КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сложно-суффиксальный
Сложение Сложные и сложносокращенные слова слово образуется в результате объединения двух или более полных основ при помощи интерфиксов либо без них: лес + степь – лесостепь Сложение сокращенных основ (аббревиация) слово образуется в результате сложения: нескольких сокращенных основ: сельский магазин – сельмаг сокращенной основы с целым словом: детский сад – детсад начальных букв или звуков: ООН, МХАТ, ЦУМ слова образуются путем сложения с одновременным присоединением суффикса: скоро + варить – скор о вар к а
11)Приставка, корень, суффикс, окончание как значимые части слова; их правописание (привести не менее пяти орфографических правил). 1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. · Окончание часто называют изменяемой частью слова. Ср.: книг а – книг и – книг у. Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова. · Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова. 2. Окончания выражают грамматические значения: · рода, числа, падежа – у существительных (книг а – окончание - а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (больш ая книга – окончание - ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанн ая книга – окончание - ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (мо я книга – окончание - я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одн а книга – окончание - а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж); · падежа – у некоторых местоимений (нет к ого – окончание - ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пят и – окончание - и указывает на родительный падеж); · лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (дума ю – окончание - ю указывает на 1 лицо, единственное число); · рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читал а – окончание - а указывает на женский род, единственное число). 3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками. Нет нож а, резать нож ом. · Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж. · Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах: · у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения); Стол □, дочь □. · у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа; Нет сил □, нет дел □, нет солдат □. · у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода; Весел □, счастлив □. · у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода; Читал □, пел □. · у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий. Лисий □, волчий □. Обратите внимание! 1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склония и 2 склонения – армий □, предгорий □, блюдец □. Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единтсвенного числа. Так, существительное армия [а́рм’и j ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми [ j ] ю, арми [ j ] ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (арми й), а в других формах он не получает специального обозначения. В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е). Ср.: предгорье [пр’иэдго́р’ j ь] – предгор ий [пр’иэдго́р’ иj ]; блюд ц е [бл’у́т ц ъ] – блюд ец [бл’у́д ьц ]. 2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: син ий – син его). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь. Ср.: волч ий – волчь [ j ] его, лис ий – лись [ j ] его. 4. Окончание обычно находится в конце слова. Исключения составляют: · окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений); Уч ит ся, учащ ий ся, ид ём те, к ого -то, к ого -либо, к ого -нибудь. · окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем. В тр ёх ст ах, нет пят и десят и. Обратите внимание! Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень), служебные части (под, и, будто, не), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием! Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи. 5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова. · Чтобы выделить основу, надо отделить окончание. Землёй – земл -ёй, основа земл-; несу – нес -у, основа нес-. · Значок основы – квадратная скобка снизу: · Основа слова может быть равна корню. Жёлт ый. · Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы. Жёлт-изн -а, по-желт-е -ет. 6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться. Например: лист □ и листь [ j ]- я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j-. Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают. Ср.: жд-а - ть и жд - у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс - а); чит-а - ть – чит-аj - ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай). Обратите внимание! 1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (арм ия, сандал ия, революц ия и др.) и среднего рода с финалью -ие (быт ие, напряжен ие, возмезд ие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных. Ср.: арм и -я, арм и -и, арм и -ей; быт и -е, быт и -я, быт и -ем. 2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетари й, санатори й, кра й и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра [ j ]- я, кра [ j ] -ю, кра [ j ]- ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5). Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единтсвенном числе, как и другие (стол □, конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание: край □, пролетарий □, санаторий □. 7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной. Как ого - то – окончание - ого, основа как.. то; уч ит ся – окончание - ит, основа уч..ся. · Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании). · Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания. Записа - ть, записал - а, запиш - у. · Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут. Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал - а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы - ть: записа-. Обратите внимание! 1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л – в прошедшем времени, -и – в повелительном наклонении). 2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учи ть ся, мы ть ся) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова. 3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын □/ сыновья – основа слова (для словообразования) – сын-. 4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.
12)Правописание согласных в корнях слов и в приставках. КОРЕНЬ- Для того чтобы проверить сомнительные звонкие и глухие согласные, нужно подобрать такую форму или родственное слово, чтобы эти согласные стояли в сильной позиции (перед гласным или сонорным (л, м, и, р)) звуком: сказка - сказать. Если сомнительную согласную нельзя проверить, то её написание нужно запомнить или узнать в орфографическом словаре.; Двойные согласные пишутся: - на стыке морфем: приставки и корня (рассказать), корня и суффикса (длинный), - на стыке двух частей сложносокращенных слов (роддом), - в словах, которые нужно запомнить или определить по орфографическому словарю (вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренные им слова; слова иноязычного происхождения (например, группа, класс) и производные от них (групповой, классный). Для того чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными, имеющих сочетание букв ветв, здн, ндск, нтск, стл, стн и т.п. необходимо подобрать такое однокоренное слово или так изменить форму слова, чтобы после первой или второй coгласной стояла гласная (грустный - грустить, свистнуть -свистеть); исключения: блеснуть (хотя "блестеть"), лестница (хотя "лесенка"), плеснуть (хотя "плескать"), склянка (хотя "стекло"). ПРИСТАВКА- 1. Приставки, оканчивающиеся на согласные (кроме з и с): над-, об-, от-, перед-, под-, в-, с- и приставки, оканчивающиеся на гласные: за-, до-, на-, пере-, по- пишутся в соответствии с морфологическим принципом написания слов, то есть согласные и гласные приставок не изменяются на письме независимо от их произношения. Пример: надвязать, обвязать, отвязать, подвязать; записать, дописать, переписать и т. д. 2. Приставка с- пишется также в соответствии с морфологическим принципом. Пример: сделать, сбить, сломать (хотя во многих словах произносится [з]). Исторический комментарий Приставки з- в русском языке нет. В словах: здесь, здоровье, ни зги звук [з] восходит к [с] (ср. др.-рус. сьдесь, где сь — мест, сей, «этот»; съдоровый, где корень – доров «дерево», «дуб», т. е. крепкий, как дуб; стьга — «дорога», ср. стёжка, стезя). В слове здание звук [з] является исконным (ср. ст.-слав. зьдати — «строить», зьдъ — «глина»). Таким образом, в современном русском языке з в этих словах входит в состав корня. 3. Правописание приставок, оканчивающихся на з-: раз-, роз-,воз-, вз-, из-, без-, чрез-, через-, низ-, основано на фонетическом принципе: перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими (к, п, с, т, ф, ч, ш, щ) пишется с: Пример: бездарный — бестактный, возрастной — воспитанный, низвергать — ниспослать и т. д. Обрати внимание! В словах: близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется з, так как близ- и низ- являются не приставками, а корнями. 4. В приставке раз- (рас-) -роз- (рос-) без ударения пишется а, а под ударением о: Пример: расписать — роспись; раздать — розданный 5. Правописание гласных о, а в приставках про- и пра- зависит от значения, которое вносит приставка в слово. Приставка про- многозначна и встречается часто. Пример: провести, прокормить, произнести Приставка пра- употребляется редко, она указывает на давность, древность эпох, явлений, лиц и т. д., например: прабабушка, праславянский, праязык.
13)Чередование гласных в корне. Правописание гласных в корне включает пять типов правил: 1) правописание безударных гласных; Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |