Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лишение свободы




Арест

Согласно ч. 5 ст. 88 УК назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев. По сравнению со взрослыми несовершеннолетним максимальный предел этого наказания сокращен на одну треть.

Содержание ареста выражается в строгой изоляции осужденного от общества в так называемых арестных домах, которые еще только предстоит создать в России.

С определенными оговорками арест можно сравнивать с наказанием в виде лишения свободы на срок от трех до шести месяцев или до одного года, назначавшимся несовершеннолетним по УК. РСФСР. В теории права и судебной практике по-разному решается вопрос об эффективности кратких сроков лишения свободы вообще и по отношению к несовершеннолетним в частности.

В процессе разработки УК РФ среди юристов также не было единства мнений по данному вопросу. Во-первых, лишение свободы на краткие сроки предусмотрено главным образом за преступления небольшой и средней тяжести, за которые возможно назначать другие, менее строгие наказания, а к несовершеннолетнему можно применить принудительные меры воспитательного воздействия либо поместить его в специальное воспитательное учреждение.

Во-вторых, практика применения лишения свободы на краткие сроки выявляла преимущественно негативные последствия этого наказания: разрыв с семьей, привычными условиями жизни, травмирование и без того нарушенной психики несовершеннолетнего; пребывание в колонии наносило дополнительную психологическую травму, а в ряде случаев было связано и с более тяжелыми последствиями (различного рода болезни, вплоть до получения инвалидности), которых сложно избежать в условиях изоляции.

В 1987 г. авторским коллективом Института государства и права АН СССР было предложено ввести в систему наказаний два вида ареста, разница между которыми заключалась бы в пребывании виновного в условиях изоляции весь срок или только во внерабочее время, выходные и праздничные дни. Но это наказание ни в каком виде не могло быть применено к несовершеннолетним.

Вместе с тем нельзя не заметить, что в ряде случаев несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет не воспринимают меры наказания, не связанные с их изоляцией от общества (а в настоящее время это только штраф, исправительные работы и условное осуждение), в качестве наказания.

В свою очередь меры, не связанные хотя бы с непродолжительной изоляцией несовершеннолетнего от общества, зачастую не способны содействовать предотвращению его противоправного поведения. Поэтому в современный период, в условиях постоянного роста подростковой преступности, ее склонности к рецидиву, лишение лица в возрасте от 16 до 18 лет свободы на небольшой срок (арест) в специально созданных для этой цели учреждениях (арестных домах) и привлечение к работе с несовершеннолетними специально подготовленных сотрудников в перспективе могли бы содействовать как предотвращению негативных последствий, так и обеспечению необходимого карательного воздействия на виновных и способствовали бы восстановлению социальной справедливости, а также достижению целей общей и частной превенции.

В гл. 10 разд. III УИК РФ 1997 г. определены порядок и условия отбывания наказания в виде ареста. Согласно ст. 68 УИК РФ осужденный должен отбывать арест в арестном доме по месту осуждения и, как правило, весь срок в одном арестном доме, за исключением случаев его перевода в другой арестный дом по состоянию здоровья или в целях обеспечения его личной безопасности.

Строгая изоляция в арестных домах предполагает более жесткие условия содержания по сравнению с воспитательными колониями. Осужденным не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка несовершеннолетних не осуществляются, передвижение без конвоя не разрешается.

Несовершеннолетние осужденные, содержащиеся в арестном доме, так же как и взрослые, могут быть привлечены к работам по хозяйственному обслуживанию арестного дома без оплаты, продолжительностью не более четырех часов в неделю.

В ч. 3 ст. 69 УИК определены отдельные особенности правового положения несовершеннолетних осужденных по сравнению со взрослыми. В частности, в арестных домах они должны содержаться отдельно от совершеннолетних осужденных, им должно предоставляться одно краткосрочное свидание в месяц продолжительностью до трех часов с родителями или лицами, их заменяющими; у них на тридцать минут больше ежедневные прогулки (не менее полутора часов); их материально-бытовое и медицинское обслуживание должно осуществляться по нормам, установленным для воспитательных колоний.

Анализ содержания наказания в виде ареста приводит к выводу о том, что целей наказания предполагается добиваться посредством дисциплины и ограничений, без каких-либо мероприятий воспитательного характера, т.е. посредством устрашения. Обращает на себя внимание и тот факт, что в арестных домах не решена проблема занятости осужденных, за исключением привлечения их к работам по хозяйственному обслуживанию арестного дома не более четырех часов в неделю. Неопределенность времяпрепровождения осужденных в возрасте от 16 до 18 лет в арестных домах может привести к непредсказуемым последствиям.

Значение труда как фактора воспитания личности трудно переоценить.

Интересны в этом смысле положения новой программы борьбы с преступностью в США. Для американской исправительной системы в целом не характерна концепция исправления трудом. Однако в последние годы, в обстановке постоянного роста преступности, особенно детской, правительство США решило уделить серьезное внимание именно труду осужденных, рассматривая его как одно из средств искупления вины, начав с детских лагерей.

