Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосознание: структура, психологические характеристики 2 страница




Несмотря на то что он прожил очень короткую жизнь (всего 36 лет), его влияние на отече­ственную и мировую психологию весьма существенно. Многие работы Выготского не потеряли своей актуальности и в наши дни.

 

трудиться, что в свою очередь явилось предпосылкой для появления сознания у человека. Отсутствие неоспоримых доказательств, подтверждающих или опро­вергающих один из выводов, породило различные точки зрения на причины воз­никновения и развития сознания у человека.

Однако мы не будем сосредоточивать наше внимание на теоретических спорах, а лишь отметим, что появление у человека сознания как высшей из известных форм развития психики стало возможным вследствие усложнения строения голов­ного мозга. Кроме того, нужно согласиться с тем, что уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у че­ловека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Разви­тие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфи­ческими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека за­ниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, раз­витие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей, о которой го­ворилось выше. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило ре­ализовать психические потенциалы биологического вида Ното Sарiens,

Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделил­ся из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором по­ступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное раз­витие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социаль­ной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.

Культурно-историческая концепция развития психики человека!!!!!!!!!!!!

Рассматривая проблему происхождения и развития сознания человека, мы не можем не остановиться более подробно на одной из психологических концепций, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека. Впоследствии ее стали называть культурно-исторической теорией про­исхождения психики человека. (В некоторых работах ее называют теорий обще­ственно-исторического происхождения высших психических функций человека.) Ее автор — известный российский ученый Л. С. Выготский. Данная концепция по­явилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеаль­ный».

С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Согласно данной точке зрения, цель жизни каждого человека — «осуществить за­мысел божий» (христианский подход), выразить часть «объективного духа» (Ге­гель) и т. и. Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема.

С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно опи­сать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесен И. П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека. Поэтому бытовало мнение, которое и сегодня разделяют некоторые фи­зиологи; оно заключается в том, что физиология высшей нервной деятельности, или наука о мозге в целом, рано или поздно заменит собой психологию. Но тогда вполне закономерно возникает предположение о том, что сознание, присущее че­ловеку, должно встречаться и у животных, а если мы говорим о сознании как каче­ственно новом образовании, то необходимо вводить совсем другие понятия и ис­кать совсем другие законы.

Л. С. Выготский решил эту проблему по-другому. Он показал, что человек об­ладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называе­мый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу.

В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформули­ровать в виде двух тезисов. Первый — тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на жи­вотное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением че­ловека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий тру­да, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его соб­ственная психика». Она содержит также два положения.

Первое положение за­ключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский понимал способность человека заста­вить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо пред­мет, организовать свою умственную деятельность.

Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых пер­вобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психи­ческими процессами. Знаки были предметны, — «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными вида­ми трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Сле­довательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, со­держательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических ору­дий.

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Вы­готский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Впол­не вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т. д. Эти первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую опера­цию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова роди­лась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведе­нием. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе куль­турного развития человека.

Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс; по выражению Л. С. Выготского был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти от­ношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологнческие. Процесс превращения интерпсихологических отношении в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит пре­вращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же са­мое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаменталь­ных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредован­ную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от жи­вотного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпеча­ток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психиче­скими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологи­ческие. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психи­ческих функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны,

В заключение следует отметить, что, конечно, концепция Выготского имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, но она сыграла огромную роль в ста­новлении научной психологической мысли. Ее основные положения были исполь­зованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Концеп­ция Выготского также оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека.

Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социаль­ной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания — общественно выработанных способов передачи чело­веческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ре­бенка.

Таким образом, мы можем сделать ряд выводов.

Во-первых, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического разви­тия, присущего только человеку.

Во-вторых, развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека. Приведенная характеристика ста­дий развития психики ребенка является иллюстрацией того, как в процессе разви­тия благодаря разнообразным формам деятельности, в том числе манипулирова­нию предметами на ранних этапах развития и детским играм, происходит форми­рование сознания будущего члена человеческого общества.

В-третьих, приведенный материал свидетельствует о том, что возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и раз­вития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

 

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет.

В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня.

1. уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем.

2. осознание своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

3. самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки.

Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.

Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений. Самосознание дает человеку понимание своей индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы 'примеряет' на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку.

Самоотношение - термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному *Я*. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. В. В. Столин (1985) в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость. С. Р. Пантелеев (1991) понимает самоотношения как выражение смысла *Я* для субъекта. Другие авторы усматривают в самоотношении переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения. Самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое *Я* от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. Одним из средств такой зашиты является отрицательная самооценка, рассчитанная на возникновение положительных реакций сочувствия

Я-концепция - Совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют: 1) образ Я-представление индивида о самом себе; 2)самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления; 3) потенциальную поведенческую реакцию-те конкретные действия, которые могут быть вызваны <образом Я> и самооценкой.

