КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Арабская средневековая философия
Реалисты. Номиналисты. Реализм и номинализм в средневековой схоластике. В схоластике 9-14 веков отчетливо выступают два главных направлений: номинализм и реализм, боровшиеся между собой на протяжении нескольких столетей по вопросу о сущности общих понятий, или так называемых уневерсалий. Номинаоисты и реалисты вели спор о том, могут ли быть общии понятия вторичными т.е. предстовляют ли они собой продут деятельности мышления, или же они первичны, существуют самостоятельно. Номинализм предстовляет собой основу, росток материалистического направления в схоластике, был специфическим выражением материализма в философии средневековья. Признание номиналистами объективного существования предметов и явлений природы так или иначе приводило к расшатыванию церковной дагмы о первичности духовного и вторичности материального, подрывало религиозный в то время авторитет церкви и реальности священного писания. В противовес номиналистам, реалисты утверждали, что общии понятия по отношению к индивидуальным понятиям, характеризующим природу, являются первичными и существуют реально, сами по себе. Будучи ярко выраженным идеалистами средневековья, реалисты вслед за древнегреческим идеалистом Платоном доказывали, что общие понятия существуют независимо от обособленных индивидуальных вещей материального мира т.е. независимо от мыслей человека. Эти понятия по их учению, обладают самостоятельным бытиём и являются первичными, предстовляют собой только формы проявлением общих понятий. Единичные предметы и явления природы, говорили реалисты, в отличии от вечных общих понятиях являются преходящими. Реализм был филосовской основой ортодоксального католицизма, господствующим направлением в схоластике. Под арабской подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившаяся под культурным и часто политическим влиянием арабов. В теории познания арабские философы подчеркивали важную роль чувственного опыта. Авиценна рассматривал познание как процесс отражения предметов в чувствах и разуме познающего. Развивая учение об универсалиях, Ибн-Рушд доказывал, что познание отдельных вещей, их сторон и качеств, предшествует образованию понятий, которые формируются разумом на основе чувственного опыта. Упоминавшаяся уже теория «двойственной истины» Ибн-Рушда также вполне соответствует данной тенденции, поскольку стремится освободить «естественные» познавательные способности человека от диктата теологии. В целом следует сказать, что арабская философия средневековья менее зависима в своем содержании от теологии и поэтому в ней сильны тенденции материализма, пантеизма и эмпиризма.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |