КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными
У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся. В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например: восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек. При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные – во мн. ч. Примеры: Два окна – пять окон, три розы – тридцать роз, четыре мальчика – сорок мальчиков. Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным. Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже. Примеры: Р.п. пяти окон, трёх роз Исключение составляет числительное один. Оно во всех падежах согласуется с существительным. У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые. Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба, существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры. Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например: №24 Местоимение. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Правописание местоимений. 1. Личные: я, ты, мы, вы; лично-указательные: он, она, оно, они. 2. Возвратное местоимение себя указывает на отношение субъекта к самому себе. Оно не имеет рода, лица, числа и именительного падежа, может относиться к любому лицу (я купил себе книгу, ты купил себе книгу, он купил себе книгу и т. д.). Если форма себе употребляется при глаголе не в качестве дополнения, то она выполняет роль частицы, придавая действию значение независимости, самостоятельности (… а он себе идет вперед; ступай себе мимо!). 3. Притяжательные местоимения мой, твой, свой, наш, ваш обозначают принадлежность предмета разным лицам (для обозначения принадлежности 3-му лицу употребляются формы родительного падежа личного местоимения: его, ее, их). Притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам, как имена прилагательные, и согласуются с существительными, выступая при них в роли определений. 4. Указательные местоимения этот, тот, такой, таков (устаревшие сей, оный), столько указывают на предметы или на их качества. Они выступают в роли определений при существительных, с которыми согласуются в роде, числе и падеже. Местоимение таков изменяется по родам и числам, как краткое прилагательное, выступает в предложении в роли сказуемого (да и был таков). 5. Вопросительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько служат для выражения вопроса о предмете, качестве, принадлежности, количестве и т. д. Местоимения кто, что не имеют рода и числа. Сказуемое-глагол при местоимении кто ставится в муж-ском роде, даже если вопрос относится к женщине (кто из учениц отвечал?); при местоимении что — только в среднем роде (что тут произошло?). При склонении местоимения сколько ударение сохраняется на основе (скольких, скольким, сколькими, о скольких книгах). Как и количественное числительное, это местоимение в именительном и сходном с ним винительном падежах требует от существительного, стоящего при нем, формы родительного падежа (сколько книг?). В остальных падежах согласуется с именами существительными. Вопросительные местоимения какой и сколько могут употребляться в роли восклицательных частиц: Какие перышки! Какой носок!; Сколько народу! (т. е. очень много). 6. Относительные местоимения — это те же вопросительные местоимения, но употребляющиеся не для во-проса, а для связи частей сложного предложения (придаточной с главной). В структуре придаточных частей они выступают в качестве главных или второстепенных членов (Отвечал на вопросы студент, который делал доклад). 7. Определительные местоимения весь, сам, самый, всякий, каждый, иной выполняют функцию обобщенно-качественных определений. Имеют формы рода, числа и падежа. Местоимение весь (вся, всё, все) близко к именам прилагательным, может в предложении выступать в роли существительного (всё было тихо; все уснули). В форме среднего рода оно может иметь значение усилительной частицы: Ты всё пела. В форме родительного падежа оно сочетается с прилагательными в сравнительной степени и образует сложную превосходную степень: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего указывают на отсутствие предмета, признака или качества. Образованы они от вопросительных местоимений путем прибавления отри-цательных частиц, ставших приставкой: не — под ударе-нием, ни — без ударения (некого, нечего, не о чем — никого, ничего, ни о чём). Отрицательные местоимения употребляются в предложении с отрицательным сказуемым. Местоимения некого, нечего употребляются в безличных предложениях в сочетании с неопределенной формой глагола (нечего делать, некого спросить). Отрицательные местоимения с частицей ни встречаются в предложениях, где уже есть отрицание. Они усиливают это отрицание: ничего никому не сказал; никого не видел. №25 Наречие: значение наречий и их разряды. Способы образования наречий. Правописание наречий. Наречие (термин образован неточной калькой с лат. adverbium) — самостоятельная часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «почему?», «с какой целью?», «в какой степени?» «сколько?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Процесс образования наречий называетсяадвербиализацией. Содержание [убрать] · 1 Классификация по лексическому значению · 2 Классификация по способу образования · 3 Наречия в других языках · 4 Примечания · 5 Литература · 6 Ссылки Классификация по лексическому значению[править | править исходный текст] · Обстоятельственные: · Образа действия — Обозначает образ действия (по-весеннему, так) вопросы Как?, Каким образом? · Меры и степени - обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды) вопросы (Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?) · времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда); · места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около); · причины — обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром); · цели — обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно). · Определительные: · качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно); · количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно); · способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка); · сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом); · совокупности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща). Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения · сравнительная степень выражается: · синтетически: с помощью суффиксов -ее (-ей), -ше, -е,"-же" (интереснее, дольше, сильней, громче). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше", «глубоко-глубже»; · аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно, более гнусно, более мерзко и т. д. · превосходная степень выражается: · синтетически (греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке; · аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно, наиболее страшно, наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике; · сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех. Есть наречия знаменательные, если они Классификация по способу образования[править | править исходный текст] · суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески; · приставочно-суффиксальный: сухой — досуха; · приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда; · Сложение разных видов: · сложение слов: еле, еле — еле-еле, опрометчиво — безумно; · сложение с первым элементом полу-: полулежа; полусидя · сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; половина, сила — вполсилы. Правописание дефиса в наречиях:[1] · в наречиях на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-немецки, по-английски, по-медвежьи); · в наречиях на -ых, -ьих с приставкой во-/в-, образованных от порядковых числительных (во-первых); · в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, что-то, как-то, всё-таки); · в наречиях, образованных: · повторением слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак); · сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно). · Приставка по- пишется слитно: · в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту); · с формами сравнительной степени наречий (повыше); Примечание: словосочетания, имеющие значения Обстоятельство это уже наречия, а не существительные. · Слитно пишутся: · наречия, образованные соединением предлогов с наречиями (доныне, извне, навсегда); · наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое); · наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую). · наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверх, сверх, вдали, вследствие); · наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего). Примечание: наречие, состоящее из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую) №26 Глагол: значение глагола, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль (общая характеристика). Неопределенная форма глагола (инфинитив). Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).
Неопределенная форма глагола (инфинитив) Начальной формой глагола является его неопределенная форма, или инфинитив.
Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеет только постоянные признаки переходности (читать — перех., спать — неперех.), возвратности (мыть — мыться) и вида (решать — несов. вид, решить — сов. вид).
Инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим (Учиться всегда пригодится), сказуемым (Бытьгрозе великой!), дополнением (Все просили ееспеть), определением (У меня возникло непреодолимое желаниепоспать), обстоятельством (Я пошелпройтись).
Переходность/ непереходность глагола
Переходность — способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными.
К непереходным относятся остальные глаголы (лежать), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, — присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить заводом), а также глаголы типа хотеть: в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое.
Возвратность/ невозвратность
Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом - ся: учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без -ся (готовить готовиться), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).
Возвратные глаголы могут передавать следующие значения: 1) действие субъекта направлено на себя: мыться, причесываться, настраиваться, унижаться; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с себя; 2) направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться; 3) действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции с для себя, себе; 4) действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться; 5) потенциальный активный признак субъекта: собака кусается (может укусить); 6) потенциальный пассивный признак предмета: стекло бьется (может разбиться); 7) безличность — нравиться, нездоровиться, смеркаться. Обычно возвратные глаголы являются непереходными — за редким исключением: бояться, стесняться маму.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |