Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс как целостность




Педагогика - это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины - «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести).

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Общекультурное значение педагогики.

 

Предмет и задачи педагогики как науки. Педагогика как наука и искусство

Слово «педагогика» греч.: «пайдос»-ребенок и «аго»-вести. Т.е. детовождение.

Педагог. как наука - совок-сть знаний о сущности, закономер-х, принципах, методах и формах обучения и воспит. человека.

Предмет педагогики – это процесс обучения и воспитания.

Различаются научные и практические задачи педагогики.

Задачи пед. науки - вести исследования, а практич. задачи школы, вуза-осущ-ть воспит-е, образов-е школ-ков и студентов.

Гл.задача пед. как науки - накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, абстрагиров-х положениях, закономерностях и законах.

Понимание пед. как искусства воспитания продержалось многие столетия. Ушинский: «Педагогика - не наука, а искусство…оно стремится …к идеалу совершенного человека». Мастерство учителя, искусство воспитания опирается на научные знания. Необх-мо, чтобы теория переплавлялась в практич. технологии. По оценкам спец-в, разрыв между теорией и практикой 10-15 лет.

Педагогика быстро прогрессирует. Достигнуты успехи в разработке новых технологий обучения - совр. компьютеры с обучающими программами, создание более совершенных методик воспитания, технологий самообразования и самовоспитания, научно-производств-е комплексы, авторские школы.

 

2. Система педагогических наук и основные отрасли педагогики

Предмет изучения педагогики чрезвычайно сложен, поэтому по мере своего развития педагогика превратилась в разветвленную систему науч. знаний. Совр. педагогику точнее будет называть системой наук о воспитании, включающей:

1) философию; 2) историю педагогики; 3) общую педагогику.

Фундаментом педагогики явл-ся философия. Непосредственно проблемами воспитания занимается философия воспитания.

История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю пед.явлений. Благодаря этой науке с помощью анализа прошлого целесообразно направляем существ-щие позитивные тенденции в будущее.

Общая педагогика явл-ся базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека. Она разрабатывает общие основы воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Общая педагогика имеет два уровня:

1) теоретический; 2) прикладной.

В ней выдел. 4 осн. раздела, кот. в наст. вр. стали самостоят. отраслями знаний:

1) общие основы; 2) дидактику (теория обучения); 3) теорию воспитания; 4) школоведение.

Дошкол. и школьная пед. составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономер-ти воспитания.

Пед. проблемами взрослых заним. педагогика высшей школы. Пед предмет - закономерности учебно-воспит. процесса в ВУЗах, проблемы получения высш.образования. Педагогика последипломного образования с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации. Военная педагогика исследует особ-ти воспитат-х процессов в специфич. условиях.

В подсистеме социальной педагогики - отрасли - семейная, пенитенциарная (перевоспитание правонарушителей), профилактическая педагогики и др.

Люди с нарушен. и отклонен.в развитии - в сфере действия спец-й педагогики. Вопр. обучения и воспитания глухонемых и глухих -сурдопедагогика, слепых - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика. Развиваются новые отрасли педагогики – профилактич. (лечебная), реабилитационная, коррекционная, превентивная.

Особую группу пед. наук составляют частные, или предметные методики, исслед-щие закономер-ти преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитат-х учрежд. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть кажд. педагог. Есть и методика преподавания педагогики. В послед. десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традиционных методик конкретизацией путей и способов достижения результатов.

 

 

 

Системой, как известно, называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Системность присуща многим педагогическим объектам: учебно-воспитательному процессу школы, процессам обучения отдельным предметам, частям этих процессов, отдельным урокам, группе уроков и т.д.

Процесс, реализующий цели обучения, называется процессом обучения или дидактической системой. Теоретические основы дидактических систем разрабатывает область педагогики, называемая дидактикой. Этот термин происходит от греческого слова дидактикос, что означает обучающий. Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы. Дидактической называют упорядоченную систему целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Эта система функционирует во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходит усвоение знаний и способов действий и развитие индивидуальных способностей учащихся.

Сколько может быть дидактических систем или типов процесса обучения? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим прежде всего такую характеристику процесса обучения, как целостность. Целостность определяется философами как скоординированность всех элементов системы, ее завершенность, результативность, как совершенство всех ее компонентов и системы в целом, как качественная ее определенность, взаимообусловленность всех свойств, взаимосвязанность, особый тип взаимодействия.

Целостность процесса обучения также представляет собой некоторое его совершенство, высокий уровень развития и функционирования. Любой педагогический процесс, если он дает положительный результат, является по своей природе целостным: и процесс, протекающий за время урока, системы уроков, и процесс обучения отдельному предмету, циклу предметов и т.д. Философы к целостным относят системы, достигшие в своем развитии зрелости, завершенности, соответствующие определенному идеалу. С этой точки зрения педагогический процесс является целостным тогда, когда он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Всегда ли реальный процесс обучения является целостным?