Л.С. Выготский рассматривает формирование личности и формирование самосознания как внутренне взаимосвязанные процессы: «То же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека, возникающим именно в эту пору [Л.С. Выготский имеет в виду подростковый возраст]: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство»

Раскрывая динамику и структуру личности подростка, Л.С. Выготский подчеркивает три основных момента, важных для понимания самосознания.

Во-первых, Л.С. Выготский анализирует самосознание как непрерывный процесс, проходящий длительный путь развития. Это путь психологических и социальных изменений, перестройки всей психической жизни, которые приводят к возникновению самосознания. Формирование самосознания, по Л.С. Выготскому, «не что иное, как определенная историческая стадия в развитии личности, с неизбежностью возникающая из предыдущих стадий» (Выготский, 1984. С. 231). При этом Л.С. Выготский (1984), ссылаясь на исследования А. Буземана, выделяет шесть главных направлений развития самосознания, из которых и складывается его структура:

1) возникновение и развитие собственного образа от незнания себя до углубленного знания;

2) развитие самосознания идет извне вовнутрь, от осознания собственного тела к осознанию собственного внутреннего мира;

3) интегрирование, т. е. осознание себя как единого целого, осознание каждого отдельного проявления как части целого;

4) отграничение собственной личности от окружающего мира, т. е. сознание отличия и своеобразия собственной личности;

5) переход от оценок своей телесности («сильный-слабый», «здоровый-больной») к оценкам своих умений и далее – к суждениям о себе по духовным масштабам, т. е. внутренним, моральным критериям;

6) нарастание различий межиндивидуальных вариаций, формирование различных типов структуры личности и самосознания.

Во-вторых, Л.С. Выготский особо подчеркивает связь развития самосознания со средой, с социальным развитием. Развитие самосознания является результатом социально-культурного развития личности, поэтому различия в «культурном содержании среды» обусловливают разную структуру и динамику самосознания.

В-третьих, Л.С. Выготский отмечает возможность эмпирического анализа самосознания. Именно такой анализ позволяет, в частности, увидеть новую ступень в развитии подростка, его личности и самосознания. «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь выступают третичные условия (рефлексия и самооформление)» (Выготский, 1984. С. 237). Согласно Л.С. Выготскому эти третичные функции, функции самосознания, есть не что иное, как перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. «Самосознание и есть социальное сознание, перенесенное внутрь» (Выготский, 1984. С. 239). Таким образом, в подростковом возрасте появляется новый фактор развития – личность самого подростка. Рефлексия или возникновение самосознания, по Л.С. Выготскому, ведет к овладению внутренней регулировкой процессами памяти, внимания, мышления, т. е. к внутренним изменениям сознания и, следовательно, самой личности, к возможности «определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из– под власти конкретной ситуации» (Выготский, 1983. С. 252), а также к более глубокому пониманию других людей Как справедливо отмечает В.П. Зинченко, «положение Выготского о том, что источником высших психических функций является сознание, насколько я знаю, никто не вспоминал и не вспоминает до сих пор» (Зинченко, 2000. С. 156). Действительно, приходится констатировать, что «третичные условия» индивидуальности, о которых писал Л.С. Выготский, собственно ведущие к осознанию и овладению различными функциями, т. е. к формированию высших психических функций, а также к иному пониманию других и, заметим, себя, долгое время «не замечались» отечественными психологами.

С.Л. Рубинштейн также подчеркивает важность изучения самосознания в целостном исследовании личности, «без сознания и самосознания не существует личности», – писал он (Рубинштейн, 1989. С. 238), при этом особо отмечая, что личность несводима к ее сознанию и самосознанию, но и невозможна без них. Он полагает, что проблема психологического изучения личности должна завершаться раскрытием ее самосознания: «последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о еесамосознании, о личности как «Я», которое в качестве субъекта присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца» (Рубинштейн, 1989. С. 238).

По С.Л. Рубинштейну, самосознание выступает как сложное интегративное образование личности, которое не дано человеку с рождения, его развитие включено в процесс развития личности, возникает в ходе развития сознания личности: «самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, в нем отражающегося, а включается в этот процесс развития личности, как реального субъекта, в качестве его момента, стороны, компонента» (Рубинштейн, 1989. С. 238). Самосознание – это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, источником развития которого выступает растущая самостоятельность человека.