Основная идея создания такого лагеря — дисциплина и труд, причем нелегкий труд — расчистка и строительство дорог, уборка лесных массивов, другие работы в зависимости от профиля местности, где будут располагаться такого рода лагеря. Цель привлечения осужденных к труду — покончить с пагубным влиянием американского тюремного безделья. В таких лагерях к работе с молодежью будут привлекаться и психологи*.

В процессе создания в России арестных домов их дислокация должна определяться с учетом максимальной возможности привлечения осужденных к труду, соответствующие изменения необходимо внести и в УИК РФ.

Особенностью лишения свободы для несовершеннолетних является вдвое меньший по сравнению с совершеннолетними максимальный срок этого наказания — десять лет (независимо от степени тяжести совершенного преступления) и отбывание его в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. В этой части УК РФ оставил без внимания положения УК РСФСР (ч. 2, 6 ст. 24).

В процессе работы по созданию УК РФ обсуждались, с одной стороны, предложения снизить максимальный предел лишения свободы несовершеннолетним, а с другой — повысить его. В книге "Уголовный закон, опыт теоретического моделирования" предлагалось снизить максимальный предел лишения свободы несовершеннолетним до семи лет. Свою позицию авторы монографии обосновывали неэффективностью влияния длительных сроков лишения свободы на достижение целей наказания.

Десятилетний максимальный предел лишения свободы оставлен в связи с тем, что это наказание рассматривается как крайняя мера в отношении лица моложе 18 лет, которая в соответствии с рекомендациями Пленума Верховного Суда РСФСР от 24 декабря 1990 г. может быть назначена ему только в случаях, когда суд придет к убеждению, что его исправление невозможно без изоляции от общества.

Важно иметь в виду и то обстоятельство, что десятилетний срок лишения свободы несовершеннолетнего сопряжен с переводом его из воспитательной колонии в исправительную, что коренным образом меняет правовое положение виновного и не способствует достижению преследуемых наказанием целей*.

* "... Как свидетельствуют данные уголовной статистики, лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, имеют более высокую вероятность вторично стать преступниками. Следовательно, чем большая часть населения прошла через места лишения свободы, тем обширнее резервы преступности" (Михайловская И.Б., Кузьминский Ю.Ф., Мазаев Ю.Н. Преступность: что мы знаем о ней. Милиция: что мы думаем о ней. М., 1994).

Постоянный рост преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет, преобладание в ее структуре тяжких и особо тяжких преступлений убеждают в несвоевременности снижения десятилетнего предела лишения их свободы.

Минимальный предел лишения свободы у несовершеннолетних, как и у взрослых, повышен по сравнению с У К РСФСР на три месяца и равен шести месяцам.

В отличие от взрослых несовершеннолетние осужденные отбывают наказание в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. В воспитательные колонии общего режима для отбывания наказания направляются все несовершеннолетние женского пола и впервые осужденные к лишению свободы несовершеннолетние мужского пола. В воспитательных колониях усиленного режима содержатся несовершеннолетние мужского пола, ранее уже отбывавшие лишение свободы.

УИК РФ устанавливает для несовершеннолетних три уровня условий их содержания: обычные, льготные и строгие в пределах соответствующей воспитательной колонии. Условия содержания различаются по степени ограничений прав и свобод осужденного. При поступлении в колонию назначенного судом вида режима все виновные содержатся на обычных условиях, впоследствии перевод на более льготные или строгие условия зависит от их поведения в процессе отбывания наказания. Такая система исполнения наказания предполагает обеспечение воспитательных колоний специалистами-воспитателями.

На конец 1995 г. в РФ находилась 61 воспитательно-трудовая колония, где содержалось 20,9 тыс. несовершеннолетних, в том числе 1136 девушек в трех ВТК для несовершеннолетних женского пола.

В колониях для несовершеннолетних примерно на 21 тыс. подростков приходилось 10,5 тыс. сотрудников, включая руководителей, воспитателей, учителей, режимных работников, младших инспекторов, психологов, клубных работников, врачей и др. На 100 подростков приходилось 5—6 воспитателей (для сравнения: в ИТК для взрослых на одного начальника отряда приходилось 100—150 осужденных). Эти цифры свидетельствуют о несколько лучшем положении с кадрами в воспитательных колониях, чем в исправительно-трудовых колониях. Однако это средние показатели, полученные из обобщения численности персонала во всех исправительных учреждениях. В действительности привлечению к работе с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях специалистов социальной сферы (педагогов, врачей и тем более психологов) все еще не уделяется должного внимания.

Таким образом, лишение свободы, во-первых, остается одним из самых строгих наказаний, применяемых к несовершеннолетним, и, во-вторых, — одним из наиболее вероятных в судебной практике, так как это наказание может быть назначено всем возрастным группам несовершеннолетних в случаях нецелесообразности применения к ним принудительных мер воспитательного характера, а в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений является единственно возможной мерой ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.