Известно, что система изменяет свои свойства, если изменяются ее элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. От того, какие ставятся цели, зависит сущность самого процесса обучения. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный характер, если - формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемного обучения, если ставится цель развития индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является подлинно развивающим, то есть целостным процессом проблемно-развивающего обучения.

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития от догматического, затем объяснительно-иллюстративного, до проблемно-развивающего типа. При этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения.

Сущность целостности проблемно-развивающего типа обучения - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека - гармоничному развитию индивидуальности и социализации личности. Чтобы практически решить эту задачу необходим целостный подход к организации обучения. В чем он заключается?

Во-первых, на уровне педколлектива в том, чтобы к а ж д ы й педагог работал на общую цель - не содействовал, а именно обеспечивал достижение общей цели. Во-вторых, в комплексном решении задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке, системе уроков так, чтобы каждая часть (урок) работала на целое (процесс). В-третьих, в единстве воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. В-четвертых, должна быть не просто совместная деятельность (совместно грибы собирают), а в з а и м н а я активная деятельность педагога и учащихся (педагогическое взаимодействие). Взаимодействие - установление связей между элементами педагогической системы - таких как: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Таким образом, целостность процесса проблемно-развивающего обучения характеризуется его внутренним единством, связанностью, качественной определенностью, высокими результатами в развитии, образовании и социализации учащихся. Целостность педагогического процесса не является свойством постоянно ему присущим - она относительна и вызревает при успешной реализации всех его функций (обучения, развития, социализации).

Наиважнейшей функцией процесса обучения следует признать стимулирование развития основных сфер человека и его личностных качеств. Эта функция является и н т е г р а т и в н о й.

Целостность процесса должна проявляться в единстве его сторон. Сторонами процесса являются: содержательная (что развивать и воспитывать, чему учить), операционно-процессуальная (как развивать, обучать и воспитывать), мотивационная (как осуществлять мотивационное обеспечение педагогического процесса), организационная (какие предусмотреть формы организации деятельности учащихся).

В отличие от нецелостного целостный процесс обладает свойствами только ему присущими. Первым целостным свойством является функциональное единство всех циклов дисциплин, адекватное структуре формируемых психологических и личностных качеств человека (поэтому в школе необходимо вводить предметы по выбору учащихся). Вторым целостным свойством процесса является его проблемный характер, способствующий развитию основных сфер школьника. Третье свойство заключается в том, что чем выше уровень интеграции учения с производительным трудом учащихся, тем процесс эффективнее фор­мирует как отдельные сферы и качества индивида, так и человека в целом, то есть закладывает основания для социализации личности. Четвертое свойство связано с неразрывностью формирования отдельных сфер и качеств личности как между ними, так и с формированием индивидуальности и личности в их единстве.

Рассматривая строение педагогического процесса, В.С.Ильин доказал, что целостный процесс должен иметь следующую структуру: анализ состояния процесса - выбор и формулирование цели - отбор и применение педагогических средств - учет внутренних и внешних условий - анализ процесса и его результатов. Отсюда следует, что для проектирования и организации целостного процесса учителю необходимо овладеть следующими умениями:

• диагностическими - уметь определять исходное и текущее состояния развития отдельных учащихся и класса в целом (применять педагогическую диагностику для выявления уровня развитости, обученности и воспитанности учащихся, внутриколлективных отношений);

• педагогическим целеполаганием - уметь ставить цели и решать педагогические задачи (иметь представление о номенклатуре педагогических целей, владеть способами их выдвижения и формулирования, знать правила постановки и соблюдать требования, предъявляемым к ним);

• отбирать и применять средства педагогического воздействия (знать развивающие возможности педагогических средств, уметь реализовать их побуждающую, развивающую и обучающую функции, уметь выбрать и применить оптимальные в конкретных условиях методы, приемы и формы обучения);

• программировать и структурировать взаимодействие с учащимися таким образом, чтобы оно гарантировало достижение поставленных целей (знать и уметь реализовать структуру урока, уметь структурировать свою деятельность в соответствии со структурой учебной деятельности учащихся, владеть способами мотивационного обеспечения учебного процесса);

• педагогической наблюдательностью - уметь видеть и анализировать условия, при которых протекает процесс: результативность труда (качественные изменения в развитии учащихся и самого учителя), эффективность труда (соответствие результатов поставленным целям), оптимальность труда (достижение наилучшего в данных условиях результата или достижение его при малых затратах времени и сил учащихся и учителя).

Кроме дидактической системы проблемно-развивающего обучения существуют (или существовали) и другие системы: догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное, программированное, бинарное, концентрированное и др. Существуют и авторские системы обучения, несущие имена их создателей - это системы Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, С.Френе, М.Монтессори, Ш.А.Амонашвили, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова. Одни из них уходят в историю, другие еще только разрабатываются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.