который избирается гражданами страны; президент, как глава государства, избирается, как правило, парламентом, имеет символические права, не оказывает существенного влияния на политическую жизнь; правительство формируется парламентом из представителей партии или коалиции парламентского большинства; политическая ответственность правительства перед парламентом; глава правительства – премьер-министр (канцлер, председатель совета) – лидер партии парламентского большинства, назначается президентом и является основным лицом политической жизни страны. Парламентарными республиками являются Германия, Италия, Индия, Турция, Венгрия, Израиль, Чехия, Словакия и др.

Смешанные республики сочетают в себе признаки как президентской, так и парламентской республик Ее главная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. Подобная система во Франции, Австрии, Португалии, Финляндии, Польше, Болгарии, Хорватии, Словении. Эта форма правления эффективна при условии, если президент, парламентское большинство и правительство придерживаются одной политической ориентации, а если противоположной, то может быть конфликт. Ситуация в Украине – тому подтверждение. Согласно поправок к Конституции, принятых в декабре 2004г., Украина стала президентско-парламентской республикой, в которой значительно усилилась роль парламента, в частности, в формировании правительства. Однако поправки, принятые в чрезвычайной политической ситуации конца 2004г., содержали ряд противоречивых пунктов, вследствие чего новому парламенту, избранному в сентябре 2007г., предстоит обязательновозвратится к конституционным проблемам.

7. Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.