С.Л. Рубинштейн наиомечает пути развития самосознания в онтогенезе, связанные с овладением собственным телом, возникновением произвольных движений, самостоятельным передвижением и самообслуживанием, с овладением речью, ведущие к тому, что ребенок выделяет себя из окружения, осознает свою самостоятельность по отношению к другим людям, отделяет себя от них. При этом ребенок осознает свою самостоятельность и обособленность от окружения только через свои отношения с окружающими его людьми, т. е. он приходит к осознанию себя, к познанию собственного «Я» через познание других людей. «Не существует «Я» вне отношений «Ты», и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта» (Рубинштейн, 1989. С. 240).

Изменение взаимоотношений ребенка с окружающими отражается в его сознании и тем самым изменяет его внутреннее психическое состояние, перестраивает внутреннее отношение к другим людям и к самому себе. Однако этим, по мнению С.Л. Рубинштейна (1997), не исчерпывается процесс развития личности и ее самосознания, дальнейшее развитие связано с более сложной, внутренней работой, включающей способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Только в подростковом возрасте разворачивается процесс внутренней работы, углубленного самопознания, вызванный необходимостью определять свои жизненные планы и приоритеты и связанный с развитием критического мышления, целеполагающей деятельности, формированием мировоззрения.

Процесс самопознания начинает соединяться со все более определенной самооценкой. С.Л. Рубинштейн отмечает ряд особенностей самооценки этого периода: ее неустойчивость, обобщенность, направленность преимущественно на внутреннее психическое содержание, «духовные, идеологические масштабы самооценки» (Рубинштейн, 1989. С. 241). Дальнейшее развитие самосознания, включенное в процесс развития личности, связано с процессом переосмысливания жизни, проходящего через весь жизненный путь человека, определяя мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. «Следуя С.Л. Рубинштейну, надо подчеркивать, – пишет К.А. Абульханова (2001. С. 230), – важность самотождественности в функционировании личности, в ее взаимодействии с миром, интегрированность отношений дает ей возможность владения ими, т. е. сохранения их как своих отношений и проявления себя в них».

Сознание, по С.Л. Рубинштейну, – это единство знания и переживания, так что и при осознании самого себя переживание выступает в качестве его внутреннего компонента. Переживания, связанные с осознанием собственных психологических особенностей, опосредуются реальным бытием личности и возникают как результат ее конкретной жизнедеятельности. К своему «Я» человек относит только то, что обусловливает его поведение, придавая ему своеобразие, определяет его жизнь и деятельность; то, что было им осмысленно и пережито, т. е. вошло в историю его внутренней жизни. Если в отношении сознания при ориентации на мир объектов и явлений переживание, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, выступает как его личностно-мотивационный план, то переживание в качестве компонента самосознания выступает «как еще более внутреннее явление психики, поскольку в нем выражается собственное отношение к этому личностно-мотивационному плану сознания, т. е. оно опосредствуется реальным контекстом жизни личности через личностно-мотивационный план сознания» (Чеснокова, 1977. С. 113).

Однако согласно С.Л. Рубинштейну самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, но является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Таким образом, переживание всегда выступает в единстве и взаимосвязи с другой стороной сознания – знанием.

Развитие самосознания, по С.Л. Рубинштейну, возможно только через взаимодействие с внешним миром, в результате взаимоотношений с другими людьми, через разнообразные связи его «Я» с другими конкретными «Я», через осознание изменений в отношениях с окружающими, через познание других людей. В результате этих взаимоотношений человек сознательно самоопределяется как «Я», как личность, что выражается в ее самосознании.

Именно в переживании выражается то или иное отношение личности к самой себе, которое, однако, С.Л. Рубинштейн отличает от самооценки. Самооценка обусловлена мировоззрением, определяющим критерии, эталоны, нормы оценки, т. е. самооценка человека определяется вкладом личности в общественное дело, тем, «что он как общественный индивид делает для общества» (Рубинштейн, 1989. С. 244).

Таким образом, С.Л. Рубинштейн включил в круг проблем психологического исследования вопросы соотношения личности, сознания и самосознания, онтогенетической динамики самосознания, структуры и процессуальности самосознания, специфики самооценки по сравнению с отношением личности к самой себе; вопросы, связанные с опосредствованной природой самосознания, с определяющей ролью деятельности и реальных отношений с окружающими в его становлении, с регулирующей функцией самосознания в поведении и развитии личности.

В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих.

Разработанная В.С. Мухиной теоретическая конструкция сочетает в себе не только оригинальную модель, но и дает возможность отследить этапы формирования идентичности в структуре самосознания на ранних этапах онтогенеза. Теоретические позиции автора апробированы в различных социально-культурных средах, что позволяет эмпирически подтверждать теорию, проводить действительно научное изучение исследуемого феномена. Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев: представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений

И.И.Чеснокова (1977г.) предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сапостовления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.