КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности статистической методологии. Метод статистики
Вопрос№4 Методологической основой статистики является теория познания, определяющая научный подход к изучению явлений природы и общества. Это означает, что статистика анализирует социально-экономические явления и процессы не изолированно, а в их взаимодействии, взаимосвязи, не в состоянии покоя и неизменности, а в движении, в изменении и развитии.
Методы анализа с помощью обобщающих показателей. Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования. В соответствии с ранее сформулированными познавательными задачами статистики как науки в процессе статистического анализа исследуются структура, динамика и взаимосвязи общественных явлений или процессов. Выделяют следующие основные этапы анализа:
Характерным для статистических методов на этой стадии является применение обобщающих показателей: абсолютных, относительных, средних величин и индексных систем. Некоторые общие черты формирования обобщающих показателей устанавливаются посредством измерения их вариации. Изучение вариации наряду с применением средних и относительных величин имеет большое практическое и научное значение. Показатели вариации дополняют средние величины, за которыми скрываются индивидуальные различия. Они характеризуют степень однородности статистической совокупности по данному признаку. Показатели вариации определяют степень и границы вариации признака. Соотношение показателей вариации может выражать взаимосвязь признаков. Изучение структуры сложных явлений - исходный пункт статистического исследования. Здесь вопросы изменения и развития возникают в отраженной форме с различным уровнем развития элементов структуры. Конечная задача статистического исследования структуры - анализ внутренних связей в объекте исследования. Характер этих связей более наглядно проявляется в динамике структурных изменений. Исследование динамики обычно носит дифференциальный или интегральный характер. Фиксация состояний процесса образует интегральный динамический ряд, который исследуется на основе обобщающих аналитических показателей, специальных приемов обработки и моделирования рядов динамики. Прогнозирование дальнейшего хода развития общественных явлений осуществляется с помощью экстраполяции. Закономерности причинно-следственных связей общественных процессов и явлений устанавливаются с помощью корреляционно-регрессионного анализа, а также методов многомерного статистического анализа. Взаимосвязи явлений также изучаются с помощью статистических группировок, сопоставления параллельных рядов, построения систем взаимосвязанных индексов и т. д. Широкое применение в статистике находят графические методы, позволяющие в наглядной форме представлять результаты статистических исследований. Большое значение для развития статистической методологии имеет компьютеризация статистических исследований, позволяющая создавать базы статистических данных и программы их обработки, в значительной мере сокращать сроки обработки информации, широко использовать многомерные методы, улучшать качество и наглядность проводимого анализа. Статистическая методология - совокупность приемов, правил и методов статистического исследования социально-экономических явлений. Важнейшими особенностями статистической методологии являются: конкретность исследования; установление, прежде всего, сущности явления с учетом места и времени его развития; выделение однородных совокупностей, прежде всего, социальных и экономических типов изучаемого явления; разработка новых и модернизация существующих приемов и методов исследования в связи с изменением сущности и форм изучаемых явлений и процессов общественной жизни; применение системы показателей, позволяющих дать всестороннюю характеристику изучаемых явлений и процессов, закономерностей изменения их размеров и количественных соотношений. Статистическое исследование - это процесс изучения социально-экономических явлений посредством системы статистических методов и количественных характеристик (системы показателей). Основными стадиями статистического исследования являются: статистическое наблюдение, сводка и обработка статистических данных и статистический анализ. Иногда статистическое исследование дополняется статистическим прогнозом. Стадии статистического исследования тесно взаимосвязаны. Получен-ная в результате наблюдения первичная информация подвергается сводной обработке, в процессе которой осуществляется группировка единиц изучаемой совокупности, подсчитываются групповые и общие итоги, рассчитывается система обобщающих (сводных) показателей. Результаты сводки подвергаются анализу с целью установления фактов, необходимых для формулировки выводов и разработки конкретных практических предложений. На этих стадиях статистического исследования применяются специальные методы, образующие статистическую методологию и обусловленные спецификой предмета статистики. Основными являются метод массового наблюдения, метод группировок и метод обобщающих показателей. Метод массовых наблюдений. На первой стадии статистической работы (стадии статистического наблюдения) учитывается каждый единичный факт, индивидуальные значения признаков, присущие каждой единице совокупности. Характерным для этой стадии является метод массовых наблюдений. Это объясняется тем, что статистика изучает закономерности, которые проявляются в массовых явлениях под действием закона больших чисел. Метод группировок. На второй стадии статистического исследования (сводке первичного статистического материала) собранные факты подвергаются систематизации и подсчету. Их делят по признакам различия и объединяют по признакам сходства. Затем на этой же стадии подсчитываются суммарные показатели численности совокупности фактов (по группам и в целом) и объема признаков. Важнейшим методом на этой стадии является метод группировок. Значение метода группировок определяется тем, что статистика изучает явления общественной жизни, отличающиеся сложностью и многообразием форм развития. С помощью метода группировок изучаемые явления делятся на важнейшие типы, характерные группы и подгруппы по существенным признакам. С помощью группировок отграничиваются качественно однородные в существенном отношении совокупности, что является необходимым условием для применения обобщающих показателей. На второй стадии статистического исследования переходят от характеристик единичного факта к характеристике совокупности этих фактов, от характеристики индивидуального проявления признака к характеристике общего его проявления во всей совокупности. Метод обобщающих показателей. На третьей стадии статистического исследования проводится анализ сводного материала, анализ проявления закономерностей и связей в изучаемых процессах. Анализ с помощью обобщающих показателей заключается в измерении признаков, расчете относительных и средних величин, в сводной оценке вариации признаков, динамики явлений, в применении индексов, в балансовых построениях, в расчете показателей, характеризующих тесноту связей и др.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |