КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления воспитания
В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений: физическое воспитание, умственное, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное. Целью физического воспитания является совершенствование организма человека. Оно осуществляется на основе тренировок, учебной и просветительской работы. Критерии физической воспитанности: выносливость, ловкость, двигательные качества, умения и навыки и пр. В содержание умственного воспитания входят: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека, просвещение в области наук, деятельности, общения, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей, развитие сознания и самосознания у учащихся, их творческого потенциала, формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется через процессы образования и обучения. Критериями умственного воспитания являются высокоразвитый интеллект, широкий кругозор, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие способности личности. Гражданское воспитание включает в себя патриотическое, национальное и интернациональное, политическое и правовое воспитание. Осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. Критериями являются проявление гражданской зрелости: желание участвовать в общественной жизни, готовность прийти на защиту Родины, отсутствие правонарушений и пр. Содержание нравственного воспитания: моральное, этическое воспитание, нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики, воспитание ответственности за свои поступки, развитие механизмов нравственного самовоспитания. Нравственное воспитание осуществляется через образование и в процессе педагогического общения. Критериями являются наличие и проявление у индивида глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданиям, стыду, сочувствию, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе. Понятие «эстетическое воспитание» содержит в себе следующие элементы: развитие эстетического восприятия окружающего мира, эстетических чувств, формирование эстетических отношений. Осуществляется через образование и в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного. Критерий: развитый художественно-эстетический вкус. Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование общетрудовых знаний, профессиональную ориентацию и пр. Осуществляется через процесс вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда. Его критериями являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на определенную профессию. 25. Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности. Нравственное воспитание — это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности -освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств: 1. отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам); 2. отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.). 3. отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.); 4. отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.); 5. отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей). Методологической основой нравственного воспитания является этика — отрасль философии, изучающая мораль. Мораль — форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми. Моральная норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственность — освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Нравственное сознание — синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д. Нравственные чувства — форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Нравственная воспитанность — общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности. Нравственно-этическая культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения — синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т. п.). Осуществляя нравственное воспитание, педагогу следует: 1. Организовать целенаправленную работу по нравственному просвещениюучащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета. 2. Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деятельность учащихся. 3. Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом. Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе. В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие. Основными критериями сформированности нравственной культуры личностиявляются: 1. развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии); 2. развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору; 3. сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения 26. Умственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности,, формы и методы. Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельного процесса. Роль средства может выполнять любой объект действительности, кроме человека. Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом. Осмыслив цель, педагог утверждается в методе. При отборе средства главным для педагога в первую очередь выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен любой предмет действительности: – функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается; – функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека; – функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражение изучаемых явлений: благодаря данной функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни. Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальными дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов. 27. Физическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы. Физическое воспитание - процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни. Правильно организованное физическое воспитание способствуют развитию коллективизма, товарищеских отношений, стремлению к успеху, ощущению радости достижений. Цель · воспитание здорового, физического, развитого (гармонично), жизни радостного · формирование основы здорового образа жизни. Задачи: · знание о здоровье (ЗОЖ) мотивы занятия спортом формирование привычка ЗОЖ. · режим дня · питания, · развитие основных двигательных умений и навыков; · обеспечение правильного физического развития, · укрепление здоровья, закаливание; · пропаганда здорового образа жизни · формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта. Ценности: · здоровье, физическое совершенство, физическая активность, ЗОЖ, спорт самовоспитания. · В связи с участившимися проблемами со здоровьем школьников их физическое воспитание становится актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно способствовать гармоничному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитет школьников. Содержание: занятие спортом, генерация ЗОЖ, физический труд Формы и методы: Основными методами ФВ: физические упражнения, тренировки, убеждение, инструкции. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника. Система ФВ в школе: физические упражнения, игры, спортландии, соревн. на уроках физкультуры гимнастика, туризм, спорт, организ. кружков, секций, посещ. оздор. центров. 28. Эстетическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы. Эстетическое воспитание - процесс формирования у детей эстет. культ., способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни. Цель: формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: 1)Эстет восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное). 2)Эстетические чувства (эмоциональные состояния). 3)Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным). 4)Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.). 5)Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте). Задачи: · Формирование эстетических знаний и идеалов (умение различных прекрасны и безобразные в природе, искусстве, жизни.) · Прекрасно все что способствует расцвету жизни, безобразно все что способствует болезни, деградации, смерти. · Формирование эстетического отношения к деятельности · Развитие эстетических чувств · Формирование стремления быть прекрасным во всем. · Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием — формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр. Ценности: Духовная культура включает в себя: интеллектуальную, эстетическую, нравственную. Красота, эстетика, природа, свобода, культура, творчество, художественные деятельнсти. Содержание: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Эстетическое воспитание реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Формы и методы: все формы, индивидуальные формы. Методы:беседы, экскурсии, конкурсы, эстетическое творчество. 29. Трудовое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека. Трудовое воспитание- вовлечение учащихся в организованную трудовую деятельность. Цель: формирование у учащихся положительное отношение к труду. Задачи: · развитие познавательного интереса к знаниям о профессии, о себе. · Развитие потребности в творческом труде · Стремление применять знания на практике · Воспитание трудолюбия дома и ответственности честности, целеустремленности · Вооружение трудовыми умениями и навыками · Воспитание основных культуры умственного и физического труда. Ценности: труд., любовь к труду, творческий труд, трудовая активность, научить организация труда. Содержание: умственный и физический труд, общественно полезный труд, производительный, бытовой, сельскохозяйственный. Формы: коллективная, индивидуальная, совместные. Методы: субботники, упражнения, поручение, требование, соревнование. 30. Экологическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы. Цель: формирование гражданственности патриотизма, интернационализма. Задачи: · Развитие уважения и государственного власти, правопорядку, мир, ненасилие. · Любовь в родине, к миру, · Стремление к миру · Развитие чувства собственного достоинства и дисциплинированы мированности · Проявление культур, Закон послушность. · Развитие культуры межнационального общения. Ценности: родина, народ, россияне, толерантность(Толерантность- реализование на неблагоприятное воздействие) Содержание: общество знания, география, природоведение, история, достижения науки и искусства, музей, изучение государственный символов РФ, символики других стран, изучение природы. Формы: коллективные- групповые, фронтальные Методы: участие в детских общественных объединениях, общественно-полезный труд, совместные формы, другие видов деятельности. 31. Гражданское воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы. Цель: формирование гражданственности патриотизма, интернационализма. Задачи: · Развитие уважения и государственного власти, правопорядку, мир, ненасилие. · Любовь в родине, к миру, · Стремление к миру · Развитие чувства собственного достоинства и дисциплинированы мированности · Проявление культур, Закон послушность. · Развитие культуры межнационального общения. Ценности: родина, народ, россияне, толерантность(Толерантность- реализование на неблагоприятное воздействие) Содержание: общество знания, география, природоведение, история, достижения науки и искусства, музей, изучение государственный символов РФ, символики других стран, изучение природы. Формы: коллективные- групповые, фронтальные Методы: участие в детских общественных объединениях, общественно-полезный труд, совместные формы, другие видов деятельности.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 46487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |